Занятия по развитию речи на тему Едет с поля урожай (2 младшая группа)


Технологическая карта
организованной учебной деятельности
Дата________________
Образовательные области: Познание. Коммуникация.
Раздел: Развитие речи.
Тема: Едет с поля урожай.
Цель: Учить составлять сравнительный описательный рассказ по двум предметам.
Задачи
ЗКР: активизировать звуки: [ч], [з], [с], [т].
Словарь: расширять и активизировать словарь, вводить антонимы.
ГСР: развивать умение употреблять в речи однородные члены, согласовывать слова в роде, числе и падеже.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, разучивание песни «Едет с поля урожай», инсценировка сказки «Репка», рассматривание овощей и определение их вкусовых качеств.
Оборудование и материалы: письмо, муляжи овощей, овощи для приготовления салата, посуда.
Словарная работа: урожай, овощи, растут на грядке.
Билингвальный компонент: пияз-лук, сәбіз-морковь, қияр-огурец, қызанақ-помидор, көкөністер-овощи.
Этапы деятель-ности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно -побудительный Сюрпризный момент: пришло письмо.
Уточняет: на чем можно нам отпрваиться?
Игра«Назови противоположенные слова».
Цель: активизировать антонимы. Проявляют заинтересованность и узнают, что письмо от бабушки, она просит детей помочь собрать урожай.
Высказывают предположение, на каком транспорте можно доехать до бабушки, если она живет далеко, а детей много. Приходят к выводу- на поезде.
Называют слова и становятся друг за другом:
-слон большой, а собачка...(маленькая)
-летом тепло, а зимой... (холодно)
-мама молодая, а дедушка...(старенький)
-дорога широкая, а тропинка... (узкая)
-кресло мягкое, а стул ...(твердый)
-днем светло, а ночью...(темно)
Отмечает длину поезда и под звуки отходящего поезда имитируют движение колес и озвучивают звуками:
-машинист стоять устал, подоет он сигнал (ту-ту),
-поезд набирает ход (чух-чух-чух),
-выпускает пар (с-с-с-с),
-машинист тормозит (з-з-з-з),
-поезд наш стоит(дети останавливаются).
Организационно-поисковой Игровая ситуация: детей встречает бабушка, беседует с ними, показывает детям грядки.
Билингвальный компонент: лук-пияз, мороковь-сәбіз, огурец-қияр, помидор-қызанақ, овощи-көкөністер.
Игра «Собери урожай».
Цель: учить действовать в команде, упражнять в назывании предметов, развивать двигательную активность. Объявляют о возвращении в группу.
Спрашивает, что можно приготовить из овощей. Готовит салат.
Просит составить сравнительный описательный расказ о помидоре и огурце. Здороваются с бабушкой, сообщают, что приехали помочь ей собрать овощи. Определяют, что растет на каждой грядке.
Используют слова на казахском языке: лук-пияз, мороковь-сәбіз, огурец-қияр, помидор-қызанақ, овощи-көкөністер.
Называют овощи, описывают внешние свойства и вспоминают вкусовые качества, отмечают, какие овощи можно есть сырыми, а какие необходимо варить.
Называют обобщающие слова «овощи». Делятся на группы, и каждая группа собирает овощи в корзинку, подсчитывают, сколько собрала каждая группа. Получают от бабушки угощение- огурцы и помидоры.
Прощаются с бабушкой, строят поезд, вспоминают, кто за кем стоял, возвращаются в группу.
Решают, что можно приготовить салат. Следят за действиями педагога, проговаривают действия педагога. Пробуют готовый салат, высказываются о его пользе для человека, питательности и вкусовых качествах.
Составляют рассказ о внешнем виде и вкусовых качествах, как можно применять и где растут:
Помидо-круглый, гладкий, красного цветы, огурец-зеленый, продолговатый, шершавый. Это овощи, они растут на гряке в огороде. Из помидоров и огурцов делают салат.
Рефлексивно-корригирующий Предлагает вспомнить о деятельности в путешествии. Вспоминают содержание занятия. Рассказывают что им понравилось.
Ожидаемый результат.
Воспроизводят: названия овощей , употребление обобщающего слова, поддерживают беседу, проявляя коммуникативные навыки, описывают предметы.
Понимают:по каким признакам определяют овощи, какова их питательная ценность.
Применяют: знания и наблюдения из личного опыта и деятельности.
Ф.И.О. воспитателя____________________________________________________________
Ознакомлена_________________________________________________________
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
Дата________________
Образовательные области: Познание. Коммуникация.
Раздел: Развитие речи.
Тема: Что нам нужно в доме?
Цель: Учить составлять рассказ об увиденном.
Задачи
Словарь: учить различать и называть части предметов.
ГСР: учить употреблению сущ.с предлогами в, на, под, за, продолжать учить детей согласовывать слова в роде, числе и падеже.
