Доклад НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ


Булгакова Оксана Анатольевна,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
города Курска
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Словарная работа на уроках литературного чтения обеспечивает глубокое понимание значений слов, уместности их употребления в тексте, способствует развитию речи обучающихся.
Словарная работа осуществляется на подготовительном этапе знакомства с художественным произведением и во время анализа текста. Для этапа подготовки к восприятию нового произведения отбирается небольшое количество слов, лексическое значение которых неизвестно детям (устаревшая лексика, термины и т.д.), и это может помешать сознательному восприятию текста. В 1-2-м классах на подготовительном этапе также возможна работа с трудночитаемыми словами (длинными или со стечением согласных). Для объяснения значения слов обычно используются две группы приемов (по М.Р. Львову):
а) самостоятельные, т.е. без прямой помощи учителя, — объяснение значения слова по картинке-иллюстрации, выяснение значения слова по сноске на странице учебной книги, по толковому словарю и др.
б) с помощью учителя - подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значения слова учителем через развернутое описание; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение, и пр.
В процессе анализа художественного произведения проводится работа со словами, лексическое значение которых в определенной степени известно детям, но его следует уточнить, чтобы прояснить содержание, раскрыть авторское отношение к изображаемым событиям. Словарная работа в ходе анализа текста предполагает и наблюдения за изобразительно-выразительными средствами языка произведения.
В современной методической науке существует точка зрения, что значение непонятных слов должно выявляться «в контексте по мере чтения. Это способствует более точному восприятию слова и дает возможность избавиться от излишних словотолкований, замен, формального подхода к значению слов» Такая позиция находит практическое применение при организации чтения художественных произведений в системе Л.В. Занкова в Образовательной системе «Школа 2100».
Независимо от места словарной работы на уроке она обычно состоит из двух частей:
1) представление нового слова;
2) работа над его лексическим значением.
Практика показывает, что зачастую первый этап словарной работы проводится формально: учитель отбирает незнакомые слова, записывает их на доске, обучающиеся их читают. Второй этап проходит более разнообразно: или учитель объясняет значение непонятных слов с помощью одного из известных приемов, или сначала слово толкуется детьми, а затем значение его корректируется, обобщается учителем, или для выяснения лексического значения незнакомого слова ученики обращаются к постраничным сноскам, к толковому словарю.
Рассмотрим вариант организации словарной работы, предусматривающий активное и осознанное участие детей в представлении нового слова с высокой степенью их заинтересованности, мобилизации внимания, развития мышления. Обучающиеся (не учитель!) с той или иной степенью самостоятельности определяют и называют незнакомое слово (или слова) из нового произведения без его предварительного прочтения. Данный подход также предполагает активную роль обучающихся на втором этапе словарной работы: лексическое значение нового слова первоначально формулируют сами обучающиеся, опираясь на имеющиеся у них представления, жизненный опыт, интуицию. Учителю принадлежит лишь уточняющая, корректирующая функция.
Предлагаю использовать упражнения, которые составлены таким образом, что дают школьникам возможность самостоятельно определять слова, предназначенные для словарной работы, активизируют умственную деятельность, обеспечивают развитие памяти, внимания, мышления, речи, имеют занимательно-развивающий характер.
В первую группу входят приемы, представляющие новые слова, которые написаны полностью, но с различными осложнениями. Прочтение таких слов затрудняется следующими способами:
1. «Зашумление» слов с помощью различных линий, штрихов и простых рисунков, пересекающих буквы.
(Кудесник)
При первоначальном использовании подобное осложнение может несильно затруднять чтение новых слов. Постепенно слова должны записываться таким образом, чтобы их прочтение становилось более трудным и заставляло школьников в большей степени сосредоточивать внимание, активизировать свои мыслительные действия.
2. Наложение одного слова на другое. Слова пишутся так, чтобы одно слово «нагромождалось» на другое, пересекалось с ним.
(бубенчик, дровосек, купец, крестьянин)
Количество слов и плотность наложения должны постепенно возрастать.
3. Смещение частей букв. Незнакомые слова пишутся горизонтально или вертикально на отдельных карточках, которые разрезаются вдоль. На доску карточки прикрепляются таким образом, чтобы их части, а соответственно, и части букв оказались смещенными.
(сумерки, антракт)
4. Перевернутое написание слов.
Карточка со словом переворачивается на 180 градусов, или буквы слова располагаются справа налево.
(завалинка, медвежатник)
5. Графическое искажение написания слова. Слово записывается либо дрожащей линией, либо графически осложненным шрифтом, либо повторяя форму предмета, понятия, которое оно обозначает.
(невежда, полдюжины)
6. Изменение порядка слогов или букв.
(ветхая, землянка, невод)
Приемы первой группы способствуют формированию навыка чтения, совершенствуя в первую очередь такие его качества, как беглость, осознанность. Кроме того они развивают устойчивость и распределение внимания, интуицию, повышают интерес детей к процессу чтения.
