Личностные особенности девиантных подростков


Профилактика девиантного поведения подростков на основе изучения их личностных особенностей.
О.Ю.Толстухина, социальный педагог, психолог МКОУ СОШ пгт Подосиновец
"Я не верю в то, чтобы были морально дефективные люди. Стоит только поставить в нормальные условия жизни, предъявить ему определённые требования, дать возможность выполнить эти требования, и он станет обычным человеком, полноценным человеком, человеком нормы".
Каковы же основные причины, обуславливающие высокую степень вероятности отклонений от социальных норм? Таковыми причинами являются: Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском, уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных, безработица, инфляция, коррупция и т. д. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма, отчуждении личности.
Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, взрыве насилия и правонарушениях; Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагоприятных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитание в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить отношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования .
За последние три года количество подростков (учеников нашей школы), совершивших правонарушения возросло в 3 раза. Большую тревогу вызывает факт, что после проведения профилактической работы с подростком, а она порой длится не один год, подросток вновь попадает в поле зрения правоохранительных органов. Работу с данной категорией детей ведут различные структуры. Но раз есть случаи повторного совершения правонарушения, следовательно, мы работаем неправильно, неэффективно. Считаю, что мы не учитываем индивидуальных особенностей каждого подростка. Часто планы, хоть и называются индивидуальными, не учитывают личностные особенности подростка. Анализ девиантного поведения подростка, определение мотива совершения им проступка невозможен без учета характерологических и личностных свойств. Чтобы не допустить возникновения девиаций, необходимо раннее распознавание личностных изменений, ведущих к отклонениям в поведении. Девиантное поведение –это действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции. К группе риска мы относим подростков, неуспевающих по учебным предметам, имеющих пропуски уроков, совершивших правонарушение, проживающих в семьях с одним родителем.
В результате анализа психолого-педагогической литературы мы установили, что подростки девиантного поведения в целом имеют ряд типичных особенностей:
– трудности в обучении, во взаимоотношениях с родителями, друзьями, учителями, одноклассниками, неорганизованность, зависимость от других;
– нарушения самоотношения и самопонимания, формирования жизненных ценностей, ориентиров, идеалов;
– поиск свободы через бегство от правил и норм, испытание себя и других, поиск и расширение границ возможного;
– отсутствие позитивных интересов и целей;
– обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности;
– переживание неудачности, проблемности, отсутствие волевого самоконтроля;
– наличие акцентуированных черт характера, неумение находить адекватные средства и способы поведения в трудных ситуациях, отсутствие благополучной семьи и уважения к родителям.
Цель исследования – изучение наиболее характерных особенностей подростков – девиантов.
1.Анкетирование среди подростков с девиантным поведением с целью: выявление морально-нравственных установок подростка.
Название методики Исследуемый критерий Цель
Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса – А. ДаркиУровень агрессивности, уровень враждебности. выявления важных, показателей и форм агрессии.
Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) Личностная и ситуативная тревожность Выявление уровня тревожности.
Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) Склонности к аддиктивному (зависимому) поведению Выявление склонности к аддиктивному поведению
Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса – А. Дарки на выявление уровня агрессивности и уровня враждебности.
Проявления агрессии можно разделить на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Опросник Басса-Дарки, разделяет понятия агрессии и враждебность, определяя последнюю как реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий.
В результате анализа видно, что уровень враждебности превышает норму. Это говорит о том, у них часто происходят конфликтные, враждебные ситуации.
Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера): уровень личностной тревожности находится выше нормы.
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел).
Данная методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.
60% подростков выражена готовность или есть предрасположенность к реализации зависимого поведения.
В настоящий момент проводится исследование акцентуаций подростков .
После проведения диагностик, анализа полученных данных составлена психологическая характеристика каждого испытуемого. составлены рекомендации для классного руководителя, учителей-предметников, родителей, самого подростка.
Рассматривая данную проблему, хочется вспомнить слова Антона Семеновича Макаренко: «Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».