Исследовательская работа Сердце бессердечного мира (по святым местам Грибановского района)


Пятнадцатый областной краеведческий конкурс
среди школьников и студентов
«Край Воронежский Православный»
Поспелов Владимир Андреевич,
Воронежская область, Грибановский район, с. Верхний Карачан,
ул. Гагарина, д.10, кв.2, тел.8-919-189-65-54
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнекарачанская средняя общеобразовательная школа
Грибановского района Воронежской области,
ул. Площадь Революции, д.2, тел. 8(47348) 41-2-42
Класс 11
Тема исследования: «Сердце бессердечного мира»
(По святым местам Грибановского района Воронежской области)
Дата начала и окончания краеведческой работы: май 2016 года - декабрь 2016 года
Педагог-руководитель краеведческой работы:
Лутовинова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы

22 декабря 2016 года
Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
Храм живет, пока в него ходят люди (действущие храмы на территории Грибановского района………………………………………………………………..4Утраченный святыни…………………………………………………………………14
Монастыри земли Грибановской…………………………………………………....16
Приложение……………………………………………………………………………20
Литература и источники………………………………………………………………33

Введение
Здравствуй, уважаемый читатель!
Кто ты? Школьник, студент, продавец, почтальон, ученый, строитель? Какой ты? Юный, пожилой, веселый, серьезный? Веришь ли ты в Бога? Мы не знакомы, но, если ты читаешь эти строчки, я знаю точно: ты – человек, не равнодушный и к истории своей страны, и к вере, и к собственной судьбе. Может быть, ты родился и вырос там же, где и я? А может, ты никогда не был в наших краях? Тогда добро пожаловать на Грибановскую землю.С тобой, мой читатель, мы пройдем по сельским дорогам восточной воронежской глубинки. У нас хватит сил посетить многие сёла.
Если ты историк, то я познакомлю тебя с важными датами, интересными личностями. Ты литератор? Доставай блокнот и записывай! Потому что реальные события бывают, порой, связаны с многочисленными поэтическими легендами. Я не угадал? Ну, конечно, ты фотограф-любитель! Поверь, такую красоту стоит запечатлеть. Опять не то? Ты искренне верующий человек и хочешь побывать там, где будет отдыхать и набираться сил твоя душа? Нам по пути. Обо всех храмах, известных мне хоть чем-то, я тебе расскажу. А придешь ли ты туда, решай сам.
«Деревянное чудо», «шоколадный иконостас», «колокольня, за которую цепляются облака»; икона, указавшая место, где должен стоять храм; записка и дневник как живые свидетели прошлого; страдальцы и страдалицы за веру свою – обо всём этом ты прочтешь, перелистав страницы этой работы. Я буду рад, если окажусь полезен тебе – мой друг, земляк, единомышленник, соотечественник.
Материал работы основан на архивных документах, газетных публикациях, воспоминаниях очевидцев.

