Упражнения и педагогические приемы для развития мотивации на уроках русского языка

Упражнения и педагогические приемы для развития мотивации на уроках русского языка

Мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию.
1. “Линия времени”.
Черчу на доске линию, на которой обозначаю этапы изучения темы, формы контроля; проговариваю о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находим уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.
2. Один из вариантов рефлексии по предмету: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно.
В начале года я прошу ребят ответить на ряд вопросов:
А. На что был похож прошлый учебный год?
На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?
Что тебе нужно сделать для этого?
Какая нужна помощь?
Б. Какую отметку ты бы хотел иметь по предмету за I семестр?
Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?
Чья помощь и в какой форме тебе нужна?
Как ты поймёшь, что результат достигнут?
В. Записать не менее 6 ответов на вопросы:
– Чего не случится, если я буду писать грамотно?
– Чего не случится , если я не буду писать грамотно?
– Что случится, если я буду писать грамотно?
– Что случится, если я не буду писать грамотно?
Эти опросники провожу в начале или в конце семестра. Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята выставляют карандашом сразу в дневник. Некоторых это стимулирует.
4. Создание ситуации успеха также позволяет мотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что”. Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.
5. Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Заблаговременно вывешиваю на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. Некоторые стараются.
6. В старших классах практиковала “Защитный лист”. Перед каждым уроком на столе лежит этот Лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти листы, я держала ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.
7. Оценка – не отметка.
Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
8. Кредит доверия.
В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
9. Образовательная стратегия.
– Что ты делал, чтобы написать эту работу на “11”?
– Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?
Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. Дети учат себя сами.
10. Закрепление правил в игре с мячом.
Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.
11. Упражнения на развития визуального, аудиального и кинестетического восприятия. Подбираю их в зависимости от предстоящего урока, упражнения.
Упражнения типа:
– Что ты видел, слышал, чувствовал,
когда ехал в школу;
во время прогулки по осеннему парку;
когда выполнял домашнее задание по русскому языку;
на берегу моря.
и т.д.
12. В начале урока:
– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
– А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?
– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок
– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски
13. “Да-нетка”
Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Да-нетка” учит:
– связывать разрозненные факты в единую картину;
– систематизировать уже имеющуюся информацию;
– слушать и слышать соучеников.
Например, я загадала какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения могу ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.
14. “Оратор”.
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
15. “Автор”.
Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.
16. “Фантазёр”.
На доске записана тема урока.
– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
– Вот видите, как важно..
17. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.
– Что вы уже знаете об этой теме?
– Подберите слова об этом или на эту тему.
–Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!
18. “Профи”
Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
19. “Суд”.
Можно устраивать целые суды над темой вместо обобщающего урока. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые “улики” данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся
 
 

Рефлексия по предмету