Предварительная работа: чтение стихотворения С. Маршака «Откуда стол пришел», конструирование мебели из строительного материала, загадывание загадок, исследование предметов мебели, игра «Расставь куклам мебель», знакомства с казахским орнаментом.
Оборудование и материалы: сказочный герой Незнайка, картинки с мебелью, загадки, иллюстрации с изображением Незнайки возле различных предметов, макет комнаты, предметы игрушечной мебели.
Словарная работа: буфет, мебельный магазин.
Билингвальный компонент: үстел-стол, орындық-стул, кереует-кровать.
Этапы деятель-ности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно -побудительный Сюрпризный момент: приходит в гости Незнайка. Он принесет разные картинки и просит с ними поиграть-отгадать загадки.
Игра «Отгадай загадки».
Цель: развивать мышление, учить определять предмет по признакам.
1.С ногами, а без рук,
С боками, а без ребер,
С сиденьем, а без живота,
Со спиной, но без головы.
2.Под крышей -четыре ножки,
А на крыше-суп да ложки.
3.Днем спит на ней покрывало и подушка,
А по ночам там спит- Андрюшка.
4.Здесь и вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки-
По порядку все лежит.
5.У него четыре ножки,
Он не ходит по дорожке,
Он не прыгает, не скачет,
Не смеется и не плачет.
Тихо у стены стоит-
Кто устал-присесть велит.
Билингвальный компонент: стол-үстел, стул-орындық, кровать-кереует.
Игра «Третий лишний».
Цель: упражанять в нахождении несоответствия.
Создание проблемной ситуации: Незнайка говорит, что:
-диван, кровать, стакан-это мебель;
-шкаф, стол, шуба-это мебель;
-кресло, стул, верблюд- это мебель.
Незнайка просит детей рассказать, из каких частей состоит мебель и для чего она необходима.
Упр. «Назови части».
Цель: учить детей выделять и называть части предметов. Проявляют интерес. Здороваются, рассматривают Незнайку. Включаются в группу.
Отгадывают загадки о мебели. Находят к ним картинки-отгадки.
Кресло.
Стол.
Кровать.
Шкаф
Стул
Обобщают словом «мебель».
Называют предметы мебели на казахском языке: стол-үстел, стул-орындық, кровать-кереует.
Проговаривают, где Незнайка допустил ошибку объясняет к какому виду относится третье слово.
Называют части:
-стул (спинка, сиденье, ножки, на нем сидят);
-кровать (спинка, ножки, на ней спят);
-шкаф (стенки, двери, полочки-в нем лежат или весят вещи);
-стол (столешница, ножки-за столом едят, рисуют, пишут).
Организационно-поисковой Игра «Где находится Незнайка?» через просмотр фотографий.
Цель: активизировать употребление предлогов.
Игра «Расставь мебель».
Цель: активизировать словарь, упражнять в ориентировке в пространстве.
Предлгает детям рассказать о комнате Незнайки.
Незнайка прощается с детьми: он радуется, благодарит детей за помощь. Рассматривают фотографии и рассказывают, около чего стоит Незнайка, употребляя предлоги.
Проявляют интерес и узнают, что Незнайка купил новую мебель и не может ее расставить, предлагают оказать ему помощь. Берут предметы мебели и расставляют на макете комнаты.
Составляют рассказ об увиденном: Комната у Незнайки большая и светлая. В комнате есть стол, стул, шкаф, диван, два кресла. На стене висит картина. Есть большое окно. Прощаются с Незнайкой.
Рефлексивно-корригирующий Уточняет: что делали на занятии, что детям понравилось, то нового они узнали, как называется магазин, где продают мебель? Вспоминают деятельность в ходу ОУД, рассказывают о понравившихся моментах, размышляют о новых знаниях, употребляют обобщающие слово «мебельный магазин».
Ожидаемый результат.
Воспроизводят:название и части мебели, решают проблемные ситуации, размышляют, составляют рассказ об увиденном.
Понимают: что относытся к предметам мебели и какую функцию они выполняют.
Применяют: коммуникативные навыки в ходе ОУД.
Ф.И.О. воспитателя____________________________________________________________
Ознакомлена_________________________________________________________
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
Дата________________
Образовательные области: Познание. Коммуникация.
Раздел: Развитие речи.
Тема: Кто живет в лесу дремучем?
Цель: Учить составлять коллективный рассказ из опыта.
Задачи
ЗКР: активизировать звуки, развивать слуховое внимание.
Словарь: расширять и активизировать лексикон.
ГСР: учить употреблять предлоги, развивать умение строить предложения с однородными членами предложения.
Предварительная работа: чтение стихотворения Е. Өтетілеұлы «Говорящие картинки», демонстрация иллюстраций, загадывание загадок о диких животных, Д/И: «Бегает, летает, плавает», «Чей хвост?», «Кто где живет?», «Чей детеныш?», беседа о животных леса, рассказывание сказок «Волк и козлята», «Колобок», «Три медведя», П/И «Лиса и зайцы», «У медведя во бору».