-8001021907500Глава 1. Храм живет, пока в него ходят люди
Наше путешествие начинается с посещения центрального храма поселка Грибановский. Далеко на подъезде к Грибановке виден он, построенный в честь Богоявления Господня. Яркое впечатление производит храм своей неординарной архитектурой и гармоничностью форм.
Из архивной справки: «В селе Большая Грибановка церковь каменная, теплая, построена в 1898 году на средства прихожан. Престолов три: главный – Богоявления Господня и придельные – свт. Николая Чудотворца и свт. Тихона Задонского. Старая деревянная церковь за ветхостью закрыта в 1898 году. При церкви имеется церковно-приходская школа. Есть опись церковного имущества и метрические книги с 1813 года. Штат состоит из четырех священников, одного диакона, четырех псаломщиков. У причта – две десятины усадебной земли, 155 десятин – полевой».
Храм в честь Богоявления Господня и сейчас удивляет своим величием. Строился он с 1873 года как дивное сказочное сооружение, за маковку пятидесятиметровой колокольни которого «цеплялись облака». Храм строился в русском стиле. В декоре церкви использованы мотивы русской и западно-европейской средневековой архитектуры.
Здание храма строилось четверть века и – на века. Строители замешивали известковый раствор для кладки кирпичей на белке куриных яиц, для фундамента отесывали дикие валуны. На деревянные части шел только корабельный дуб, прямой как свеча. Храм строился с любовью. До трех тысяч верующих вмещал он.
Но наступил 1917 год. И злая сила начала истреблять верующих людей и священников, а заодно и сами храмы. Десятки миллионов православных людей сгинули в этой мясорубке, десятки тысяч священников и других служителей церкви. Тысячи храмов были стерты с лица земли.
В 1937 году был расстрелян священник Богоявленской церкви – отец Димитрий Богословский. Это был очень образованный, интеллигентный человек, окончивший Санкт-Петербургскую семинарию, знающий несколько иностранных языков. В доме священника был рояль, на котором он прекрасно играл. Матушка Нина Митрофановна играла на скрипке, она преподавала в Грибановской музыкальной школе сольфеджио. Их дети были позже репрессированы. Такая же участь постигла многих борисоглебских и грибановских священников. Храм в честь Богоявления Господня был закрыт. Здание храма использовалось для различных хозяйственных нужд.
Во время хрущевской оттепели ценою неимоверных усилий удалось вновь открыть храм. Но на третий день Пасхи 1966 года ревнители советской нравственности и морали на дверь храма вновь повесили замок. А потом и вовсе заварили газосваркой вход.
Только в июле 1989 года стараниями и молитвами правящего архиерея верующим удалось добиться разрешения председателя Комитета по делам религии на восстановление В 1992 году настоятелем храма в честь Богоявления Господня стал отец Александр Лучин. Восстанавливали храм, как в былые времена, всем миром. Люди трудились от души, с любовью и старанием, не покладая рук. Храм ожил: запел хор, на стенах появились росписи. На восстановление храма стали жертвовать немалые суммы руководители местных хозяйств. Зачастили в храм и бывшие атеисты – прозрели, покаялись. Пришли в храм учителя и стали постепенно приводить учеников, рассказывать им о Христе, о вере православной.
Сейчас в храме продолжается реставрация, регулярно проводятся богослужения, работает воскресная школа для детей и взрослых.
С 2008 года настоятелем храма является иеромонах Павел (Журавлев). При нем в храме заменены окна, появились новые двери, приобретена новая церковная утварь, облачение для священника, золоченые подсвечники, приобретены иконы архангелов Михаила и Гавриила, Спиридона Тримифунтского, Пантелеймона Целителя, золоченые иконы чудотворца Николая Мир Ликийского и святого Тихона Задонского; новый светильник – хорос. Все это стало возможным благодаря старанию настоятеля храма иеромонаха Павла и пожертвованиям прихожан.
Когда звонит колокол – крестятся по всей Грибановке стар и мал. А значит, вместе со всей Россией продолжает жить наперекор всем горестям и бедам храм в честь Богоявления Господня.
Из Грибановки наш путь может быть продолжен к северу или к югу. Хотите увидеть близнеца храма Христа Спасителя? Тогда нам на север, в Малую Грибановку. Именно там находится святое наследие помещика Ульяна Хренникова.
