Игра по русскому языку для учащихся 5-6 классов Великолепная пятёрка.

Игра «Великолепная пятёрка».

Цель:
1. выявить знатоков русского языка среди учащихся 5-х классов ;
2. закрепить знания, полученные на уроках русского языка;
3. формировать положительную мотивацию к изучению русского языка;
4. развивать логическое мышление, расширять кругозор учащихся.

Оборудование: доска, карточки с заданиями, сигнальные карточки.

Место проведения: учебный класс делится на 4 сектора

Условия игры: учащиеся каждого класса выдвигают команду из 5 человек; придумывают название команды, девиз, эмблему, связанные с русским языком; выбирают капитана команды. За каждый правильный ответ-1 очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.


Подготовила: Гудакова Елена Александровна, учитель СОШ №1 города Онеги, Архангельской области.



Ход игры.


1.Знакомство с командами. (название, девиз).

2. «Разминка». Каждая команда отвечает на 3 вопроса ( за каждый правильный ответ-1 очко).

- а) как называются звуки, встречающиеся в слоге только с гласными? (согласные);
б) какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука);
в) какую строчку не может прочесть ни один человек? (прошитую).

- а) какое окончание состоит из первой и последней букв алфавита?
придумайте 2 прилагательных с этим окончанием (ая);
б) как называются звуки, состоящие из голоса и шума, и образуют слог?
(гласные);
в) с какой птицы надо ощипать все перья, чтобы получились –день и ночь? (с утки);

- а) сильная позиция для гласных- когда она бывает?
(под ударением);
б) что есть в арбузе, помидоре, огурце, но нет в дыне и тыкве?
(буквы Р);
в) по чему летают самолёты?
( по воздуху);

- а) согласный перед гласным – это сильная или слабая позиция?
( сильная);
б) что стоит по середине земли?
( буква М);
в) от чего утки плавают?
( от берега).

3. «Тёмная лошадка». Кто быстрее ответит на вопрос. ( за правильный ответ-1 очко). Игроки используют сигнальные карточки.

а) Этот костюм предназначался для курящих. Назовите его. (смокинг)
б) В переводе с латыни это - « песье время», в русском языке это слово обозначает « отдых» ( каникулы);
в) Именно так славяне называли свёклу( борщ);
г) «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперёд».А на чём ехала жаба? ( на метле);
д) Название этого стекла произошло от греческого слова « лёд»( хрусталь)
е) Эту рифму Незнайка предложил к слову «палка» ( селёдка);
ж) Этот знак препинания наиболее популярен в писательском мире (запятая);
з) С помощью этой рыболовной снасти выловил старик золотую рыбку (невод);
и) Этот добрый доктор всё-таки ветеринар ( Доктор Айболит);
к) Чем кончается лето и начинается осень? ( буквой О).

4. « Заморочки из бочки». Капитаны команд по очереди вынимают из бочонка задание для своих игроков и обсуждают его в течение 2-3 минут. На каждой карточке по 2 задания.
- а) Как назвать пять дней недели подряд, не говоря их названий?
(позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра);
б) Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К,
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
а называюсь я ( хоккей);

- а) Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдёте то,
Что не раз едали вы. ( пироги);
б) Почему божью коровку зовут «коровкой»? ( выделяет жидкость , похожую на молоко );

- а) Нота- мой первый слог,
Поставь с ней рядом- предлог.
И разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица. ( мина);
б) На большие расстояния
мчится он без опоздания,
Пишется в конце два С,
А называется ( экспресс);

- а) Какой лошадь бывает, когда её покупают? ( мокрой);
б) В этом слове приставка такая же, как и в слове «подруга», корень как в слове «игрушка», суффиксы как в слове «читал».Назовите слово.(поиграл).

5. «Выбери, подумай, назови».Команды по очереди выбирают сектор с названием раздела науки о языке и цифру, которая соответствует трудности задания. За 1- 1 очко, за 2- 2очка, за 3- 3 очка, за 4- 4 очка.

Фонетика
1
2
3
4

Словообразование
1
2
3
4

Лексика и фразеология
1
2
3
4

Морфология
1
2
3
4


Фонетика.

