Рабочая программа курса по выбору Основы журналистики (9 класс)


Пояснительная записка.
Курс по выбору "Основы журналистики” предлагается для обучающихся 9-ого класса как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора.
Программа курса направлена на развитие культуры речи, творческих способностей обучающихся 9-ого класса.
Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, познакомиться с основными жанрами журналистики, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности. Для изучения данного курса необходимо изучить понятия журналистика, журналист, корреспондент, репортер, газета, рубрика, газетная статья и показать учащимся процесс создания газетного материала от начала до конца в его основных стадиях.
Программа рассчитана на 10 часов.
Цель курса: теоретическое и практическое знакомство с газетными жанрами и принципами создания школьной прессы; формирование культуры речи учащихся.
Задачи курса:
- расширение представлений о газетных жанрах;
- развитие сознательного интереса к СМИ;
- формирование умения ориентироваться в современном потоке информации:
- совершенствование умений и навыков анализа литературного (научного, делового, публицистического) текста;
- повышение уровня речевой компетенции учащихся;
- содействие личностному росту учащихся;
- развитие творческих способностей учащихся;
- профессиональная ориентация учащихся;
- воспитание гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).
Формы обучения:
лекция;
практикум;
экскурсия;
ролевая игра;
работа в группах
Требования к уровню подготовки обучающихсяОбучающиеся должны знать:
основные жанры прессы;
специфику создания статей разных жанров журналистики;
законы построения номера газеты;
особенности стилевой организации газеты.
Учащиеся должны уметь:
логично излагать материал;
создавать различные по жанру статьи;
проводить опросы, анкетирование учащихся;
брать интервью;
работать индивидуально, в соавторстве, в группе;
определять и доносить до читателя свою идею;
соблюдать нормы русского литературного языка и понимать эстетическую функцию языка;
применять выразительные средства языка, различные приемы построения речи;
рецензировать тексты разных жанров;
осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста;
иллюстрировать свои материалы.
Учебно – тематический план
№ п/пНаименование раздела Общее количество часов
1. Введение. Из истории российской журналистики. 1
2. Жанры журналистики 8
3. Выпуск газеты. 1
Итого: 10
Календарно – тематическое планирование
№ п/пТема занятия Основное содержание по теме Требования к уровню подготовки обучающихсяВид контроля, вид самостоятельной работы Оборудование Домашнее задание Дата проведения
План Факт
1. Введение. Из истории российской журналистики. Профессия журналиста. Функции журналистики. Базовые навыки журналиста. Развитие журналистики Знать: функции журналистики, журналистские профессии, Базовые навыки журналиста-профессионала, историю развития журналистики Тестирование,
опрос Презентация Выучить материал лекции 2. Общее знакомство с жанрами журналистики. Основные понятия о газете. Особенности публицистического текста.
Журналистские жанры. Газета, композиция газеты, рубрики газеты. Знать: особенности публицистического текста,
журналистские жанры, что такое газета, композиция газеты, рубрики газеты. Отчет о работе в группах, опрос Презентация Выучить материал лекции 3. Заметка как основной жанр журналистики. Лексические и синтаксические особенности жанра. Цель написания заметки. Ведение записи. Знать: лексические и синтаксические особенности жанра, цели написания заметки. Уметь: получать информацию, вести записи. Создание заметки Образец заметки Написать заметку 4. Репортаж как основной жанр журналистики. Предмет репортажа. Форма репортажа Знать: формы репортажа
Уметь: вести записи, вести репортаж.
Создание репортажа Образец репортажа Закончить работу над репортажем 5. Интервью как основной жанр журналистики. Особенности диалога. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи. Знать:особенности диалога. Уметь:
обрабатывать полученные сведения. Создание интервью Образец интервью Взять интервью и оформить его 6. Очерк как публицистический
жанр. Типы очерка. Сбор материалов. План очерка. Лирические отступления. Композиция очерка. Знать: типы очерка.
Уметь: писать очерк Создание очерка Образец очерка Закончить работу над очерком 7. Рецензия как публицистический жанр. Предмет и задачи жанра. Виды рецензий. Использование специальной терминологии. Знать: предмет и задачи жанра, виды рецензий.
Уметь: писать рецензию
Написание рецензии Образец рецензии Закончить работу над рецензией 8. Статья как публицистический жанр. Написание статьи. Типы статей. Признаки статьи. Стилистические особенности статьи. Цикл статей. Тема и подтемы. Взаимосвязь заголовков. Знать: типы статей, признаки статьи,
стилистические особенности статьи. Уметь: писать статьи Написание статьи Образец статьи Закончить работу над статьей 9. Редактирование статьи. Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная. Язык и реклама. Экология языка. Знать: что такое экология языка,
Уметь: править текст.
Редактирование статьи Статьи обучающихсяРаботать над проектом 10. Выпуск газеты. Традиции школьной газеты. Определение названия, тематики, идеи, задач номера. Выбор композиции газеты. Оформление газеты.
Уметь: оформлять газету, защищать свой проект Защита проекта «Газета «Школьные вести» Газета -------------- Литература
А.И. Акопов. Общий курс издательского дела. Учебное пособие для студентов-журналистов. Под ред. проф. В.В. Тулупова. — Факультет журналистики ВГУ. — Воронеж, 2004.
Васильева В. А. Делаем новости. - М.: Аспект-Пресс, 2002
Леонид Гвоздев. Техника интервью. Учебное пособие. - Москва, 1999
Т. Засорина, Н. Федосова. Профессия – журналист. Ростов - на – Дону, 1999
Котельникова С.А. Аннотация–отзыв–рецензия–эссе // Русский язык в школе. 1998. № 1.
Развивайте дар слова/ под редакцией Ладыженской Т.А. – М.: Просвещение, 1990
Теория и практика сочинений разных жанров. Сост. Ладыженская Т.А. и Зеналова Т.С., М.: Просвещение, 1990.
http: //journ.ucoz.ru/forum (форум сайта Журфак-PRO)
Данные о составителе программы
Программа составлена Афанасьевой Ириной Викторовной, учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Синдеевская основная общеобразовательная школа» Беловского района Курской области