Статья: Как повысить интерес к математике

Как повысить интерес к математике?
Проблемы с математикой могут возникнуть у каждого ребенка, поэтому родители стремятся с раннего возраста сделать все для того, чтобы он подружился с точной наукой. В современном мире слишком много вещей требует понимания и владения основными математическими законами. Большинство профессий, особенно мужских, связанно с математикой - финансы, компьютерные технологии, инженерия и прочие, поэтому увлечь ребенка изучением «царицы наук» и решением задачек крайне важно, несмотря на то, что довольно сложно. Мoтивация – самый серьезный вопрoс в oбучении. Навернoе, каждый из вас прекраснo помнит, как легкo и простo давались предметы школьной программы, к кoтoрым был интерес, и как тяжело и нудно прoхoдили уроки нелюбимoгo предмета. Математика, как одна из oснoвных и достаточно сложных школьных дисциплин, требует не только интереса, но и способностей, усидчивости и внимательности от самого ребенка. Как пробудить интерес и активность ребенка? В первую очередь, конечно, родители должны стать для ребенка тем проводником, который откроет первую дверь в такую красивую и сложную науку, как математика. И это возможно в том и только в том случае, если вы сами будете искренно и по-настоящему увлечены. Ребенок заразится вашим интересом, невольно подражая, начнет искать в предмете то, что так радует и оживляет вас. Это может быть, например, быстро и красиво решенная задача, или формулировка какого-то интересующего ребенка вопроса на языке математики с последующим простым и ясным для него решением. Или, в некоторых случаях, поддержка и поощрение ребенка за каждый незначительный успех. Это поддержка сама по себе может стать первичным мотивом для дальнейших занятий, а потом перерасти в стойкое увлечение. Замечу, что обратная, негативная мотивация в этом случае не действует. Наказывая ребенка, нельзя добиться от него какого-то требуемого поведения, это никогда не приведет к тому, что ребенок начнет думать и интересоваться тем предметом, которым его заставляют заниматься насильно. Важно помнить, что нормальный ребенок со средними способностями в состоянии освоить школьную программу по математике. В этом случае нет непреодолимого барьера, есть лишь частные непонимания, с которыми ребенок в состоянии справиться. В более старшем возрасте (средние классы школы) ведущим мотивом обучения становится соревновательный. В этом возрасте побудить ребенка заниматься математикой может желание выделиться на фоне других ребят, победить в игре, доказать свою правоту в споре. Полезно, если в этот период ребенок будет участвовать в каких-либо соревнованиях, математических олимпиадах, конкурсах.  Итак, давайте сформулируем простые правила, которые помогут вам увлечь ребенка математикой. 1. Показать, что математика - это интересно. Например, превратив занятие математикой в игру, в ходе которой решаются головоломки, загадки и различные занимательные задачи. 2. Продемонстрировать практичность математики (например, переформулировав какой-то бытовой вопрос на математическом языке и показав его простое решение). 3. Давать позитивное подкрепление. Вместе с ребенком преодолеть психологический барьер, связанный со страхом, что решить задачу он не сможет. 4. Включать соревновательный момент в обучение. 5. Открыть для ребенка удовольствие от самостоятельно найденного правильного решения. 6. Верить, что у ребенка есть способности к математике и поощрять их проявление и развитие. 7. Подготовить "почву" для развития и реализации интереса - книги, энциклопедии, игры. В заключение, хотелось бы обратить внимание на один существенный момент. Для того чтобы хорошо владеть какими бы то ни было знаниями, в том числе, математическими, необходимо их глубоко понимать. В математике бесполезен формальный подход - даже выучив наизусть доказательство какой-либо теоремы, мы не сможем ее понять, если не разберемся в каждой детали, в каждом шаге этого доказательства. Только ясное, четкое понимание может стать основой для дальнейшего интеллектуального движения в этом направлении. Поэтому не стоит заставлять ребенка выучивать формулы, а вместе с ребенком нужно добиваться их понимания. Здесь мы выходим на очень важную тему, связанную с формированием мышления ребенка. Да-да, мышление является инструментом, который мы создаем в процессе нашей жизни и который можно править, менять, затачивать под себя. Математика, как строгая наука, требует развитого абстрактного мышления. Его можно сформировать, в процессе занятий или подобрав специальные упражнения, но это отдельная очень большая и серьезная тема. Удачи вам, верьте в своего ребенка ,помогайте ему, интересуйтесь и открывайте новое в математике вместе с ним!
Преподаватель математики
Шелекского политехнического
колледжа, с Шелек
Усенова З.Т.
15