ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ОБРАЗА МИРА У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ, СОВЕРШИВШИХ ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Мирошниченко М. В.
Е-mаil: mar360@yandex.ru
ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ОБРАЗА МИРА У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ, СОВЕРШИВШИХ ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
На всех этапах становления общества, человек стремился к пониманию мира, в котором он живет. Познание мира, по сути, является познанием отношения человека к происходящему, с позиции соотнесения его смысла жизни, потребностей, целей, интересов. Осмысление своего места в жизни, является одной из основных потребностей, для удовлетворения которой необходимо создание единой картины мира, как основополагающей составляющей мировоззрения [5,9].
Та или иная картина мира, включает в себя как обыденно-практические, так и теоретические знания. Обыденно-практическая картина мира содержит: знания, возникающие на основе чувственного отражения повседневной практической жизни, отличается незначительной глубиной, отсутствием системности, может быть достаточно противоречивой. Она имеет свои рамки видения действительности, индивидуализирована и не содержит типических черт, характерных для социальной группы[3].
Теоретическая картина мира, характеризуется высоким качеством знаний, отражающих существенное в вещах, явлениях и процессах бытия. Имеет абстрактно-логический характер и системные знания, носящие концептуальный характер, не имеет жестких временных рамок.
Единство обыденно-практической и теоретической картины мира, представляет собой целостную картину мира.
Первые картины мира формировались в эпоху античности, носили натуралистический характер, т.е. представляли собой образно-понятийную копию Вселенной. Философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью, и соответствующая определенному этапу исторического развития [5,с.39]. Основными элементами структуры, являются знания о природе, обществе, о познании и человеке. Данная проблематика рассматривается в работах таких философов, как Демокрит, Лукреций, Платон, Аристотель, Авиценна и др. Параллельно сформировались две модели бытия: религиозная и религиозно-философская. Их единство заключается в отражении мира, посредством фундаментальных философских понятий, знаний формирующих основы мировоззрения, многозначных по своему содержанию и в своем единстве представляющих космоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм. Окружающий целостный мир понимается как мир взаимозависимостей и взаимосвязей [4,5,6,9].
Таким образом, философская картина мира – это совокупность знаний, дающая интегральное осмысление (научное, теоретическое или обыденное), тех сложных процессов, которые протекают в природе и обществе, в самом человеке. Она представляется двумя компонентами: концептуальным компонентом – знаниями (понятия, категории, законы, принципы), и чувственно-образным (опыт, наглядные представления о мире, обыденные знания).
Широкое теоретико-практическое изучение различных аспектов проблемы образа мира в психологии, начинается в середине XX века. Анализ работ таких авторов, как: А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов, В.В. Петухов, Ф.Е. Василюк, В.Ф. Петренко, Г.А. Берулава, Е.Ю. Артемьева, Щедровицкий Г.П. и др., приводит нас к выводу о том, что образ мира представляет собой личностно обусловленное, интегративное отношение субъекта к окружающему миру. Этот образ активен и избирателен, т.е. динамичен, служит основой жизнедеятельности человека. Актуальному чувственному переживанию образа предшествует его предметное значение и эмоционально – личностный смысл, которые выполняют регулятивную функцию, обеспечивая формирование и становление образа жизни человека по критериям соответствия актуальной действительности. «Новая информация вписывается в образ мира человека по критериям соответствия актуальной действительности. Эти процессы определения внечувственных, психологических качеств способствуют конструированию образа мира и его активной, напряженной части – психологической ситуации [1, с.81].
Важным аспектом является изучение этапа личностного развития, на котором формируется стремление к означиванию смыслов и ценностей, определения их валентности. Таким этапом психологического становления личности, является подростковый период. В этом возрасте окончательно формируется интеллектуально-познавательная и мотивационно-потребностная сферы, что делает возможным осмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей, проявляется способность подростка к рефлексии, что в дальнейшем влияет на весь процесс жизнетворчества личности.
В качестве объекта нашего исследования выступили несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые и осужденные, находящиеся в следственном изоляторе № 1, г. Ростов-на-Дону. Всего в исследовании приняло участие 72 подростка в возрасте 14 – 15 лет, из них: 60 – мужского пола, 12 – женского пола .
Учитывая психологические особенности девиантных подростков, мы пришли к выводу, о необходимости усовершенствования психологического инструментария, используемого в диагностике образа мира данной категории подростков [7].
Открытым оставался вопрос, рассматриваемый нами ранее, о цели проведения проективной методики «Образ мира» при использовании существующей интерпретации результатов [8]. Мы отмечали высказывание Берулава Г.А. о том, что «Важнейшая задача методологии психологии – выявление субъективного мира личности. Практический психолог пытается выявить его на основе инструментария, имеющего под собой часто довольно противоречивую теоретическую основу. В свою очередь исследование проблемы образа мира невозможно без обращения к проблеме сознания [2, с.15]. Так же, важным мы считаем замечание автора, о том, что «тесты апеллируют к объективным значениям, уравнивающим всех в виде определенной статистической нормы, но не к личностным смыслам, которые индивидуальны [там же, с.25].
Мы изучили ряд работ описывающих анализ и принцип использования проективных методик, а так же работы направленные на решение вопроса о цветовых интерпретациях, предлагаемых различными авторами. Считаем возможным обобщить их в виде следующих положений расширенного способа интерпретации, направленного на валидизацию проективного теста «Образ мира».
