Урок по русскому языку во 2 классе Звонкие и глухие согласные. Произношение звонких и глухих согласных. Образование пар по звонкости — глухости.


Тема: Звонкие и глухие согласные. Произношение звонких и глухих согласных. Образование пар по звонкости - глухости.
Цели урока:
формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные;
упражнять в умении писать слова с парными звонкими и глухими согласными;
развивать фонематическое восприятие на основе специальных упражнений на выделение заданных звуков и соотнесение их с буквами;
воспитывать любовь к природе, повышать мотивацию к урокам русского языка.
Оборудование:
фигурка Снеговика
учебник «  Русский язык» 2 класс автор Е. В. Малыхина
зимняя картина
листочки экспресс- контроль
конверты с заданиями
ХОД УРОКА
I.  Организационный момент
–Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать на уроке. Давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся им, а теперь улыбнулись друг другу. Настроение у всех хорошее, все будут внимательно слушать меня и активно работать, тогда у нас все получится.– Урок у нас необычный. К нам на урок придет еще один гость. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто это.
Слепили зимой во дворе ребятишки,Не горку слепили, не мишку. Слепили из снега зимою парнишку. Не нос, а морковка, не шляпа- ведро. (Снеговик)
-Он принёс конверты с заданиями.
II. Основная часть
Повторение и обобщение изученных знаний.
А) Чистописание.
с сасдсб со см слся
снег след сугроб лес
Завалила зима сугробами леса.
---Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву « С», соединение букв с этой буквой, слова с этой буквой и предложение.
Фонетическая минутка.
---Какие звуки можно обозначать этой буквой?
---Дайте характеристику звуку (с).
---В каких соединениях первой строчки звук (с) твёрдый?
---А в каких соединениях звук (с) мягкий?
---Вспомните, какие гласные обозначают мягкость согласных?
Орфографическая минутка.
-- Прочтём слова на второй строчке и определим, есть ли в них орфограммы?
---Сегодня мы узнаем , почему эти слова так пишутся.
--Прочтём третью строчку. Что мы прочли?
--Сколько слов в этом предложении?
--Какой знак препинания в конце предложения?
Сообщение темы урока
-- Сегодня на уроке мы поговорим о парных звонких и глухих согласных. Будем писать слова и предложения с этими согласными. Снеговик уже знает тему нашего урока и приготовил задания.
-- Давайте прочитаем тему урока.
-- В нашем русском языке ходят парами бэ-пэ, вэ-эф, гэ-ка, дэ-тэ, же-ша, зэ-эс.
Эти пары у людей вызывают интерес.
Часто «хитрые подружки» подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую- эту букву иль другую?
С толку сбить хотят ребят, но у нас не детский сад!
Мы решим проблему эту? И расскажем всему свету!
Предстоит сегодня вам всё расставить по местам.
--А вот и «хитрые подружки» (на доске вывешивается таблица с согласными)
-Чем похожи все эти буквы ? (они согласные)
-На какие группы можно их разбить?(звонкие и глухие, парные и непарные)
-Как произносим звонкие звуки?(с голосом)
-А глухие? (произносим без голоса)
-А можем ошибиться в написании этих букв? (можем)
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться правильно писать слова с парной согласной)
-Молодцы!
- Прочитайте слова, сравнивая звуки в парах слов.
( в первой паре шары – шар , буква эр – обозначает звук – р; в словах ежи – ёж буква же в первом слове обозначает звук ж, во втором слове звук ш; и т.д)
На доске под каждой выделенной буквой записывается звук, который она обозначат:
Шары – шар, ежи – ёж, лучи – луч, коты – кот, плоды – плод
Р р ж ш ч ч т т д т
- Что интересного заметили?
( в слове – плод, буква де – обозначает глухой звук – т, а в слове- ёж, буква же обозначает глухой звук – ш)
- С какими звуками это происходит?
( со звонкими парными согласными)
- В таких случаях говорят, что звуки оглушаются, становятся глухими.
- Получается путаница, произносится один звук – а на письме ,обозначается другой буквой парной по звонкости- глухости
- Итак, один и тот же звук обозначается двумя разными буквами.
Как же не ошибиться при написании? ( их нужно проверять)
- Как проверять слова с парными согласными на конце слова мы узнаем, прочитав правило на стр.106 учебника.
( работа с учебником)
- Прочитайте запись на доске:
Проверочные слова слова, которые проверяем.
Утюги утюг
Этажи этаж
Глаза глаз
- Правильно, гласный звук всё проясняет, слабую позицию согласного превращает в сильную. И нам сразу понятно, какой звук нужно писать на конце слова.