-35560317500В начале двадцатого века село Малая Грибановка входило в Борисоглебский уезд Тамбовской губернии. Земли на ее территории принадлежали церкви – 150 га. Усадьба с большим парком, переходящим в лес, принадлежали помещику Хренникову Ульяну Александровичу с братьями. Старший из них – Василий Александрович, заложил на свои средства церковь в форме звезды. Прежде чем приступить к строительству, по святым местам России были посланы ходоки, с целью отобрать все лучшее для воздвижения храма. Так, архитектура здания напоминает храм Христа Спасителя в Москве, форма иконостаса характерна для храмов Северной стороны. Был узнан секрет немеркнущих красок, которыми расписан алтарь, стены же расписаны позолотой. Для их росписи приглашались лучшие мастера. Особенно славились икона над входом с левой стороны «Грешница». Достопримечательностью церкви был иконостас, весь резной, из дерева. Его называли «шоколадный». Сам помещик Василий Александрович ничего не жалел для строительства. В имении его готовился кирпич, которого ушло более 1 миллиона штук. На телегах местные крестьяне перевезли тонны земли для насыпи под фундамент, пиленый известняк для основания. Строительство велось только летом, зимой здание давало усадку. Храмостроитель Хренников пожелал иметь семейный склеп-усыпальницу перед алтарем для себя и своих родственников. Перед склепом была сооружена часовня из черного мрамора, которая была разграблена в 1917 году. Церковь окружала красивая кованая ограда. Звонкие колокола были слышны даже в Большой Грибановке. В храме было много ценных красивых икон, стены украшали написанные иконы, стекла – цветная мозаика. Престолов три: главный – Покров Пресвятой Богородицы и предельные – святого Николая Чудотворца (6 мая и 9 декабря) и Трех святителей (30 января).
Храм начал строиться в 1892 году, работать – в 1904 году. Стоимость церкви – 119700 рублей, израсходовано кирпича – один миллион, площадь – 1000 квадратных метров, кубатура – 32800 кубических метров.
Напротив храма была построена церковно-приходская школа, разбит сад. Имеется опись церковного имущества и метрические книги с 1815 года.
Штат: 3 священника, один диакон, 3 псаломщика. У прихода - 3 десятины, усадебной земли - 151 десятина, общий доход от земли составлял 1500 рублей в год. Приходовый – капитал 800 рублей, церковный капитал – 3196 рублей. Дома у прихода были собственные.
Священник, диаконы, певчие служили вплоть до 1917 года. Приход был многолюдным. Верующие приходили из соседних сел, особенно любили праздничные шествия.
Когда началось разрушение храмов и уничтожение священников, пострадал и приход в селе Малая Грибановка. Священник отец Андрей Знаменский принял мученический венец за веру. В 1937 году вместе с диаконом отцом Виктором и протоиереем Андреем они подверглись пыткам и были замучены до смерти. Храм тоже подвергся поруганию: были сброшены колокола, сломана ограда, расхищены иконы, в храме устроили зернохранилище, в подвалах – овощехранилище.
По словам старожилов, в годы Гражданской войны во время Антоновского мятежа на Тамбовщине одна из противоборствующих групп засела в храме. Во время обстрела снаряд угодил в стену, но не разорвался. Он был вынут сапером Михаилом и взорван в поле.
Во время Отечественной войны в храме содержали военнопленных. После войны в 1945 году храм был открыт и освящен заново. Священником был батюшка из соседнего села М. Алабухи, где храм был разрушен до основания. Отец Михаил даже в преклонном возрасте ходил пешком на службу из Малых Алабухов. Его сменил отец Владимир Генерозов, служивший в храме до кончины и похороненный в ограде.
Жизнь в приходе возродилась в послевоенное время. Храм опять наполнился прихожанами. Опять потянулись к духовному светильнику боголюбивые души из соседних деревень.
Но постепенно, к 70-м годам, приход стал беднеть. Пожилые прихожанки отошли в вечность, а душевное состояние молодежи не требовало Божьего света.
«Мы стараемся возродить храм, ведь он сердце нашего села, говорит Алексей Ванюков, заслуженный деятель культуры РФ, художественный руководитель народного ансамбля «Сельские зори». – Вставили окна, покрасили ограду, побелили фундамент. Но кровля худая, вода течёт по стенам. Несколько лет назад мы перекрыли алтарь. Мы просим Господа, чтобы послал нам мецената, который поможет вернуть храму былую красоту. Одним жителям села с этим не справиться».
