«Звуки речи. Новый способ их обозначения. Парные и непарные согласные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости»


Тема: «Звуки речи. Новый способ их обозначения. Парные и непарные согласные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: научить обозначать звуки новым способом
Задачи урока:
Образовательная:
Создать условия для ознакомления с транскрипцией (без использования термина), записи слов условными значками звуков, отработки умения записывать «звуковой диктант»;
создать условия для повторения и закрепления знаний о звуках русского языка;
формировать умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Развивающая:
развивать внимание, усидчивость, аккуратность учащихся;
способствовать развитию внимания, мышления, фонетических умений, обогащению лексического запаса речи.
Воспитательная:
воспитывать интерес к родному языку, взаимопомощь.
Формируемые УУД:
Регулятивные:
• Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
• Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
- Познавательные:
• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
• Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в тетради.
• Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
• Работать над использованием знаково-символичных средств.
• Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
- Коммуникативные:
• Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
• Формировать умение слушать и слышать друг друга.
• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
- Личностные:
• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
• Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
• Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Ход урока
Этап
урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Орг. момент
1 мин - Добрый день, ребята. Меня зовут Дарья Николаевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. -Подравнялись, настроились на работу, улыбнулись друг другу, улыбнулись мне, присаживайтесь.
Приветствуют учителя. Личностные:
сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения
II. Повторение пройденного
10 мин
-Послушайте слова: ворона, лямка, обед, медик, сода.
Произнесите их.
-Выделите в каждом слове первые звуки и произнесите их.
- Ребята, запишите в тетрадях число и Классная работа.
- А теперь выпишите слова, в которых первый звук мягкий согласный.
- Запишите слова, в которых первый звук твёрдый согласный.
-Какое слово осталось? Почему?
- Ребята, а теперь назовите первые буквы во всех словах.
- Ребята, а теперь я предлагаю сыграть в игру «По местам».

Слушают слова, затем произносят их хором.
Ворона – [в] – твёрдый согласный звук,
лямка – [л’] – мягкий согласный звук,
обед – [о] – гласный безударный звук,
медик – [м] – мягкий согласный звук,
сода – [с] – твёрдый согласный звук.
Делают записи в тетрадях
Лямка, медик
Ворона, сода
Обед – потому что первый звук безударный гласный
В, л, о, м, с.

Внимательно слушают условия игры.
У
Под
На
Над
Познавательные:
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Регулятивные
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Личностные
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Личностные:
Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
III.Открытие нового знания
30 мин
Физминутка 2 мин
Игра «Угадай звук»
- Задание: придумайте как можно больше слов из слова «сом», заменив только один звук.
- Какие слова получили?
- Какие звуки в слове сом меняли?
- Ребята, откройте учебники на стр. 51. Выполняем задание 69.
- Прочитайте задание. Вам нужно показать, как по картинкам вы составляете звуковые схемы.


(Схема такая же)
- Почему вы назвали все 3 картинки?
- Прочитайте, чему удивлен Антон.
- Убедились, что вам не удалось так обозначить звуки, чтобы распознать слова?
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
- Как записать слова с помощью звуков?
- Прочитайте сообщение в рамке на стр. 52.
- Что узнали?
- Посмотрите на доску и скажите, что я обозначила – звук или букву:[к], м, р, [о], о, [р] , и, [н], н (наглядность на доске, коллективная работа).
- Повторное чтение сообщения в рамке на стр. 52.
- Запись на доске: схема и [лук].
- Какой из вариантов удобнее? Почему?
Практическая работа (задание в рабочей тетради). Дом, ром, ком, сор, сок, том, лом и др.
Согласные
Открывают учебники на стр 51
Повторяют движения за учителем.
Потому что они все подходят под эту схему
Да
Повторяют движения за учителем
Не знаем
Звуки нашей речи обозначаются буквами в квадратных скобках [ ]Второй, он экономней Коммуникативные:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные:
формирование уважительного отношения к иному мнению
Познавательные:
Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке
Регулятивные:
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания
Познавательные:
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Познавательные:
Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
Познавательные:
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Регулятивные:
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные:
Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке
Познавательные:
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
IV. Подведение итогов урока
2 мин -Ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке. Молодцы! На этом урок окончен. До свидания! Прощаются с учителем Коммуникативные:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.