-- Прочитайте и запишите слова, которые записаны вот так: [снек], [л'от], [горат].
(Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях).
Задание: Подчеркнуть знакомые орфограммы.
При написании каких букв вы затруднялись? Почему слышится один согласный звук, а пишется другая согласная буква?
( Этот согласный находится в слабой позиции.)
Отработка нового материала.
- Если произношение и написание не совпадают, то в какой позиции стоят парные согласные в конце слов? (В слабой)
- А это орфограмма. Существует выбор: буква глухого или звонкого согласного звука?
 - Что требует слабая позиция? (Проверки)
 - Как узнать, что писать в конце слова с парным согласным? (Нужно поставить в сильную позицию)
- Что такое сильная позиция? (Когда написание и произношение совпадают)
 - Когда согласный слышится отчётливо? (Перед гласным)
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парным согласным  на конце слова? (Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)
Парные согласные - Самые опасные.Парный в слове проверяй,Рядом гласный подставляй.
Словарный диктант (с комментированием).
Адрес, завод, мороз, огород, медведь, морковь, народ.
Мы пришли к выводу, что произношение и написание парных согласных на конце слов не совпадают. Значит, такие слова перед записью надо проверять.
Закрепление, тренировка, отработка умений.
- Выполнение упражнения № 257 из учебника (с коментированием)
- Спиши слова парами. Почему сначала нужно записывать проверочное слово?
( Чтобы не ошибиться в написании слова с сомнительными согласными на конце слова, его нужно проверять)
- Игра « Лови ошибку»
На доске записаны слова, нужно найти ошибку
Сапок, грус, петух.
- Подберите проверочные слова и докажите ошибку.
( Слово петух заканчивается на непарную согласную, она не вызывает у нас сомнения, поэтому доказывать её нет необходимости.)
Физкультминутка.
Задание: хлопнуть в ладоши, если слово начинается на звонкий согласный, присесть, если слово начинается на глухой согласный.
Зима, горка, санки, ветер, шапка, каток, шуба, фуфайка.
--Ребята, сейчас мы сыграем в игру «Что я слышу- покажу».
Нужно отгадать загадки. В отгадках на конце слова стоят звонкие и глухие согласные звуки. Если звук глухой, то надо закрыть ушки руками. Если звук звонкий, то хлопнуть в ладошки.
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался…(колобок)
Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъёмный.
Только этот кран – живой,
С настоящей головой.
Тот из вас будет прав, Кто ответит мне …(жираф).
Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз).
Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?( волк)
Он в берлоге спит зимой
Под больщущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна (медведь).
У него два колеса и седло на раме,
Две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед).
Задание «Игра с мячом». (Учитель называет звонкий согласный, ученики – глухой- парный).
Словарная работа.
– «Загадки Снеговика». Задание: отгадки пишем на доске и в тетрадях, подчеркнуть орфограммы.Снег на полях, Какой это мастерЛед на реках, На стекла нанесИней сверкает. И листья, и травы,Когда это бывает? (Зимой) И заросли звезд. (Мороз)
Без досок, без топоров С неба к нам он прилетел,Через речку мост готов. Покружился, тихо сел,Мост - как синее стекло: Замерзающую землюСкользко, весело, светло. (Лед) В шубу белую одел. (Снег)Все лето стояли, зимы ожидали.Дождались поры - помчались с горы.(Санки)
Что зимой в трубе гудит? (Ветер)
 Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются. (Лыжи)
Работа с деформированным предложением.
Задание: составь из слов предложение.
узоры, на, Мороз, окне, рисует(Ученик записывает на доске, учащиеся пишут в тетрадях, подчеркивают звонкие и глухие согласные).)
Мороз рисует узоры на окне.
(подчеркнуть слово с изученной орфограммой)
Составление предложений по картине «Зима».
-- Снеговик, оказывается, отличный фотограф. Он принес картинки зимы. Посмотрите на них. Можно сказать, что зима-красавица? Какого цвета больше зимой? (Белого) Белый цвет- цвет чистоты. Воздух зимой чистый, холодный, свежий. Земля, деревья, дома укрылись пушистым снегом. Снег блестит, как серебро.
Дети составляют предложения по картине..
Работа в листах экспресс- контроля
IІІ. Домашнее задание. : открыть книги на стр.106, найти упр.259 (ученики читают, разбирают)
ІV. Итог урока.
– Наш урок подошел к концу. Молодцы, ребята! Вы справились с заданиями Снеговика.  
-О каких согласных говорили? -Что больше всего понравилось?