Любой человек, побывавший здесь, обратит внимание на это святое место. Обратил на него и губернатор Воронежской области Алексей Васильевич Гордеев. Сюда он приехал по просьбе Героя труда Юрия Коннова. Приехав в Малую Грибановку, губернатор осмотрел храм Покрова Пресвятой Богородицы, являющийся жемчужиной церковного зодчества и памятником архитектуры. Именно за него просил Юрий Александрович. Губернатор намерен привлечь к этому спонсоров. Малогрибановцы с радостью примут любую помощь.
7429512001500Мы продолжаем посещение действующих храмов, и мы в Кирсановке. Это село стоит в окружении древних высоких холмов. Чудо этого села – Христо-Рождественская церковь. Это один из немногих приходов Воронежской епархии, в котором совершались богослужения в годы Советской власти. Её неповторимость ещё в том, что таких деревянных церквей, построенных в позапрошлом веке, осталось всего три на всю Россию. Церковь прошла долгую и трудную жизнь. Об этом можно из первых рук узнать из дневника жителя Кирсановки Федора Ивановича Никитина. Записи сохранились до наших дней и являются уникальным свидетельством жизни кирсановцев. А теперь дадим слово самому автору дневника.
1890 год. «Ноябрь… Наконец достигли мы цели, новой церкви. По разрешению консистории 19-го втянули колокола. Большой – 84 пуда 13 ф., 2-й – 51 пуд, 3-й – 5 пудов, 4 и 5-й – по 25 ф. Они висели более 15 лет на подсохах на земле. По случаю ветхости старой церкви, а а 30-го дня освящение всей церкви было, а 24-го прощались со старой церковью. Отслужили молебен и панихиду. Она стояла более 100 лет».
Главное убранство церкви – это иконы. Они разных размеров, много больших: два на полтора метра, например; есть и совсем маленькие – из дорожных, походных. Сейчас повсюду открываются храмы, которые хотят иметь у себя старинные иконы. Иные церковные иереи не прочь забрать икону из маленькой церкви в Кирсановке и подарить новому храму где-нибудь в Рязани. Так было. Но жители села не позволили это сделать.
Известный советский писатель В.А.Солоухин написал роман о трагической судьбе великих русских икон «Чёрные доски». Такая же судьба ждала бы иконы из Кирсановской церкви, но люди, рискуя жизнью, спасали их и само здание. К нему не прикоснулась ни одна кощунственная рука. Именно поэтому судьба церкви имеет продолжение. И.В.Сталин к концу Великой Отечественной войны поменял своё отношение к церкви. Храмы с его разрешения стали открываться. Делегация раненых фронтовиков-кирсановцев ездила в Москву, где была принята в Президиуме Верховного Совета СССР. Оттуда они привезли разрешение на открытие церкви, которая была закрыта в 1937 году.
В храме имеется местночтимая святыня – икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Время написания - конец девятнадцатого века. Автор неизвестен. У образа каждое воскресенье служатся молебны. В дни праздников его носят Крестным ходом по селу. В народе его именуют "явленным", то есть чудесно явившимся. Старожилы рассказывают, что более ста лет назад эта икона святителя Николая неизвестно кем была принесена в их местность и установлена над Святым источником в нижнем течении реки Карачан. У родника сельчане построили каменную часовню, где и поместили новоявленную святыню. Пред ликом Святителя круглые сутки горела лампада. Идут, к примеру, пастухи с коровами на луг, зайдут, подольют масла в светильник, поправят фитиль, помолятся…
А в село святыня была принесена в шестидесятых годах двадцатого века после разрушения надкладезьной часовни. До сих пор образ святого Николая находится в храме у левого клироса.
Храм в честь Рождества Христова является одной из самых древних построек села Кирсановка. Но, несмотря на это, сохранился он прекрасно. Выкрашен он в небесно-голубой цвет, что делает его легким и воздушным. В зависимости от освещения может быть разным: в яркий солнечный день сливается с облаками и поражает своей белизной, на закате – словно преображается, и к лазурно-голубым тонам присоединяются нежно-розовые и рубиновые оттенки. Храм будто светится. Стоит он в самом «сердце» села, на возвышенности, и служит его украшением. В настоящее время настоятелем храма служит иеромонах Александр (Гончаров).
635168783000Вернемся к нашему маршруту. Мы приближаемся к моему родному селу, и я должен сказать, что верхнекарачанцы ходят на службу или в Кирсановку, или в Средний Карачан. О храме, который был в Верхнем Карачане, я расскажу в главе «Утраченные святыни». Поэтому спустившись с кирсановской горы, пересекаем трассу «Воронеж-Саратов» и движемся в село Средний Карачан. Знаете ли вы что-нибудь о Феодоре Богоявленском? Нет? Тогда слушайте и смотрите.
