Презентация: Критическое мышление на уроках истории, обществознания


Республика Хакасияг. СаяногорскМБОУ СОШ № 5Составитель – руководитель ГМО, учитель истории и обществознанияДмитриева Марина Геннадьевна.
style.rotation
Повышение качества знаний учащихся через использование инновационных технологий через урочную и внеурочную деятельность.
Развитие критического мышления школьников через урочную и внеурочную деятельность.
В условиях неизбежных экономических и политических изменений в жизни российского общества возрастает интерес к личности, способному к самореализации, самовыражению, саморазвитию, умеющему мыслить и самостоятельно действовать в вопросах, касающихся его профессиональной компетенции.
критическоемышлениеспордискуссияконфликтл о г и ч е с к о е мышление т в о р ч е с к о е мышление


Диагностика словесно – логического мышления учащихся 5 класса (2014-2015уч.г.) 6 класса (2015-2016 уч.г.) Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения термина «критическое мышление». Дж.А.Браус и Д.Вуд … разумноерефлексивноемышление,сфокусированное нарешении того, во чтоверить и что делать. Д.Халперн … это — направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью,целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.
…Этооткрытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новойинформации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.


Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д.Халперн выделяет:
1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли - признак уверенности.2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией. 3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает верные выводы, воспользуется ошибкой для продолжения в обучении. 5. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний. Образовательная технология развития критического мышления.1 стадияВызов:2стадияОсмысление содержимого:3 стадияРефлексия:-актуализация имеющихся знаний; -пробуждение интереса к получению новой информации;-постановка учеником собственных целей обучения.получение новой информации;-корректировка учеником поставленных целей обучения.-размышление, -рождение нового знания, -постановка учеником новых целей обучения. Функции трех стадий технологии развития критического мышления
Вызов• Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, побуждение интереса к теме)• Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме)• Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Осмысление содержания• Информационная (получение новой информации по теме)• Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Рефлексия• Коммуникационная(обмен мнениями по новой информации)• Информационная (приобретение нового знания)• Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)• Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса





Критическое мышление в практике основного общего образованияна уроках истории и обществознания.
ppt_y ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ТЕКСТАПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ
КЛАСТЕРЫПервый прием - это кластер («гроздь»), выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и в стратегией урока в целом. Делая какие - то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. КЛАСТЕРЫ1. Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?2. Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова или фразы.3. Озвучьте свои «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.4. Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи. 5. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту веточку «поярче».


ИНСЕРТЭто маркировка текста значками по мере его чтения - «ИНСЕРТ» (Воган и Эстес, модификация Мередит и Стил) И - интерактивная «V» - уже знал N – размечающая «+» - новое S - система «-» - думал иначе E - для эффективного «?» - не понял, R – чтения и есть вопросы T - размышленияr
Во время чтения текста следует рекомендовать учащимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.Сформулируем некоторые правила, как читать текст, сохраняя интерес к теме.• Делайте пометки. Предлагаем несколько вариантов пометок: Два значка - «+», «V» Три значка - «+», «V», «?» Четыре значка - «+», «V», «-«, «?».• Ставьте значки по ходу чтения текста на полях.• Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным прогнозам, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше; возможно, количество значков увеличится. Следующим шагом может стать заполнение таблицы, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.V- это я уже знал+ - это для меня новое?- хочу узнать больше
СинквейнСпособность излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.Обычно синквейн используют на стадии рефлексии, хотя можно использовать и на стадиях осмысления содержания, вызове.

Используя, стратегию синквейн учащиеся:Обогащают свой словарный запас;Подготавливаются к краткому пересказу; Чувствуют себя (хоть на мгновение) творцом и философом, так как написать синквейн может каждый.
Чтение с остановками.Данная стратегия учитывает следующее: Текст не должен быть знаком учащимися (иначе теряется смысл и логика стратегии); Текст заранее делится на части: помечается первая остановка, вторая остановка и т.д. Части по объему могут быть разными, важно смысловое единство внутри каждого отрывка. Делить на части следуя, исходя из логики построения произведения. Остановок не должно быть много (желательно не более пяти), чтобы учащиеся могли увидеть произведение в его целостности и понять взаимозависимость частей; Задания и вопросы к тексту формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности (по Б.Блуму).


Что будет дальше? Чем закончится рассказ? Как будут развиваться события после финала?вариант1вариант 1Вариант 3Вариант 2 Модификация И.О.Загашева. Простые вопросы. Интерпретационные вопросы, (объясняющие) вопросы. Творческие вопросы. Оценочные вопросы. Практические вопросы



«РОМАШКА ВОПРОСОВ»(«РОМАШКА БЛУМА»)объясняющиепростыетворческиепрактическиеуточняющиеоценочные



СТРАТЕГИЯ «ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»Таблицы вопросов.Таблица тонких и толстых вопросов может быть использована на любой из трех стадии урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии — для демонстрации понимания пройденного. «тонкие» вопросы «толстые» вопросы Кто...?Что...?Когда...?Может...?Будет...?Могли...?Как звали...?Было ли...?Согласны ли вы…?Верно ли...?Дайте три объяснения, почему. . .?Объясните, почему?Почему вы думаете...?Почему вы считаете...?В чем различие...?Предположите, что будет, если...?Что, если...? МЕТОД «ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ»Задаются вопросы требующие ответа «да» и «нет». Особенно результативно применяется этот прием в групповой работе. Весь ответ фиксируется в «дневнике двойной записи».ДАВОПРОСНЕТ
отличияМЕТОД «ДИАГРАММА ВЕННА»Используется для систематизации знаний учащихся.Строятся пространственные окружности и выводятся признаки схожести и отличия.отличия общее

СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ «ИДЕАЛ»Дж.Брэндсфорд и Д. Стайн; адаптация: И.О. Загашев.Каждая буква - это шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации.


Интересно, в чем проблема?Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!Есть ли какие-либо хорошие решения?А теперь сделаем выбор!Любопытно, как это осуществить на практике?



СТРАТЕГИЯ «МОЗАИКА ПРОБЛЕМ»автор модификации: Иветта Силова Стратегия «Мозаика проблем» используется, как правило, с целью активного обобщения материала. Также её применяют на первых этапах исследовательской деятельности учащихся.

Групповые и парные формы работы СТРАТЕГИЯ «ЗИГЗАГ» Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:анализировать текст совместно с другими людьми;вести исследовательскую работу в группе;доступно передавать информацию другому человеку; Общая схема реализации стратегии «Зигзаг»Этапы работы: 1. Группы и роли. 2. Актуализация. 3. Будущий текст (письмо другу, эссе, рассказ родителям, заметка в детский журнал). 4. Перегруппировка. 5. Работа с текстом 6. Возвращение. 7. Свой текст. 8. Презентация. 9. Заключительный этап. 10.Самооценка.






ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯИНСЕРТСИНКВЕЙНЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ«РОМАШКА ВОПРОСОВ» («РОМАШКА БЛУМА»)КЛАСТЕРЫСТРАТЕГИЯ «ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»



МЕТОД «ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫМЕТОД «ДИАГРАММА ВЕННА»СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ «ИДЕАЛ»СТРАТЕГИЯ «МОЗАИКА ПРОБЛЕМ»ГРУППОВЫЕ И ПАРНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ. СТРАТЕГИЯ «ЗИГЗАГ»



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!