Методическая разработка Методика и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе


МБОУ Одинцовская НОШ № 2
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКАВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выполнила: учитель начальных классов
Е.К.Сухоруковаг.Одинцово
2015 г.
Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не только от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся. Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит от вербальных средств передачи информации. Одним из вербальных средств общения является речь. Для свободного овладения устной и письменной речью требуется наличие важного условия – богатство материала этой речи. Материал для устной и письменной речи заключается в обилии слов, оборотов речи, умение слагать их в одно стройное целое.
Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать у них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.
Школа не исполнит одной из своих прямых и главных обязанностей, если учащиеся не сделаются словесными настолько, чтобы слово стало послушным орудием его мысли. Перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный, а также умение правильно и грамотно излагать свои мысли в письме является необходимым элементом обучения словарной работе на уроках русского языка в начальных классах. В настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка является наиболее актуальной.
Исторические и психолого – педагогические основы темы «Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе».
В последние годы к методике обучения русскому языку в начальных классах возрос интерес ученых-методистов и учителей-практиков, особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями в современной психологии и психолингвистики в области речевого развития ребенка и психологии речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова), во-вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования. Они в значительной степени коснулись и таких, казалось бы, уже отработанных учебных предметов, как русский язык. Модернизация содержания учебных программ и форм ученической деятельности, открывающая путь к большой активности и самостоятельности ребенка, к развитию его творческих способностей и гармонии, привела к появлению на рынке образовательных услуг многих новых и различных по своему характеру учебников и учебных пособий, в-третьих, тем, что в методике обучения русскому языку большое внимание уделяется грамматическому и коммуникативному направлениям, как определяют эти направления японские методисты «языковым существованиям».
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», - писал известный ученый-методист А.В.Текучев.
Словарная работа – одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. который в ответственный момент жизни человека может его подвести.
Начальное обучение – важное время жизни для тех, кого мы называем будущими членами общества. То, как проходит этот особый период развития детей, может существенно отразиться на их дальнейшей судьбе и, в конечном счете, на судьбе общества.
Приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.
Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. «Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма», - подчеркивается в Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ.
Вопрос о безударных гласных, как одной из важнейших проблем словарной работы, по всеобщему признанию, является основным в русском правописании. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных и т.д. затрачивается наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. При усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся испытывают наибольшие трудности. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки на безударных гласных, встречающиеся в письменных работах учащихся всех возрастов, вплоть до оканчивающих среднюю школу.
У большинства школьников, допускающих такие ошибки, просьба учителя сформулировать орфограмму не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей.
Это объясняется самой природой гласных звуков. В отличие от согласных, которые, по образному выражению одного из грамматистов, являются берегами нашей речи, гласные звуки вливаются в речевое русло, как вода, едва различимыми струями, принимая разнообразные формы.
В пределах одного и того же языка различные диалекты его отличаются преимущественно гласными звуками. Даже в корнях слов, являющихся основными элементами нашего языка, они произносятся вполне определенно и отчетливо только под ударением, а в безударном положении изменяют свое звучание. Поэтому в словах между гласными буквами и звуками, которые обозначаются этими буквами. часто не наблюдается соответствия.
Поэтому перед учителем начальных классов стоит очень серьезная задача – добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных в корнях слов. В качестве отправной точки служит, с одной стороны, ударение, с другой – словоизменение и словообразование. Необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую «орфографическую зоркость», добиться определенной самостоятельности орфографического мышления.
Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Словарной работе в школе уделяют мало времени, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.
Опытная педагогическая работа
При проверке домашнего задания по учебнику непременно нужно спрашивать детей, все ли слова, встречающиеся в тексте, известны, понятны. Нельзя оставлять без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием, встретившегося в учебнике «Русский язык» или в «Книге для чтения».Необходимо учить видеть такие слова в рассказе, стихотворении, научной статье, находить им объяснение, записывать в индивидуальные словарики, из любого текста, прочитанного ими. В 1 классе и в первом полугодии 2 класса в словарики записывают коллективно. Например, слова: береги работу, поработали, работой, работает (слова берутся из упражнения). Когда дети «познакомились» со словами работа, рабочий, то в своих словариках нашли слова им «родные».
При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа проводится в такой последовательности: чтение слова с доски, таблицы, из индивидуального словарика (если это слово кто-то из учеников записал раньше), обозначение ударения, выделения корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением, проговариваем слово вслух, письмо слова в тетрадях, разбор слова по составу, подбор родственных слов, этимологический анализ (если возможно и необходимо), составление с данными словами словосочетания, предложения (устно и письменно).
Работа по учебнику должна связываться с изучением трудного слова. Сначала ученики под руководством учителя, а потом сами находят в текстах упражнений трудные слова, подбирают к ним родственные, составляют предложения. Например, встретилось слово «облака». Дети проговаривают его, записывают в тетради, рядом пишут родственные слова. Запись выглядит так: облака – облако, облачко, облачное (небо). Затем составляют предложения: По небу плыли легкие облака. Облачное небо предвещает осадки. Тяжелое облако повисло над домом. Такая работа со словами, которых нет в Словаре учебника, создает возможность обогатить словарный запас ученика, способствует развитию его речи, вырабатывает умение самостоятельно находить трудное слово, воспитывает уважение к учебнику как к главному источнику знаний и умений.
