Конспект урока русского языка по теме Непарные согласные по звонкости-глухости 2 класс


Конспект урока русского языка по теме "Непарные согласные по звонкости-глухости". 2-й класс

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  непарного согласного звука на конце слова  
Задачи:
обобщить знания о парных согласных звуках и способе их проверки;
актуализировать знания о непарных согласных;
организовать деятельность по выбору  способа определения парного и непарного согласного на конце слова.
Прогнозируемые результаты.
Личностные:
- ценностное отношение к процессу определения непарного согласного на конце слова;
- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения парного и непарного согласного на конце слова;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы решения поставленной цели по определению непарного согласного на конце слова;
- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о парных и непарных согласных;
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- умение определять парный и непарный согласный на конце слова.
Материально-техническое обеспечение:
Учебник русского языка Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной (УМК “Перспектива”).
Мобильный класс.
Магнитные буквы парных и непарных согласных звуков по звонкости-глухости для игры «Раздели на группы!».
Карточки слов для работы в парах.
Памятка “Образец проверки парного согласного на конце слова”.
Памятка “Алгоритм определения орфограммы на месте согласного звука на конце слова”.
Электронное приложение – тест “Парные согласные по звонкости-глухости на конце слова”.
Электронное приложение – тест “Непарные согласные по звонкости-глухости на конце слова”
Музыкальная физминутка “Весёлый гном”
Каллиграфические карточки написания букв Ц, Ч, Х, Щ, Л,М,Н,Р.
Карточки самооценки.
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Ребята! Сегодня у нас гости!
Cоздадим гостям, себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся гостям и друг другу. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.
Наш девиз:
«На уроке не зеваю–
Сразу всё запоминаю.
Чтоб минутка не пропала,
Мысль точно в цель попала!»
Я думаю, что сегодня вы будете соответствовать нашему девизу!

- Какие личные цели вы поставите перед собой на этом уроке? (Чтобы узнать новое, …)
Желаю, чтобы вы достигли своих целей.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Что нужно сделать, чтобы изучить новое?
Какую тему мы изучали на предыдущих уроках? (Парные согласные по звонкости-глухости)
- Конечно, чтобы узнать новое, нужно хорошо знать изученное я вам предлагаю вспомнить и повторить предыдущий материал в группах. Обсудите, что вы помните по теме парные согласные.
- Какой вывод сделаем? Что самое важное возьмём на вооружение? (Парные согласные – это орфограмма, их нужно проверять)
- Проверим, выполнив Тест Парные согласные по звонкости-глухости” в программе «Фраза»
1 вариант –
2 вариант –
Проверка.
Игра “ Раздели на группы” 
Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, Ж, Ш, З, С и непарных Х, Ц, Ч, Щ, Л, М, Н, Р согласных по звонкости-глухости
- На какие группы можно разделить?
+ По парам
+Глухие непарные согласные
+ Звонкие непарные согласные
- Запишите число, классная работа… (Посадка)
Минутка чистописания:
- Запишем эти буквы – они очень важны сегодня на уроке, пишем красиво.
Х, Ц, Ч, Щ, Л, М, Н, Р
Отгадайте загадку:
Весёлый колпачок.И ростом он всего лишьС ребячий башмачок.С фонариком и с песнейИдёт в лесу ночном...Не ошибёшься, еслиТы скажешь:          -это (гном!)
Г..о ..Вставьте пропущенную букву: ГНОМ
- Подчеркните буквы непарных согласных по звонкости-глухости в слове, какой звук обозначает каждая из них?
Как проверить написание непарных согласных по зв-гл согласных в данном слове?
- Какое правило нужно использовать?
3. Выявление места и причины затруднения.
- У кого есть решение по данному вопросу?
- Кто сомневается?
- Что вы делали, чтобы проверить?
- Почему не получилось?
Кто догадался и может назвать тему нашего урока?
Написание слов с непарными согласными по звонкости-глухости.
Какие цели перед собой поставим?
Познакомимся с написанием слов с непарными согласными по звонкости-глухости..Узнаем правило написания слов с непарными согласными по звонкости-глухости.
Научимся писать слова с непарными согласными по звонкости-глухости.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Как действовать, если на конце непарный согласный звук?
- Какое правило применять? Стоит ли проверять такие слова?
- Где можно об этом узнать?
5. Реализация построенного проекта.
- Попробуйте проверить написание букв на конце слова в следующих словах:
удар
гром
горох
птенец
клещ
- Что заметили?
- Как узнать, какое слово нужно проверять, а какое нет?
- Сделаем вывод, составим алгоритм действий:
1) Необходимо определить какой звук на конце – парный или непарный по звонкости-глухости
2) Парный – проверяем!
3) Непарный – доверяем!
Постепенно на доске учитель помещает следующую схему Памятка “Алгоритм определения орфограммы на месте согласного звука на конце слова”.  HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/646815/8.jpg"
Проверим наш вывод. Слушаем И.И. Самоварова (электронное приложение)
8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Докажите на примере этих слов:
день
снег
стол
пух
- Работайте по плану (устные ответы детей по алгоритму действий Памятка “Алгоритм определения орфограммы на месте согласного звука на конце слова”)
Физкультминутка. Весёлый гном.
Музыкальная пауза “Весёлый гном”
- В каких словах из песни не нужно проверять при написании согласный звук на конце? Почему? (Гном, дом, топор…)
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самостоятельная работа в парах.
- Запишите слова в тетрадь, там, где нужно выполните проверку.
Карточка для работы в группах:
Стол, дом, зуб, дождь, глаз, горох.
- Не забывайте, как правильно нужно выполнять запись, вам подсказывают Аня, Ваня и профессор Иван Иванович – Памятка “Образец проверки парного согласного на конце слова”.
- Какие слова не нужно было проверять, почему?
Образец
- Какие слова проверили? Почему? Как?
10. Включение в систему знаний и повторение.
Запускается электронный тест “Непарные согласные по звонкости-глухости на конце слова”
Какой вывод сделаем?
Д-з, стр. 114, упр. 171
- Прочитайте задание. Как вы понимаете смысл пословиц?
- Есть ли здесь слова с согласными на конце, написание которых проверять не нужно? Дома одну из пословиц списать и объяснить написание парных и непарных согласных на конце слов.
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Что узнали на уроке?
- Оцените свою работу.
- Назовите слова, где есть буквы непарных по звонкости-глухости согласных:
Локоть
Якорь
Солнце
Класс
- Сколько звуков в слове локоть? Якорь?
- Верите ли вы, что в слове солнце 5 звуков? А в слове класс 4?
- А это действительно так! Это темы наших следующих уроков? Узнаем об этом?