Храм в честь Михаила Архангела расположен в центре села на возвышенной открытой площади. Первая деревянная церковь в селе была построена в 1856 году. Нынешний кирпичный храм был построен в 1897 году. Освящен в честь Архангела Михаила (престольный праздник 21 ноября).
Строительство было долгим, некоторые утверждают, что оно длилось лет 12 и в основном велось на деньги прихожан. При этом в соседних селах Верхний Карачан и Нижний Карачан были также приблизительно в это же время построены храмы и даже своими размерами они были больше чем в Среднем Карачане.
5257800-664464000За свое служение, а это с 1897 по 1936 годы храм неоднократно закрывался в связи со смутными временами в России. Не прошли мимо него тяжелые времена 30-х годов XX века. Возле храма, за алтарем были расстреляны староста храма Захар Иванович и ряд других прихожан, которых выводили во время богослужения из храма. Ненадолго храм открывался, и богослужения в нем совершались с 1945 по 1960 гг. В эти годы в приходе совершали свой монашеский подвиг инокини, изгнанные воинствующими атеистами из Таволжанского монастыря Новохоперского уезда.
В период с 1936 по 1996 годы храм был полностью разграблен. Не осталось ни полов, ни иконостаса, ни икон, ни кровли на храме. Местным жителям удалось спасти немногое: фрагменты лепнины, несколько икон, деревянный крест. В 80-х и 90-х годах храм использовался как колхозное зернохранилище. Вместо полов колхоз уложил в церкви дорожный асфальт, который там, к сожалению, и по сей день. В 1997 году храм был передан в ведение Воронежской епархии. С 1998 года храм начал свое служение. По указу Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия, настоятелем этого храма назначен был протоиерей Алексей Чибисов, при котором началась реставрация храма: были восстановлены пять куполов, полностью закрыта оцинкованным железом храмовая часть, трапезная часть готова к кровельным работам. Несмотря на ремонт, в храме регулярно совершаются службы в выходные и праздничные дни. Все работы по восстановлению храма ведутся на пожертвования прихожан. В настоящее время настоятелем храма является Андрей Черницын.
-355601270000 В первые годы советской власти в этом храме совершал свое служение священник Феодор Богоявленский. В 1937 году он был репрессирован и расстрелян в городе Борисоглебске. Священномученик Феодор Богоявленский Поместным Собором Русской Православной Церкви в 2002 году причислен к лику святых. В настоящее время в храме имеется икона мученика Феодора Богоявленского. В 2014 году в канун годовщины его расстрела в храм привезли вновь написанную в московской мастерской икону. В этот день, когда её освящали, на торжественном богослужении присутствовали потомки расстрелянного священника: сын - Владимир Федорович и дочь - Надежда Федоровна.
На страничке Андрея Черницына размещены слова преподобного Серафима Саровского: «Если на вашу долю выпала честь строить Дом Божий, примите это как Великий Дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит Храмы и многие грехи ему простит Господь». Помощь в этом деле приходит порой совершенно неожиданно, можно сказать чудесным образом. Православный священник 66-летний отец Майкл Ломакс, уроженец Англии и житель Бельгии, приехал в село Средний Карачан Грибановского района. В первый же день пребывания отец Майкл сфотографировал иконостас, который, по словам протоиерея Андрея, считается временным. Он появился в самом конце XX века и явно не соответствует величию и масштабам храма.
Отец Майкл тщательно замерил его, а вечером набросал чертеж, который собирается увезти с собой в Бельгию. То, что вы видите сейчас – временный иконостас, а о размерах прежнего можно судить по крючкам и болтам, оставшимся в стенах. Его высота была около 7 м, а длина – почти 30 м. Площадь того, который отец Майкл собирается восстановить, будет около 220 кв. м.
– Пока я точно не могу сказать, к какому решению мы придем вместе с отцом Андреем, - сказал зарубежный гость, - но я обязательно помогу, чем смогу в восстановлении храма Михаила Архангела. Я в Среднем Карачане всего несколько дней, но уже успел познакомиться с некоторыми прихожанами – это очень простые и душевные люди, гораздо более простые, чем большинство тех, кто приходит в наш храм в Брюсселе,
Он рассказал, что сначала рассчитывал поработать плотником, но увидел, что Михайловскому храму требуется гораздо большее участие. Надо ремонтировать крышу, на которой уже растут деревья, штукатурить стены и утеплять храм изнутри.