Как и другие учителя, можно использовать словарные диктанты, состоящие из отдельно взятых слов и словосочетаний. Можно диктовать слова и словосочетания по темам, охватывающим многие стороны жизни людей, животных: птицы, овощи, город, магазин, почта, столовая, сад, библиотека, завод, одежда, огород, мебель, комната и т.д. Например, по теме «Магазин»: молоко, творог, масло, макароны, мясо. сахар. компот. хлеб; по теме «Школа»: девочка, дежурный, завтрак, карандаш, класс, календарь, коллектив, ребята, тетрадь, товарищ, ученик, экскурсия.
Целесообразно выпустить стенд по русскому языку под рубрикой, например, «Запомни эти слова». На нем помещать только те слова, которых нет в словаре учебника, и которые ученики нашли в другом тексте, книге, статье. Вот примерный список этих слов: аквариум, аккуратно, апельсин, аппарат, аппетит, асфальт, велосипед, витрина, бетон, ворота, гардероб, гостиница, демонстрация, диван, еще, железо, женщина, забота, здание, здешний, здоровье, иней, исчез, канава, капитан, карман, километр, коллекция, корабль, корзина, кровать, лимон, лучше, математика, матрас, мотоцикл, мужество, мужчина, облако, огромный, опять, офицер, палатка, памятник, пенсионер, плакат, планета, праздник, прибор, приветствие, прилагательное, природа, приставка, программа, профессия, равнина, ромашка, рябина, салат, санаторий, сирень. скамейка, смородина, соревнование, Сочинение, старание, таблица, тайга, телевизор, ураган, фиолетовый, флакон, фонтан, фонарь, халат, характер, хоккей, цемент, чувство, шеренга, шиповник, юный и т.д.
Крайне важно определить работу над словом из Словаря от работы над усвоением тех или иных внепрограммных понятий. Работа над внепрограммным словом обычно проводится следующим образом. Обращаясь к второклассникам: «В упражнении вам встретилось слово каникулы. В Словаре учебника это слово отсутствует, но вы будете употреблять его как в устной, так и в письменной речи. Сейчас поработаем с ним». Показываем карточку со словом каникулы, где обозначено ударение, красным цветом выделена гласная «а». Учащиеся хором и индивидуально произносят его, записывают на доске ив тетрадях, рядом пишут родственное слово каникулярное (время), устно составляем предложения. Можно работу над трудными словами проводить в минуты, отведенные на чистописание.
Хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность. Проверку лучше проводить по Словарю учебника, по индивидуальному словарику; ученики меняются тетрадями, поверяя друг друга, подчеркивают карандашом неверную орфограмму.
Положительный эффект дает сочетание видов заданий и приемов работы со словом, давно уже нашедших место в методике преподавания русского языка, с усвоением той или иной темы. Вот несколько примеров. Тема «Предложение» 1 класс.
Москва – столица России. Москва – самый главный город страны. В Москве работает правительство. Машина помогает человеку в работе. Все работы хороши. Мой старший брат шагает на работу. Тетрадь, карандаш, пенал – учебные вещи ученика. Мы любим русский язык.
Тема «Правописание слов с двойными согласными» 2 класс.
Суббота – выходной день моих родителей. В апреле в стране проходит субботник. Интересный пассажир ехал с нами в одном вагоне. Витя собрал двенадцать килограммов макулатуры. Колхоз – коллективное хозяйство.
Подобные диктанты проводятся по окончании изучения темы. Всем известно, что при изучении той или иной темы по русскому языку на страницах учебника в рамках встречаются слова с непроверяемым написанием.
Существует еще одна интересная работа, дающая также положительный результат при усвоении слов с непроверяемым написанием и являющаяся важной для лингвистического развития учащихся. в последнее время в средних классах учителя русского языка в работе над этими словами успешно применяют этимологический анализ. Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяется для того, чтобы пробудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легче усваивали их написание. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, «упрощенным». Составляется список слов, которые объясняются путем этимологического анализа. Так, в 3 классе эти слова: телефон, телеграф, телевизор, телескоп. Учащиеся узнают, что первая часть слов –теле – пришла в русский язык из греческого языка и обозначает «далеко». Ребята легче и осознаннее запомнят графический образ этих слов. В латинском языке есть приставка –кон-. Также можно знакомить учащихся с написанием таких трудных слов, как конфета; -ко- команда, командир; коллекция, коллективный; -ком- комиссия, компот. Третьеклассники хорошо усваивают слова с латинской приставкой –де-: демонстрация, депутат, делегат, декорация.