Назовите слова, в которых буква Г,Л,Н,Й,П повторяются сто раз.(стог, стол, стон, стой, стоп).
Назовите самое длинное слово, в котором одна и та же гласная будет повторяться несколько раз.(например –водопровод(4), обороноспособность-(7).
Как каплю превратить в цаплю? (заменить звук). Замените звук в слове «боль» и «дом» и получите много новых слов. Назовите их.(моль, соль, роль, ноль, голь; ром, сом, лом, ком);
Замените одну букву другой, чтобы получилось новое слово:
С «К» в полях меня найдёте,
С «Г» романсы запоёте,
С «В» в косички заплетёте. (колос-голос-волос).


Словообразование.

Как с помощью морфемы превратить большой дом в маленький, а топор в рукоятку? (суффиксы ИК, ИЩ);
Это однокоренное слово со словом «лётчик», а приставка такая же , что и в слове «перепрыгнул», а суффикс, как у глагола «слышать». Назовите слово.( перелетать).
Из каких городов следующие жители: пензяк, пскович, москвич, онежанин, тверяк, пермяк, орловец, уфимец, туляк? (Пенза, Псков, Москва, Онега, Тверь, Пермь, Орёл, Уфа, Тула);
Составьте словообразовательную цепочку к слову «мечтательница».(мечтательница-мечтатель-мечтать-мечта).


Лексика и фразеология.

1.Закончите фразеологизм:
закадычный(друг)
надуть(губы)
клевать(носом)
умирающий(лебедь);
2. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? ( имя);
3. Какую часть слова можно найти в земле? (корень);
4. Как вы думаете, какое русское слово заимствовали японцы вместе с кулинарным изделием, если на японский манер оно произносится «пиросики»( пирожки).


Морфология.

1.Какое небесное тело имеет два названия: одно-мужского рода, другое –женского? ( месяц-луна, например у Пушкина в стихах:
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркальце наводит,
Но в тёмном зеркале одна
Дрожит печальная луна)
2.Найдите лишнее слово, почему оно лишнее?
Носок, мозоль, помидор;
Тюль, гроздь, рояль;
Ножницы, щипцы, башмаки;
Подлежащее, глагол, дополнение;

3.Какие слова оканчиваются на -О, а у каких-О –это окончание?
Небо, кружево, спасибо, слово, какао, сало, дело.(окончание у слов- небо, кружево, слово, сало, дело);
4.В каком падеже в слове « сердце» произносится отчётливое «д»?( в Родительном падеже).



6.«Своя игра».Игра капитанов. Бросают жребий и встают на сетку, нарисованную на полу, для выполнения задания. Задания разного уровня сложности. Заработанные очки добавляются в копилку команды.




























4


3


2


1



а) Пять братцев вместе родятся, а росту разного.(пальцы)
б) Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник.(дятел)
в) кто со шляпкой родится? ( гриб)
г) Своих глаз нет, а видеть помогают.( очки).

а) Дни за днями, круглый год-
Утром по привычке
Эту книжку папа рвёт
По одной страничке.(календарь).
б) В зоопарке, верь не верь,
Проживает чудо-зверь.
У него рука -во лбу
Так похожа на трубу.( слон).
в) Отчего плачут даже взрослые? ( от лука).


3) а) Открыть свои тайны любому готова,
Но ты от неё не услышишь и слова ( книга).
б) Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу. (окно)


4) Чёрные, кривые,
От рожденья все немые,
А как только встанут в ряд,
Сразу вдруг заговорят! (буквы)



8.Подведение итогов.
Подсчитываются очки, выдаются дипломы за 1 место,2 место, 3 место;
за 4 место-сертификат участия, за игру капитанов-медали;
всем участникам – призы.


- Во время выполнения игроками заданий с болельщиками проводится весёлая пятиминутка ( их может быть несколько) – отгадывание загадок, кто больше отгадает, тот получает сладкий приз.

-Можно провести игру «Волшебное колесо»
Сколько слов вы сумеете прочитать по ходу часовой стрелки, против неё? (13 слов)

- Кто придумает больше слов из букв слова «изобретательность»?






Технологическая карта игры «Великолепная пятёрка»
(заполняет жюри)

Название туров
Команда
Команда
Команда
Команда

1.Знакомство с командами.





2. «Разминка».





3. «Тёмная лошадка».





4. «Заморочки из бочки».





5. «Выбери, подумай, назови».





6. «Своя игра».





7.Супер-игра.





Общее количество очков.





Место.











15