lefttop00– Я люблю Россию. Мне нравится ехать в поезде и, когда он останавливается на маленькой станции, выходить и покупать на перроне у бабушек горячие пирожки и особенно – чернику в кулечках их газет. Очень люблю русские блины, гречневую кашу. Я человек простой, и если могу хоть кому-то чем-то помочь, то обязательно помогаю. А сегодня я вижу, что в моей помощи нуждается этот громадный и красивый храм, который надо приводить в порядок, – добавил православный бельгийский священник.
Удивлены? Я тоже. Но мне радостно от того, что наши соседи получили такого помощника.
Итак, из действующих храмов осталось рассказать еще о трёх. Они находятся в сёлах Листопадовка, Васильевка и Тихвинка. В последнем из названных богослужения были возобновлены только 4 года назад. Но все по порядку.
Листопадовка
До 1959 года село Листопадовка было районным центром, а в более далеком прошлом Листопадовка и Дубовка составляли Макаровскую волость Новохоперского уезда. В них еще земской властью были построены больница, три школы. Наши предки возвели три храма, которые были гордостью села. Но главным из них был храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, он строился долго и был очень красивым, несомненно являясь памятником архитектуры XIX века.
1841599758500 В 30-х годах прошлого века, когда стали закрывать церкви, в Покровском храме была устроена ремонтная мастерская Дубовской МТС. В 1961 году остатки церкви были взорваны. До настоящего времени сохранились остатки второго храма в честь Михаила Архангела.
Прошло более 30 лет, и энтузиасты села задумали построить заново на старом месте Покровский храм. Возглавлял строительство Владимир Васильевич Трунов со своим братом Иваном Васильевичем Труновым, проживающим в Эстонии (он продал свою квартиру и дачу и пожертвовал большую сумму денег на строительство храма). 8 августа 2000 года по благословлению высокопреосвященного Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия было освящено место и заложен камень. В 2003 году храм открылся для прихожан, в нем регулярно совершаются богослужения. Служит там иерей Алексий Сафонов.
Васильевка
114305842000В 1725 году в селе Русская Поляна (старинное название села Васильевка) был построен храм в честь Василия Неокесарийского. В 1765 году деревянный храм сгорел. И только в 1795 году в селе построили кирпичный. Построенный храм переименовали в честь Казанской Божьей Матери. Этот храм работал до 30-х годов XX века, во времена гонений на церковь был закрыт.
-8255-22923500В 1967 году власти решили взорвать храм. По словам очевидцев, взорвать с первого раза не получилось. Только с третьего раза храм рухнул, и часть его ушла под землю. В 1999 году в селе решили вновь построить храм. И началось строительство. В 2010 году храм был освящен в честь Василия Великого, архиепископа Кесарии Капиадокийской. Настоятелем храма служит иеромонах Валериан (Соколов).
Тихвинка-6350317436500328041054229000Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери – самый старый из уцелевших храмов в Грибановском районе. 9 июля 2016 года памятнику русского зодчества исполнилось 239 лет. За это время он пережил многие исторические невзгоды. В этом его судьба похожа на остальные храмы. Но есть у него и своя история. В центре села на большом пустыре стояла в 18 веке конюшня генерала Сафонова. Случилось так, что её работники обнаружили в яслях вырезанную на липовой дощечке икону. Находку конюхи унесли домой. На другой день всё повторилось. На том же месте в яслях лежала икона с изображением Тихвинской Божией матери. Явление иконы генерал расценил как знак свыше. На месте конюшни был заложен храм. В 1777 году его освятили и назвали в честь иконы Божией Матери. 158 лет в нём не прекращалось богослужения. А в 1935 году храм закрыли. С тех пор прошёл 81 год. После долгого забвения о возрождении храма заговорили в 2004 году. Помог случай. Летом 2004 года в Тихвинке побывало телевидение. Передача о разрушенном храме получила общественный резонанс. И дело сдвинулось с мертвой точки. На сходе граждан в 2005 году было принято решение за возрождение святыни. И теперь тихвинцы верят, что с помощью небесной покровительницы у них всё получится.
Ну, что, мой дорогой спутник? Я благодарю тебя за то, что всё это время ты был со мной. Надеюсь, ты понял: мне есть, что рассказать и показать тебе. Теперь я прошу тебя просто посмотреть.
Глава 2. Утраченные святыни