Во-первых, в данном тесте символизируемое (означаемое) – образ мира, задано изначально. Следовательно, как дополнительный критерий, нужно проводить анализ символизирующего (означающего). Так как изображаемый символ, является средством презентации опыта личностных переживаний через отношение человека к миру, необходимо определить валентность символизирующего, чтобы понять отношение к символизируемому.
Валентность содержания изображения, на наш взгляд, складывается из полюса «Значение» (З) – образы, знаки, значения, символы (предметное содержание в целом) – как носители социального опыта развития личности, социально-культурных, моральных норм. Важным дополнением в определении отношения к сформированному образу мира, является полюс «Личностный смысл» (ЛС) – модальность испытываемых чувств, выраженная цветом. Оба полюса могут иметь как знак «+» так и «-».
Например, рисунок с изображением социально адаптивных, позитивных действий, ситуаций, образов (З+), нарисован подростком с использованием основных цветов, либо их более светлых оттенков (ЛС+). В этом случае мы можем считать, что валентность образа мира определена знаком «+», так же, как и отношение испытуемого к сформированному образу. Это можно представить в виде формулы (З+ЛС+) – обе составляющие с положительным знаком.
Рисунок с изображением социально адаптивных, позитивных действий, ситуаций, образов (З+), нарисован подростком с использованием ахроматических цветов (ЛС-). В этой ситуации мы можем считать, что валентность образа мира определена знаком «+», но позитивное смысловое содержание рисунка, негативно оценивается самим подростком. Можно сказать, что позитивный образ мира, вызывает негативную реакцию подростка. Что можно представить в виде формулы (З+ ЛС-).
Либо рисунок с изображением асоциальных или негативных действий, ситуаций, образов (З-), изображен с использованием ахроматических цветов (ЛС-). В этом случае мы можем считать, что валентность образа мира определена знаком «-», и отношение испытуемого к сформированному образу негативное. Можно говорить об отвержении, неудовлетворенности, испытуемым того социального окружения, обстановки, в которых происходит его взаимодействие с окружающим миром. Представим это в виде формулы (З- ЛС-), т.к. обе составляющее с отрицательным знаком
Рисунок с изображением асоциальных либо негативных действий, ситуаций, образов (З-), изображен подростком с использованием основных цветов, либо их более светлых оттенков (ЛС+). В этом случае мы можем считать, что валентность образа мира определена знаком «–». Но интерпретируется это, как негативное смысловое содержание рисунка (относительно нормам и правилам, принятым в обществе), позитивно воспринимаемое подростком. Расцениваемое как приемлемые и достойные подражания способы поведения. Что мы представляем в виде формулы (З- ЛС+).
Во-вторых, определение валентности цвета по светлости тона, по нашему мнению, является значимой составляющей определения валентности изображения (рисунка) в целом. Можно предложить рассматривать основные цвета: синий, зеленый, красный, желтый, дополнительный смешанный цвет – фиолетовый (фактически, в стимульном материале к тесту Люшера – малиновый), и производные от них (т.е. смешанные или более светлых тонов) – как цвета со знаком «+», т.е. выражающие положительную валентность. А дополнительные ахроматические: черный, серый и смешанный – коричневый, как цвета со знаком «–», т.е. выражающие отрицательную валентность. Либо использовать в работе только восьмицветовые наборы карандашей, аналогично цветам теста Люшера. Что значительно упростит цветовую интерпретацию теста и позволит избежать различного рода неточностей.
В-третьих, перед выполнением рисуночного теста «Образ мира» можно проводить тест Люшера. Что поможет определить «ситуативность» при выборе цветов используемых в рисунке. Является ли определенный цвет доминирующим в личностных предпочтениях испытуемого, или выбран ситуативно и доминирует только в рисунке.
В-четвертых, информативной может быть «равнопредставленность» цветов. Цвета используются согласно общепринятым нормам, и испытуемый не старается «навязать» какой-либо цвет в объеме, более чем необходимом для изображения рисунка (нет синих деревьев, зеленых рек и т.д.). В противном случае, особое внимание нужно уделять символам, предметам, образам, изображенным в несвойственном им цветовом решении. Либо на доминирование в рисунке какого-либо одного цвета (встречаются рисунки, исполненные с использованием карандаша одного цвета).


Литература:
1. Белоусова А.К. Образ мира и его регулятивная роль в формировании профессиональной деятельности // Профессия и проблемы образования. Ростов н/Д: Изд-во «Фолиант», 2002. С. 81-82
2. Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии: Учеб. Пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с.
3. Бореев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т. 1 – Смоленск: Русич, 1997. – 567 с.
4. Ждан А.Н. история психологии. От Античности до наших дней. – М.: Академический Проект, 2004. – 576 с.
5. Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия – М.: Юриспруденция, 2000.– 144 с.
6. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г. Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с.
7. Мирошниченко М.В. Исследование системы жизненных смыслов и особенностей образа мира у девиантных подростков // Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования: материалы Первой Международной научно-практической конференции (24 – 26 ноября 2010 г., Россия, Ростов-на-Дону). – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. С. 592 – 597
8. Мирошниченко М.В. Проблема диагностики образа мира у девиантных подростков, совершивших противоправные действия// «Актуальные проблемы психологии: теория и практика»: материалы международной заочной научно-практической конференции.(30 мая 2011г.) – Новосибирск: Изд. «ЭНСКЕ», 2011, С. 87 – 94
9. Спиркин А.Г. Философия – М.: Гардарики, 2000. – 368 с.

Заголовок 1 Заголовок 2