Ориентация в дорожном движении

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»



















Методическая разработка занятия

Ориентация в дорожном движении










Мастер производственного обучения,














Салехард, 2014
Ориентация в дорожном движении
Современные автомобили способны двигаться с такой скоростью, что водитель уже не успевает «считывать» дорожную обстановку и адекватно на нее реагировать. В условиях интенсивного движения у водителя может наступить информационная перегрузка, и он начинает пропускать важную информацию. К примеру, может не заметить машину, идущую по левой полосе она может оказаться в «слепой» зоне зеркал, зато оценит скорость впередиидущего автомобиля, увидит перед ним просвет, и начнет маневр обгона. Или можно неверно оценить длину автопоезда, выезжающего на дорогу с боковой улицы, и, уступая ему дорогу, попасть под разворачивающийся по дуге прицеп. Точно так же, в условиях недостаточной информации и монотонной дороги возникает так называемый дорожный гипноз, в результате которого водитель также пропускает важные сведения и не успевает на нее вовремя отреагировать.

Ситуаций, требующих оперативных решений, возникает множество, и в какой-то момент информационная перегрузка (либо недогрузка) достигает той грани, за которой начинаются ошибки. Ведь механизм зрительного восприятия у человека остался практически такой же, какой был во времена пешей охоты на мамонтов. Но скорости-то изменились кардинально!

Однако причиной ДТП являются вовсе не недостатки зрительных возможностей водителя. Человек при нормальном зрении может без особого труда разглядеть и звезды на ночном небе, и мелкий шрифт в книге. Глаз человека практически не имеет ограничений на дальность восприятия. Острота зрения зависит от плотности расположения фоторецепторов в сетчатке глаза и в среднем составляет 1,0. Однако в норме у некоторых людей может быть несколько ниже (0,7 или 0,8), а может быть и 1,5, и 2,0 единицы и больше. Причиной ДТП является неверное восприятие дорожно-транспортной обстановки. Не стоит считать себя Зорким Соколом, а реально оценивать собственные возможности и использовать их с максимальной эффективностью.

Рациональные приемы наблюдения за дорожно-транспортной обстановкой позволяют:
увидеть опасность заранее и избежать ДТП, имея необходимые для этого время и пространство;
гарантировать себя от пропуска важных объектов дорожно-транспортной обстановки;
уменьшить физическое и умственное напряжение, связанное с управлением автомобиля.

Человеческое зрение не позволяет воспринимать с одного взгляда всю обстановку сразу. Чтобы осмыслить дорожно-транспортную обстановку, следует сконцентрировать внимание на наиболее важных с точки зрения безопасности элементах. То есть на:
дорожных знаках;
сигналах светофора и регулировщика;
дорожной разметке;
дорожных условиях;
поведении и состоянии других участников дорожного движения.

Правильное наблюдение за дорожно-транспортной обстановкой это:
концентрация внимания в области центра пути движения автомобиля;
чередование быстрых осмотров дорожно-транспортной обстановки с более длительным рассматриванием наиболее важных объектов;
постоянный контроль обстановки сзади и сбоку автомобиля;
оценка других участников дорожного движения.

Опытные водители представляют путь движения своего автомобиля, как полосу пространства на дороге, равную ширине автомобиля и располагающуюся впереди него.

При этом можно выдерживать нужное направление движения, ориентируясь на область дороги вблизи центра пути движения: водитель сосредоточивает свое внимание в центре полосы движения, а после рассматривания отдельных объектов дорожно-транспортной обстановки, взгляд возвращается в ту же область дороги. В центре пути движения определяется условная точка, в которой водитель хочет оказаться через определенный промежуток времени. Эта точка и становится целью движения конкретного момента и постоянно передвигается вперед со скоростью движения автомобиля. На подъеме или закруглении дороги центр располагается в месте, где будет находиться автомобиль, когда водитель закончит прохождение данного участка дороги.

Для контроля дорожно-транспортной обстановки вокруг автомобиля существует не только лобовое стекло, но и зеркала, позволяющие получать обзор сзади и по бокам автомобиля. К регулировке зеркал предъявляются следующие требования:

взгляд в зеркало заднего вида не должен требовать значительных движений головы (откидывания, наклона, прогиба шеи), в идеале должно быть достаточно простого перевода взгляда в зеркало;
зеркало заднего вида должно обеспечивать максимальный обзор зоны сзади автомобиля;
боковые зеркала должны обеспечивать обзор зоны вдоль боковой линии автомобиля под углом 30–35°;
регулировка зеркал должна обеспечивать хороший обзор дороги сзади и минимальные «слепые» зоны.