Доклад Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Дюсекеева Л.К., преподаватель русского языка и литературы
Костанайский политехнический колледж

Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в этой связи приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетентности учащихся в процессе изучения русского языка и литературы.
Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка. Почему, что, где, когда, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств – все это регулируется коммуникативной компетенцией.
В процессе проведения занятий по русскому языку и литературе основной опор делается на следующие положения:
овладение теоретическими знаниями в области коммуникативной компетенции;
формирование субъект – субъектных отношений в процесс делового общения;
учет индивидуальных особенностей учащихся, стимулирование творческой инициативы партнеров взаимодействия.
Развитие коммуникативной компетенции учащихся возможно при условии более глубокого и последовательного учета специфики речи как особого вида деятельности на основе важнейших исследований такой науки, как психолингвистика (И.А. Зимняя, М.С. Каган, В.С. Кукушкин, Р.С. Немов и др.). Какие из этих положений наиболее значимы для методики?
Во-первых, речь может быть достаточно успешной, если она четко направлена на достижение определенных целей.
Во-вторых, специфика речевой деятельности состоит в том, что она является способом общения и познания и вне их не может иметь настоящей ценности.
В-третьих, речь всегда обращена к определенному адресу, без которого общение не может состояться.
К числу важнейших условий относятся также тема и основная мысль высказывания, место общения и предполагаемый объем высказывания.
Исследователи выделяют и описывают основные единицы речевого общения – речевую ситуацию, речевое сообщение, речевое взаимодействие. Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например, категории времени, местоименных слов типа я, вы, сейчас, здесь, там и др. Она позволяет также правильно толковать высказывание, уточнять его целевую функцию, выявлять прочитанные связи данного высказывания с другими событиями.
Чтобы сформировать коммуникативные умения, учащимся предлагаю представить различные ситуации, которые могут возникнуть в функционально – ролевом или межличностном диалоге, проанализировать возможные способы их разрешения. Так, на уроках по изучению пьесы А.М.Горького «На дне» возможны такие речевые ситуативные задания, касающиеся трактовки образа Луки: Лука обращается со словами утешения не ко всем ночлежникам. Как вы думаете, чем определяется его выбор?
Привлечение критических статей на уроках литературы – еще один способ создания такой ситуации, когда учащиеся могут не только отстаивать точку зрения того или иного критика, но и сами определять цель и проблему занятия. Один из примеров такой работы - «Поэзия Н.А. Некрасова глазами современного читателя». Для направления деятельности дается несколько тезисов «Есть мнение» Ваше мнение? Способна ли поэзия Некрасова согреть душу человека сегодня, есть ли в ней то «вечное и прекрасное», что составляет суть истинного искусства?
Наиболее полно осуществить общение можно в коммуникативной игре, так как это такой вид деятельности, в котором воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной деятельности. Коммуникативные игры способствуют реализации таких целей, как диагностика, систематизация, развитие логического мышления, слуховой памяти и внимания, воспитание интереса к предмету.
Технологии коммуникативных игр присущи такие признаки, как экономичность, алгоритмичность, проектируемость, целостность, управляемость, демократичность и результативность. В основе организации данных игр эффективна групповая форма работы, где учащиеся распределяют между собой обязанности, обсуждают этапы выполнения заданий, выбирают лидера, создают положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества. Примером может служить занятие по русскому языку по теме «Официально-деловой стиль речи», проведенное в форме ролевой игры «Рабочий день компании «Фудмастер». Группа делится на подгруппы, которые получают ролевые задания: администрация, производственный отдел, бухгалтерия. Участники игры по группам знакомятся с правилами оформления деловых бумаг, выполняют грамматические задания, в парах разыгрывают микродиалоги, используют формулы делового этикета. Взаимодействие участников игры проявляется на всех ее этапах: при уяснении задачи и правил определения роли личного участия и защиты собственных интересов. Такая форма работы готовит будущих специалистов к практической деятельности на производстве.
