Приёмы и методы работы на уроках литературного чтения.


Приёмы и методы работы на уроках литературного чтения. 52% - россиян не покупают книг 37%. - не читают14% - россиян художественных книг дома нет вообще. По уровню чтения Россия опустилась на 7 место в мире. -выявить природу творческой деятельности читателя-младшего школьника - выявить возможности создания читателем образов при изучении литературного произведения; - обосновать методические приёмы творческого чтения младших школьников Вдох носом — выдох через рот. Вдох — задержка дыхания — выдох. Вдох — выдох по порциям. «Гудок приближается и удаляется»: вдох - на выдохе произносим М-М-М-М-М; «Рычание собаки»: вдох — на выдохе Р-Р-Р-Р-Р. пяг каг кгы кгэ гяк кгя пег гап кгю кги кге гуп пыг гып гяп гна гно гны гюп гип и скороговорки Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания. Маска/ манка марка каска маска миска или повторяющее слово.Каркас карась карат каркать карниз карниз карета Упражнения, развивающие логическое мышление. Это ребусы, шарады, кроссворды. Понравилось ли вам произведение?Что особенно понравилось?Когда было страшно?Что вызвало смех? И т. д. Чтение. Выразительное чтение. Беглое чтение. Чтение по ролям. Чтение в темпе речи. Орфографическое чтение. Тихое чтение. Громкое чтение. Чтение с разной силой голоса.«Диктор»Плюс минута.Выборочное чтение.Безошибочное чтение.Подпись иллюстрации.Чтение шепотом.Чтение, беззвучно шевеля губами.Чтение абзаца. Части. Отрывка.Пересказ.Пересказ по плану.Творческий пересказ.Пересказ понравившегося отрывка.Пересказ близко к тексту.Краткий пересказ.Ответы на вопросы.Подбор пословиц.Найти рассказ по теме произведения.Подготовить сообщение о авторе.Составь план.Нарисуй иллюстрацию.Сравни героев произведения.«Я режиссер»Подбери слова о характере героя.Найди образные выражения.Выучи наизусть. Упражнение «От обратного» -- детям предлагается выполнить следующее задание: Что было бы, если……Составление словаря по тексту произведенияНаписание сочиненийИллюстрирование Назови слова, у которых есть такие согласные: К-н кино, океан, конь, окно ….. С-л сила, соль, осёл, село …. Дополни пропущенные слова в пословицах, фразеологизмах, предложениях. 1) Он сам во всём___________ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­. 2) Сделал дело ---------------------. 3) Дверь была -----------------------. Понравился – пон-ра-вил-ся, понра-вил-ся, понравил-ся, понравился . спокойно, насмешливо, взволнованно, рассерженно, гневно, загадочно, грустно, радостно, восхищенно, испуганно, разочарованно, сказочно, мечтательно 1.Чтение всего текста (по заданию учителя). 2. Чтение, деление на части. Составление плана. 3. Чтение по готовому плану. 4. Чтение, после чтения пересказ. 5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома. 6. Чтение с сокращением текста. 7. Чтение цепочкой по предложению. 8. Чтение цепочкой по абзацу. 9. Чтение вполголоса. 10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку. 11. Чтение, ответы на вопросы. 12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопросы. 13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении. 14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком). 15. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путём тренировок дома набирает 10-15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, он должен прочитать с нормой 50- 55 слов в минуту.) 16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. 17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку. 18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа. 19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки). 20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни). 21. Чтение, составление сценария к диафильму (коротко, подробно). 22. Чтение, подборка звукового оформления «фильма». 23. Беседа с сопровождением выборочного текста. 24. Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов. 25. Высказывание своих суждений после чтения учителем или учеником. 26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось. 27. Установление путём чтения причинно — следственных связей. 28. Чтение название рассказа. (Как ещё можно назвать?) 29. Чтение по ролям. 30.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. 31. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы. 32. «Живая картинка» (один ученик читает, др. мимикой реагирует на услышанное) 33. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д. 34. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д. 35. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе). 36. Нахождение и чтение образных слов и описаний. 37. Нахождение и чтение слов с логическим ударением. 38. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно. 39. Чтение стихотворения, расстановка пауз. 40. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах. 41. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору. 42. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём. 43. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме -чн-, -жи- и т.д. 44. Кто быстрее найдёт в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило. 45. Нахождение в рассказе самого длинного слова. 46. Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов. 47. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное + прилагательное; б) существительное + глагол; в) местоимение + глагол; (можно наоборот). 48. Чтение, пометка непонятных слов. 49. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги. 50. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет. 51. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске). 52. Чтение слов, к которым даны сноски. 55. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинений. 56. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т.д. 57. Комбинированное чтение (учитель — учащиеся хором). 58. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек: Различные виды перечитывания: выборочный повтор индивидуальный групповой и хоровое чтение «птичий базар» выразительное чтение Диаграмма результатов техники чтения за 1 класс Диаграмма результатов техники чтения за2 класс I полугодие Спасибо за внимание !!!