Толерантность — умение жить в согласии друг с другом


муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Тема:
Выполнила:
Князева Ирина Викторовна
классный руководитель 4 «А» класса
г. Арзамас 2014
Аннотация
Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. И чтобы добиться этого, нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были преданным друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, привычки, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать всех такими, какие есть, т.е. быть толерантными.
Цель: воспитание внимательного отношения к себе и другим.Задачи: 1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность». 2. Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности. 3. Формировать у учеников адекватное отношение к праву любого человека выражать свою индивидуальность. 
Методы проведения – поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).
Оборудование: презентация, карточки со словами « искусство». «жить», «вместе»; альбомные листы, цветные карандаши.
Ход мероприятия
1.Организационный момент.
Учитель:
-Здравствуйте!-
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь!
 2. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. Мы будем говорить … а вот о чем, вы узнаете, когда из предложенного рада букв выпишите каждую третью «АБТСКООМЛНПЕБЖРЗХАЛЮНЩДТГРНСВОБЮСУЭТДВЬ»: (учащиеся выбирают)
- Итак, тема нашего классного часа «Толерантность»
3.Постановка учебной задачи
Учитель: Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова.
Задайте вопросы по теме классного часа. О чём бы вы хотели сегодня узнать?
Что такое «толерантность» ?Как это слово определяется на разных языках?
Что значит быть толерантным?
Какого человека можно назвать толерантным?
Могу ли я себя назвать толерантным?
4. Поиск решения.
Учитель: Как мы учимся находить ответы на свои вопросы?
Ответы детей: Можно посмотреть в словарь ,найти в интернете, спросить у взрослых, провести наблюдение или эксперимент.
Учитель: - Давайте обратимся к нашему помощнику – толковому словарю и найдём там значение слова «толерантность»
Ответы детей: В толковом словаре мы не нашли значение этого слова?
Учитель: Как вы думаете? Почему? (ответы детей).
Учитель: Действительно. Слово «толерантность» появилось в нашей речи не так давно.  
Международный день, посвящённый терпимости отмечается 16 ноября. Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность трактуется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления индивидуальности.
Учитель: А вы знаете, почему слово «толерантность» получило такое название? Об этом нам расскажет…
(заранее подготовленный ученик рассказывает историю слова)
- Понятие толерантность, имеет свою историю: на рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Шарль Морис Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном правительстве, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Благодаря его действиям появилось на планете понятие толерантность.
Вопрос к учащемуся, подготовившему сообщение (учимся формировать самооценку деятельности)
Учитель - Где ты нашёл информацию?
Тебе кто-то помогал или ты справился сам?
Учитель: В разных странах определения толерантности различны. Давайте посмотрим, какое значение имеет это слово в других языках
tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; 
tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; (слайд)
tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; 
tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; 
толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. 
Учитель: Какое слово является ключевым для понятия толерантность?   Конечно, это слово терпимость.
5.Примененение знаний.
1.Чтение сказки. “Три товарища” (курдская сказка)
Трёх товарищей застала ночь, и решили они завернуть в ближайшую деревню. Постучали в первый попавшийся дом. Радушно встретил их хозяин, да никак не поймёт, кто же из них за старшего. Спросил одного: «Скажи на милость, кем вы приходитесь друг другу и кто из вас старший?»
- Эти двое – ослы, – ответил гость, – им со мной рядом сидеть не положено.
Через некоторое время хозяин спросил второго гостя: «Будь добр, скажи, кто из вас старший, чтобы я мог по достоинству одарить его».
- След моей ноги дороже их голов, – ответил гость. – Они – собаки.
Наконец хозяин вызвал третьего: «Дорогой, не скажешь ли, кто у вас за старшего, я желал бы побеседовать».
- Оба они умнее меня, и оба для меня старшие. Ты можешь побеседовать с любым из них. Хозяину понравился этот ответ: «Дорогой мой гость, прости, что я тебя задержал, а теперь прошу за стол». И велел хозяин своим слугам:
- Накройте три стола. На один стол положите сена, на другой – костей, а на третий – всё, что полагается для дорогого гостя.