Но не всегда происхождение слова так ясно, так понятно. Очень часто о происхождении слова мы можем узнать только из особых книг, - словарей. Так проходила работа со словом рябина, которое учащиеся часто пишут неверно. Сначала дети отгадали загадку: «Под ярусом-ярусом висит зипун с красным гарузом». Ученики читают слово, написанное на карточке, сначала про себя, затем 2 раза вслух и, наконец, проговаривают его хором. После этого записывают его в тетрадях или в словариках. Учитель показывает цветной рисунок с изображением ветки рябины и говорит: «Слово рябина произошло от славянского слова –ряб-, что означало рябой, пестрый; ведь сочетание мелких ярко-зеленых листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает такое ощущение, что в глазах «рябит». С использованием разборных таблиц составляются и записываются слова с корнем –рябин-. Разборные таблицы используются учителем на уроке так: необходимые части слова пишутся на кусочках белой плотной бумаги, сложенных вдвое и аккуратно склеенных внизу. Причем каждая морфема пишется чернилами одного цвета (например, приставки – зелеными, корни – красными, суффиксы – коричневыми, окончания – черными).
В ходе объяснения образования слова, нужные морфемы выбираются из всего “строительного материала”, лежащего на столе, и прикладываются к магнитной доске. Слово как бы строится на глазах учащихся. Учащиеся лучше его запоминают.
Как мы назовем маленькую рябину? Что нам надо, чтобы образовать слово рябинка? Как называют рябиновую рощу, заросли рябины? Что нужно, чтобы образовать слово рябинник? Сколько “н” надо писать в слове рябинник? Почему? Как мы называем куст рябины?(Рябинный). Что надо для строительства этого слова? Сколько “н” надо писать в этом прилагательном? Почему? Как мы назовем варенье из ягод рябины? (Рябиновое). Что возьмем для этого слова?
В ходе беседы на доске и в тетрадях учащихся появляется запись:
рябина ряб – пестрый, рябойрябинкарябинникрябинныйрябиновоеНа следующих уроках дети используют данные слова в предложениях: Под рябиновым кустом цветик розовый цветет. Рябину называют осенней красавицей. Мама приготовила на зиму рябиновое варенье. За деревней растет целый рябинник.Рассмотрим еще работу, которая прошла со cловом иностранного происхождения – ветеран.- Ребята, вам уже говорили, что наш язык изменялся, слова исчезали, появлялись новые, старые слова вдруг становились новыми. Как вы думаете, мы пользуемся только русскими словами ? Приведите примеры слов иностранного происхождения (шоссе, метро, кофе, автомобиль, агроном, библиотека и т.д.) Теперь познакомимся со словом ветеран. Вспомните странички букваря, объясните значение слова. (Ветеран – человек, который прошел войну, много проработал на заводе, фабрике…)
Слово ветеран пришло к нам из французского языка, но родилось оно от латинского слова ветус, что значит старый. Записываем предложение: “Не стареют душой ветераны”.
Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым написанием можно использовать замену развернутого определения одним словом из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса, -учащиеся получают задания типа “Ответить письменно одним словом: комната для занятий в школе; человек, который едет в поезде; перечень номеров, с которыми выступают на концерте; дорога с рядами деревьев по обеим сторонам; площадка, с которой производится посадка на поезд. Или другое задание:
Ответить на вопросы, ответы записать:
Кто продает билеты в кассах? Какую единицу массы составляет тысяча граммов? Как называется группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами? Как называется рисунок в книге?При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова:
-сообщение по телеграфу –… (телеграмма)
-килограмм – это тысяча … (граммов)
-смотр готовности войск -… (парад)
-рисунок в книге - …(иллюстрация)
-специалист в области земледелия и сельского хозяйства - …(агроном)
-огородное растение, растущее кочаном -…(капуста)
-старый воин или человек, который долго где-либо работал -… (ветеран)
- книга, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года и события -…
На помощь учащимся приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами.
После того, как дети выписали названия дней недели на доске и в тетрадях, провели орфографическую работу с ними, они отвечают на вопрос: “В каких падежах стоят существительные с предлогами, называющие дни недели?”
Методика запоминания словарных слов:
1. Записать словарное слово и поставить ударение (берёза)
2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании (бе-рё-за).
3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму (бЕ, бе).
4.Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарнго слова.
Требования к ассоциативному образу:
АО должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель: Словарное слово Ассоциативный образ
признак признак
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету; - месту расположения; - форме; - звучанию; - действию; - вкусу; - материалу;
- назначению; - количеству и т.д.
- АО должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Сл. слово Ас. образ
берёза - по цвету – БЕлая 5. Изобразить словарное слово, объединенное с АО (рисунок и /или пересечение слов через сомнительную орфограмму)
6. Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный АО, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
Нельзя навязывать ученику свои ассоциации.
Ценность – наличие у каждого своего АО при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Эта методика – не догма, а источник творчества.
Примеры слов и АО:
гАзета – бумАга, дИректОр – крИк, рОт, зАвод – трубА, инЕй – бЕлый, снЕг, кАпуста – зАяц, кАрандаш – грАнь, бумАга, кАрман – дырА, кОнцерт – нОта, дО, хОр, кОрабль – вОлны, бОцман, кОк, лАдонь – лАпа, мАшина – шинА, сОбака – хвОст.