Таким образом, практические занятия по русскому языку и литературе, включающие специальные упражнения, ролевые и ситуативные игры направлены на повышение коммуникативных умений. Ситуационные и ролевые игры позволяют взглянуть на ситуацию как бы со стороны, помогают развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства и состояние». [1]
Среди коммуникативных умений наиболее важным является овладение навыками аудирования (восприятие речи на слух и понимание ее) и говорения. С этой целью уместны такие виды работ, как определение темы и основной мысли прослушанного текста; выделение наиболее важной части высказывания для понимания общего содержания; выражение своего отношения к прослушанному; завершение незаконченного рассказа; извлечение информации из прослушанного монолога и т.д.
Процесс обучения монологической речи направляю на формирование навыков и умений по созданию учащимися собственного высказывания на одну из предложенных тем:
Почему я выбрал (а) эту специальность?
Необыкновенное происшествие из жизни обыкновенного человека.
Этот фильм (спектакль) стоит посмотреть и др.
Как показала практика, наибольшую трудность при обучении говорящего представляет обучение созданию самостоятельного монологического высказывания, при этом сложность возрастает при переходе от порождения подготовленного высказывания на заданную тему и неподготовленного высказывания на заданную тему к неподготовленному высказыванию. Работая над развитием коммуникативных навыков самостоятельного продуцирования монологического высказывания, практикую различные виды заданий и упражнений:
Составьте монологическое высказывание с расширением информации. При составлении высказывания используйте предложенные нами модели высказывания.
Составьте монологическое высказывание: обозначив тему высказывания, приведите примеры и сформируйте вывод.
Согласитесь с собеседником или опровергните его точку зрения. Определите свою точку зрения по предложенному заключению. Выразите сомнение или уверенность.
Составьте небольшое сообщение или доклад на одну из тем по вашей специальности. Содержание речи продумайте заранее.
В комплексе занятий большое внимание уделяется невербальным средствам, основным правилом кинетики. Основными методами в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы являются диалог, дискуссия, дебаты. По мнению большинства исследователей, учебный диалог – это минимальное речевое единство, состоящее из парных реплик, чаще всего вопросно-ответного характера.
М. Бахтин дал многоаспектную трактовку проблемы диалога, а М. Каган, применив принцип системного подхода, обосновал возможность целостного гуманистического осмысления диалога и вывел два наиболее общих типа межличностных взаимодействий – диалог и коммуникацию – на уровень философских категорий. Таким образом, в отличие от коммуникации, построенной на однонаправленных субъект – субъектных отношениях, диалог обладает симметричной структурой, реализующейся через субъект – субъектные отношения. При этом в структуре диалога ряд авторов (Л. Баткин, М. Бахтин, Ю. Лотман) выделяют триадную основу, настаивая на позиции «третьего в диалоге», который имеет не арифметический, не буквальный смысл, а является мнимым, но в то же время совершенно реальным участником диалога» - утверждает Е.И. Балакина.
Практические задания, применяемые на занятиях по русскому языку и литературе, предполагают:
формирование умений инициировать на реплики определенного типа, используя свойственные научному стилю формы выражения;
развитие умений вести диалогическое общение на микро – макроуровне, то есть строить мини – диалог в соответствии с заданной ситуацией и расширять их, включая в обсуждение дополнительные вопросы;
формирование умений инициировать диалог, вступать в обсуждение проблем, употребляя стилистически адекватного средства выражения.
Подготовка компетентного специалиста - главная конечная цель образовательного процесса в колледже. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию.
В этой системе занятия русского языка и литературы способствуют развитию и формированию коммуникативной компетентности обучающегося, которая необходима в системе основных сфер самоопределения личности.
Литература

Антонов Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: Учебное пособие. – М., 2005. С.58
Кукушкин В.С. Психология делового общения. – М., 2003.
Леонов С.А.Речевая деятельность на уроках литературы. Методические приёмы творческого изучения литературы. – М., «Флинта», «Наука», 1999.

15