Удивились гости. А хозяин говорит:
– Ешьте, дорогие гости, не стесняйтесь. Кем вы сами представились, то вам и подано…
2.Работа по сказке.
Кого из трёх спутников можно назвать настоящим товарищем?
Как вы думаете, почему двое спутников так относились к людям?
Какое средство лучше всего помогает людям научиться уважать друг друга?
Учитель - Я предлагаю сейчас выполните несколько упражнений и понаблюдать над результатами, которые у нас получатся.
1. «Снежинки» (индивидуальная работа)
Возьмите листок.
Сложите его пополам.
Оторвите правый верхний угол.
Сложите ещё раз пополам.
Ещё раз оторвите правый угол.
Ещё раз сложите пополам.
И ещё раз оторвите правый верхний угол.
Разверните листок и покажите своё «произведение» одноклассникам.
Учитель - Обратите внимание, какие разные получились у вас снежинки! Хотя был дан чёткий алгоритм действий. Почему это произошло? (Ответы детей).
Вывод: -Если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным.
2.«Рисунок вдвоём» (работа в парах)
Учащиеся делятся на пары. Каждая пара получает лист бумаги. Необходимо взять один карандаш вдвоём и нарисовать рисунок на свободную тему.
После выполнения работы проводится обсуждение по вопросам:
-Почему нарисовали именно это?
-Кто что рисовал?
-Как вам рисовалось?
-Что было самым сложным? Почему?
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: - У каждого из нас свои интересы, поэтому очень важно уметь выслушать мнение другого человека, уметь договориться.
3.Упражнение «Давайте пофантазируем,,,» (фронтальная работа)
-Представьте, что наступит время, когда все люди на земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д).Каким будет этот мир? Как будут жить в нём люди? Хорошо или плохо, что все мы разные? Как жить в мире, где столько разных людей?
-Составьте вывод из слов .Учащиеся составляют предложение : «Толерантность – умение жить в согласии друг с другом. Делаем вывод: различия дополняют и обогащают людей. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. И чтобы добиться этого, нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были преданным друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, привычки, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать всех такими, какие есть, т.е. быть толерантными.
3. Практико-ориентированное задание. (групповая работа)
Учитель: Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно? Сочиняем правила «толерантности». Учитель предлагает слова, а дети сочиняют стихи-правила. Учитель помогает группам в работе.
1 гр (слова: разные, равные, смеяться, грустить, счастье, так тому и быть)2 гр (индивидуальность, уникальность)
3гр ( различия, восхищаться, улыбаться)
4 гр. (разные, равные, дружба, дети, нужно)
Группы представляют свои варианты, на экране презентации появляются «правила».
1 группа: Да, наверное, мы разные! Но все при этом равные!
Мы все имеем равные права смеяться и грустить,
Мы все для счастья рождены и так тому и быть!
2 группа: Ведь каждый из нас –индивидуальность,
И в этом, конечно, и есть уникальность!
3 группа: Различиями нашими мы будем восхищаться!
Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!
4 группа: Мы разные – мы равные!
И нет преград для дружбы.
Мы – дети все, мы – просто дети,
Нам ссориться не нужно!
6. Рефлексия.
Учитель: -Мы с вами хорошо поработали, и теперь каждый знает, какие неповторимые особенности есть у него. Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале классного часа? Вы узнали о себе что-то новое? Оцените свою работу. Закончите фразы.
Меня удивило…..
Я почувствовал …
Я думаю ……
7. Домашнее задание.
Учитель :- Расскажите своим близким о том, что вы узнали сегодня на классном часе, Попробуйте совместно с родителями придумать на каждую букву слова толерантность слова, характеризующие качества, необходимые человеку для общения.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Википедия -http://ru.wikipedia.org/wiki/
Школа жизни -http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26866/
День толерантности -http://www.lasius.narod.ru/images/toler1.htm
Шустова,Л.П. Воспитание толерантности: приём для индивидуальной и групповой работы .