Храм в честь святых апостолов Петра и Павла в селе Павловка был построен в 1824 году. Находился он в имении князя С.М. Волконского (внука декабриста князя С.Г.Волконского).

Село Большие Алабухи. Храм в честь Николая Чудотворца.
Фотография 1920-30-х гг. и вид в настоящее время.



Село Верхний Карачан. Церковь св. Касьмы и Дамиана. Фотография 30-х гг.

В XVIII веке в селе Посевкино находилась усадьба коллежского асессора Н.И. Оленина. Им в 1799 году был выстроен каменный храм, названный в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
3429046482000Глава 3. Монастыри земли ГрибановскойВсего в километре от шумной автомобильной трассы Воронеж-Саратов, на границе Аннинского и Грибановского районов Воронежской области, средь чистого поля простирается лесной массив. Дорожный указатель и маленькая часовня извещают путника, что он находится у Серафимо-Саровского мужского монастыря. На Воронежской земле был основан монастырь, который не имеет, как другие обители, многовековой истории, но имеет великого покровителя и молитвенника Серафима Саровского. Промыслом Божьим это место было предопределено для строительства обители, о чем свидетельствует канавка вокруг усадьбы, подобно ископанной, как в Дивеево, по воли Матери Божией и охраняющей пределы своим Покровом новой обители. Вековой лес напоминает дремучий Саровский бор, где жил угодник Божий Батюшка Серафим. Под густой сенью лип – небольшой домик, своим видом напоминающий пустыньку, где преподобный молился и принимал многочисленных посетителей. Всякого приходящего, преподобный старец встречал словами «Радость моя, Христос Воскресе!» Эти слова Батюшки Серафима по сей день звучат для всех приходящих в монастырь, собирая множество ищущих спасения души. Монастырь начал создаваться на месте бывшей дворянской усадьбы. Высочайшим повелением Императора Всероссийского Николая II герою Кавказской войны генералу Соловцову было пожаловано имение в Тамбовской губернии (ныне Воронежская области). Создание обители началось в 1995 году. В августе 1998г. было великое освящение храма Серафима Саровского, а 19 сентября 2004г. был освящен летний храм в честь Святых Царственных Мучеников. В монастыре находится святой источник, который был известен с давних пор и всегда считался целебным. В 2005г. был освящен новый источник и купель в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая чаша». В монастыре имеется пасека, зарыбленный пруд, огороды и цветники. Едут паломники за сотни, а то и за тысячи километров со всех уголков России и стран СНГ. Приезжают в монастырь с детьми, чтобы с ранних лет, с помощью Божией, правильно сформировать их внутренний мир, оградить юные искренние души от ложных идеалов и ценностей. А уезжают с благодарностью и верой, чтобы в следующий раз опять приехать в это необыкновенное место. Обитель принимает паломников и всех желающих потрудиться на благо монастыря и во Славу Божию. Вот что читаем на официальном сайте монастыря: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся». Ни один человек не уходил неутешенным из келии Саровского старца. Уповаем, что и ныне он донесет наши молитвы до престола Всемилостивого Спаса, и наше духовное обновление и выздоровление не замедлит. На земле святой обители, где непрестанно теплится молитва, всякое жизненное бремя становится легким. Множество людей стремится сюда, всей душой желая помолиться угоднику Божию и прося его помощи и вразумления на жизненном пути. Преподобный отче наш Серафиме, моли Бога о нас…».
24130170878500По другую сторону от той же трассы «Воронеж-Саратов» есть очень интересное с точки зрения истории место. Одна из утраченных святынь Грибановского района – Таволжанский Казанский женский монастырь. Был он намного больше и многочисленнее того, о котором сказано выше. Представьте, что вы сейчас на том самом месте. Поверьте – это необыкновенное сочетание красоты и уныния. Не осталось ничего, только фундамент, поросший травой и крест, поставленный паломниками.
На литограмме (единственное изображение этого исторического объекта) мы можем видеть четыре здания. А ведь было их намного больше: холодный храм, теплый храм, 4 двухэтажных корпуса с кельями для монахинь, конюшня, домик для диакона, баня, хлебная. Изучив сведения, имеющиеся в различных источниках, у меня получилась следующая хронологическая таблица существования Таволжанского монастыря.
Дата Сведения о монастыре
7 июля 1881 г. С благословения своей игуменьи мать Мария с четырьмя другими инокинями отправилась в Таволжанку и положила начало новой обители
26 августа 1881 г. Приступили к постройке большого каменного корпуса
14 ноября 1881 г. Был готов большой каменный корпус с теплой домовой церковью и освящен главный престол храма во имя Пр. Троицы
1882 г. Устроен левый придельный храм во имя Василия Великого
21 ноября 1884 г. Св. Синодом официально утвержден монастырь
Май 1885 г. Освящен правый придел во имя Введения в храм Пр. богородицы
1887 г. Разрешили строить новый обширный каменный храм
23 июня 1888 г. Положили начало фундаменту нового каменного храма
15 и 16 сентября 1901 г. Преосвященный Анастасий, Епископ Воронежский и Задонский совершил архиерейское служение в Казанском женском монастыре. Освящение во имя Казанской Божьей матери новоустроенного храма
1906 г. Настоятельницей монастыря становится игуменья Аполлинария27 декабря 1927 г. Президиум Воронежскогогубисполкома вынес постановление о ликвидации Таволжанской обители
23 июня 1929 г. Монастырь был окончательно закрыт. Было это на Троицу.
С горечью и печалью приходится сказать о том, что святое место, где некогда величественно возвышался Таволжанский Казанский монастырь, построенный самоотверженными трудами монахинь и послушниц, в настоящее время представляет собой пустынную возвышенность с поросшими травой траншеями и ямами на местах монастырских построек. Но среди верующих сохраняется предание таволжанских монахинь о том, что вокруг чудотворного образа Пресвятой Богородицы вновь некогда соберется община и возродится святая обитель.
24765122745500В заключение нашего путешествия я предлагаю познакомиться ещё с одни очень интересным объектом, не существующим уже в своём назначении. Возможно, кто-то поспорит и скажет, что это история другого района, соседнего Борисоглебского. Я расскажу, а вы сами решите, правильным ли был мой выбор.
Святая обитель благоверного князя Александра Невского на Грибановской горе в начале XX века была средоточием монашеской жизни, духовным центром нашего края. Среди храмов земли Грибановской Александро-Невский мужской монастырь стоит особняком. О нем нет даже упоминания в брошюре «Храмы земли Грибановской». …Святая обитель была основана на пожертвованной в 1867 году земле потомственного почетного гражданина Грибановки, купца 11-й гильдии Алексея Хренникова, - рассказывает директор Грибановского краеведческого музея Алексей Яшин. – Но воля купца была исполнена не сразу. Только в 1904 году его сын Василий осуществил мечту отца. Монастырь был построен на высоком берегу реки Вороны, откуда открывался прекрасный вид на Теллермановский лес, пойменные луга и город Борисоглебск. За три года на территории монастыря было возведено 9 зданий, в том числе однопрестольный храм во имя Святителя чудотворца Николая Мирликийского и деревянный странноприимный дом. Вся территория монастыря занимала 7,5 тысяч сажень и была обнесена деревянной оградой с четырьмя воротами.
В бытовом отношении монастырь был оснащен по последнему слову техники того времени. Имелся водопровод. Для его функционирования сделана водокачка и водоподъёмная машина. Обустраивать монашескую жизнь Василий Хренников пригласил игумена Серафима из Борисоглебска. Это был человек глубокой, твердой веры и подвижнических трудов, в совершенстве знал греческий и турецкий языки. При нем монастырь быстро разрастался. По благословению Святейшего Синода ей было дано название Александро-Невского Хренникова монастыря. Так в названии увековечилось имя благотворителя Хренникова. Созидательная духовная жизнь монастыря была нарушена в первые годы советской власти. В годы гонения на церковь монастырские постройки были разрушены. Милостью Божией сохранился деревянный резной иконостас, а также иконы св. Николая Чудотворца и св. Князя Александра Невского. В 20-е годы святыни были вывезены и сегодня находятся в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Самодуровка Поворинского района.
После 1924 года на территории обители долгое время размещалась воинская часть. От 9 построек сохранилось лишь двухэтажное каменное здание хозяйственного назначения. 12 лет назад верующие люди на территории монастыря установили поклонный крест в память о тех, кто служил Богу и погребен здесь.
Вот и закончилось наше путешествие. Если ты, уважаемый читатель, ещё со мной - значит мои труды не прошли даром. Многое из сказанного я готов подтвердить документально. А если тебе не хватило зрительных образов, приглашаю в фотогалерею.