Оборудование и материалы: игрушки-пчелка, дикие животные Казахстана.
Словарная работа: звери, лисные жители, берлога, дупло, бор.
Билингвальный компонент: тиін-белка, ара-пчела, түлкі-лиса, кірпі-еж, қасқыр-волк, аю-медведь.
Этапы деятель-ности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно -побудительный Предлагает отправится на погулку в лес . вопрос:
-А кто же нам покажет дорогу?
Сюрпризный момент: появляется пчелка.
Билингвальный компонент: пчелка-ара.
Пчелка соглашается помочь детям, но просит сначало поиграть с ней в игру.
Упр. «Спой песенку».
Цель: активизировать звуки.
-Знаете ли вы песенку комарика?
-Знаете ли вы песенку жука?
-Знаете ли вы песенку ветра?
-Знаете ли вы песенку водички?
Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук...»
Цель: развивать слуховое внимание, учить слышать звуки в словах.
[з] - зебра, машина, зонтик, зима, снег.
[ж] – живот, жираф, дом, яблыко, ножик.
[ш] – шапка, конфетка, шишка, машина.
[с] – стол, ручка, стул, самолет, слон.
Пчелка летит и ведет за собой детей. Проявляют желание, размышляют о лесе, кого можно там встретить, как надо вести себя в лесу. Здороваются с пчелкой и просят о помощи:
-Пчелка, пчелка, расскажи, Пчелка, пчелка, покажи, как найти дорогу в лес.
Узнают, как на казахском языке: пчелка-ара.
Играют с пчелкой, поют песенки.
З-з-з-з...
Ж-ж-ж...
Ш-ш-ш...
С-с-с...
Если услышат заданный звук в слове, хлопают один раз в ладоши.
Идут за пчелкой.
Организационно-поисковой Сообщает о том, что мы отпраляемы в лес. Прогулка по лесу.
Загадка.
Угадайте, кто прыгает по деревьям скок-скок да орешки щелк-щелк.
Игра «это чье?».
Цель: формировать умение по отдельным признакам определять, к какому животныму относится какая-либо часть тела. Игровая ситуация. Из-зи пенка выглядывает чей-то хвост.
На дороге колючий клубок.
Рога лося.
Хвост за деревом.
Тень медведя.
Предлагает вернутся в группу.
Создание проблемы: кукле в группе интересно узнать, где были дети и что видели, предлагает составить рассказ.
Билингвальный компонент:белка-тиін, лиса-түлкі, еж-кірпі, лось-бұлан, волк-қаскыр, медведь-аю. Получают информацию о диких животных, живущих в лесах нашей страны.
Отгадывают загадку, находят на дереве игрушку-отгадку- белочку.
Рассказывают, чем питается белочка, кто у нее детеныши и где она живет.
По развитию сюжета игры определяют, какому животному принадлежит какая-либо часть тела.
Высказывают предположения об обладателя хвоста. Обходят пенек и видят лису.
Рассказывают о том, что делает лиса за пеньком, спряталась она, потому что, хитрая, голодная.
Называют детенышей лисицы, где живет лисы.
Определяют что это еж.
Беседуют о том, что еж свернулся клубком-так он прячется от опасности.
Называют детенышей ежихи, чем питаются и где живут.
Догадываются, что рога принадлежат лосю.
Узнают информацию о том, что лоси сбрасывают рога. Называют детенышей лосихи, чем они питаются.
Определяют что это хвост волка.
Сравнивают хвост волка и лисы. Называют, кто детеныш у волчицы, чем питаются, где живут.
Определяют, что это тень медведя. Называют кто детеныш медведицы, чем питаются, где живут.
Возвращается в группу, благодарят пчелку и прощаются с ней.
Рассказывают по очереди где были, что видели.
Называют диких животных на казахском языке: белка-тиін, лиса-түлкі, еж-кірпі, лось-бұлан, волк-қаскыр, медведь-аю.
Рефлексивно-корригирующий Проводит рефлексию. Обобщают:
-В лесу какой страны побывали?
-Назовите одним словом, с кем сегодня встретились в лесу?
-Почем лесных жителей называют «дикими животными»?
Уточняют, кому что понравилось. Становятся в круг и отвечают на вопросы педагога.
Мы живем в Казахстане и познакомились с дикими животными.
Обощают понятие «дикие животные», высказывают предположение о том, почему они дикие. Рассказыают, что им понравилось в путешествии.
Ожидаемый результат.
Воспроизводят: находят заданный звук в словах, строят предложения с предлогами, согласовывая их в роде, числе и падеже, составляют коллективный рассказ.
Понимают:почему лесных жителей называют дикими животными.
Применяют:умение определять заданный звук в словах, полученные знания на других занятих в процессе деятельности.
Ф.И.О. воспитателя____________________________________________________________
Ознакомлена_________________________________________________________