Вторую группу составляют способы представления слов с отсутствием частей букв или некоторых букв полностью. Здесь можно выделить такие
приемы:
1. Пунктирно написанные слова.
(гриф)
Постепенно расстояние между штрихами в букве должно увеличиваться, а количество штрихов – уменьшаться
2. Частично закрытые слова. Слово закрывается узкой полоской бумаги
сначала на 1/4 снизу, затем на ½ снизу, после этого – на 1/4 сверху и, наконец, на 1/2 сверху, так как верхняя часть букв является более информативной. Аналогично можно закрывать слова слева, а затем справа при их вертикальном расположении.
(гласят, гонцы, брег)
3. Слова с отсутствием гласных.
(корысть, кликать, браниться)
Умение быстро угадывать гласные буквы, частотность которых в текстах
велика, является одной из основных предпосылок беглого, правильного, сознательного чтения.
4.Слова с некоторыми прикрытыми буквами.
(багрец)
Прикрывать буквы могут изображения тех предметов, о которых идет речь в новом произведении: снежинки, листочки, капельки и т.д.
5. Слова, написанные с помощью фрагментов букв.
(волхвы)
Данные приемы наряду с совершенствованием навыка чтения развивают
устойчивость внимания, прогнозирование, интуицию, активизируют мысли
тельную деятельность, обеспечивают творческую направленность работы.
В третью группу объединены упражнения, основу которых составляют различные операции с буквами, входящими в состав новых, ранее неизвестных слов. В этой группе выделяются такие приемы:
1. Прием «математическое равенство».
(стойбище)
К первым буквам или первому слогу нового слова постепенно прибавляются и вычитаются другие слоги и буквы так, чтобы в результате выполнения математических действий получилось новое слово.
2. Исключение повторяющихся букв. На доске записываются два ряда одних и тех же букв, но в разном порядке. Среди этих букв помещаются буквы, составляющие два новых слова. Учитель предлагает детям мысленно исключить буквы, которые есть в обоих рядах.
(веретено, лачужка)
3. Составление слова из пропущенных букв. Детям предлагается узнать
слова с пропущенными буквами и из добавленных букв составить новое слово.
(верста)
При выполнении этих упражнений у детей интенсивно развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, аналитико-синтетическое мышление, доказательная устная речь.
В четвертую группу включены упражнения, направленные на работу
обучающихся с символами, шифрами, кодами.
1. Разгадывание шифровки анаграммы. Рядом с буквами располагаются цифры, которые обозначают порядковый номер соответствующей буквы в незнакомом слове.
(лоханка)
2. Чтение слова по буквам, подходящим к шифру. На доске пишется
ряд букв, среди которых есть буквы неизвестного слова. Шифр указывает
порядковые номера букв, составляющих незнакомое слово.
(маркиз)
Пятую группу образуют упражнения, связывающие новое слово (слова) с изучаемым материалом по русскому языку. Здесь можно выделить следующие приемы.
1. Задание, предусматривающее использование знаний по фонетике. Учитель дает детям установку: «Внимательно рассмотрите таблицу. Незнакомое слово, которое встретится вам в новом произведении, вы определите самостоятельно, если мысленно уберете буквы, обозначающие звонкие парные согласные звуки».
(сеттер)
2. Задание, направленное на применение знаний по орфографии. На доске записываются слова с изученными орфограммами. Обучающимся предлагается составить новое неизвестное слово из букв, которые являются орфограммами в этих словах.
(затон)
3. Задание на использование знаний по морфемике. Учитель предлагает детям прочитать слова и составить новое слово из указанных морфем данных слов.
(проталинка)
Использование приемов этой группы углубляет знания и умения обучающихся по русскому языку, совершенствует аналитико-синтетическое мышление, развивает оперативную память, объем и концентрацию внимания, языковую интуицию, связную, аргументированную речь.
Для эффективного использования всех групп упражнений необходимо соблюдать ряд условий:
1. После расшифровки детьми нового слова это слово записывается в своем обычном виде рядом с зашифрованным вариантом.
2. По мере определения обучающимися новых слов учитель убирает слова, записанные в зашифрованном виде. На доске остается только перечень новых слов, записанных в обычной форме.
3. Желательно, чтобы используемые на уроках приемы менялись, каждый раз обеспечивая сосредоточенность внимания обучающихся на предстоящей словарной работе, включая детей в интенсивную умственную деятельность.
4. Постепенно количество конкретных указаний учителя, помогающих ученикам определять незнакомые слова, должно уменьшаться, а сложность упражнений должна возрастать от урока к уроку, от класса к классу. Это позволит детям мыслить более напряженно, сосредоточенно, самостоятельно, а значит, повысит уровень активной и осознанной деятельности обучающихся на уроке литературного чтения.
Таким образом, перечисленные нетрадиционные приемы представления новых слов делают словарную работу на уроках литературного чтения более продуктивной, оживляют учебный процесс, усиливают развивающую направленность урока, повышают интерес детей к изучаемому предмету.