Приложение 1
Материалы Государственной публичной исторической библиотеки России





Фотогалерея

Поклонный крест на месте Таволжанского Казанского женского монастыря


Богоявленский храм. Пгт. Грибановский

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Село Малая Грибановка

Колокольня в монастыре Серафима Саровского. Село Новомакарово

Храм св. Касьмы и Дамиана. Село Верхний Карачан. Автор рисунка Зыков В.Ф.
Литература и источники
Волховской, М. Г. Святые места на Руси : описание главнейших монастырей, их история и святыни / сост. М. Г. Волховской. - СПб., 1894. - 211, [1] с. : ил.
Денисов, Леонид Иванович. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин / сост. Л. И. Денисов. - М., 1908. - XII, 984 с.: ил., табл. - В подзаг.: С кратким топогр., историко-стат. и археол. описанием, библиогр. примеч., стат. табл. и 4 алфавитными указателями.
Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / изд. канц. Тамб. Духов. Консистории под ред. А. Е. Андриевского. - Тамбов, 1911. - 909 с.
Солоухин В.А. "Зимний день". М.: Сов. Писатель, 1969
Список настоятельниц женских монастырей и общин. - СПб., 1889. - 56 с.
Указатель храмовых празднеств в Воренежской епархии. - Воронеж : Тип. В. И. Исаева, 1884-1886. - 4 т.
Хронологический указатель церквей в Воронежской епархии (1586-1886 г.). - Воронеж, 1886. - 172 с.
Знамя труда, №58-2008; №24-2016; №27-2016; №37-2016; №53-2016, №91-2016; №47-2016.
Интернет-источникиhttp://borisoglebsk-online.ru/images/src/photobase/pbp_HxU82yaBJ7.jpeghttp://elib.shpl.ru/http://www.calend.ru/holidays/0/0/171/http://www.borisoglebsk.vob.ru/page/hram/listopadovka.htmhttp://www.serafimov-skit.ru/history/