Рабочая программа внеурочной деятельности Всё обо всём


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №21 хутора Ханькова муниципального образования Славянский район
УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол № 1
от 30 августа 2014года Председатель педсовета
С.В.Подгорная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы - тематическая
Кружок « Всё обо всём » Срок реализации - 4 года Возраст обучающихся -7-10 лет
Учитель- Рябухина Лиля Николаевна
Пояснительная записка
Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Формированы следующие направления:
-Яи школа;
-Яи я;
- Я гражданин;
-Яи здоровье;
-Яи культура;
-Яи Отечество;
-Яи семья;
-Яи Планета;
-Яи традиции.
В результате реализуются следующие учебно-воспитательные цели и задачи:
выявление готовности учащихся к школе, адаптировать к школьному режиму; выявление и развитие творческих способностей; формирование готовности к самонаблюдению самопознанию; дать представления о символах государства — Флаге, Гербе России, элементарные представления о правах и обязанностях школьников; воспитать уважительное отношение к русскому, стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи; воспитать негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей; расширить информационное пространство учащихся о своей Родине. Создание и поддержание условий для физического развития учащихся, охраны и укрепления их здоровья, формирование ценностей здорового образа жизни; воспитание интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; интерес к занятиям художественным творчеством; стремление к опрятному внешнему виду. Отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости; научить различать хорошие и плохие поступки; дать знания о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; воспитать уважительное отношение к родителям, старшим и доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; установить дружеские взаимоотношения в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; воспитать бережное, гуманное отношение ко всему живому. Дать знания правил этики, культуры речи. Научить избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке; дать первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; воспитать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; дать элементарные представления об основных профессиях; воспитать ценностного отношения к учёбе, как виду творческой деятельности; дать элементарные представления о роли знаний; научить проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; умению соблюдать порядок на рабочем месте; воспитать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам, отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда; развивать интерес к природе, природным явлениям, воспитать бережное отношение к растениям и животным людей.
Формы и методы учебно-воспитательной работы:
Урок-игра, урок-беседа, викторина, проектная деятельность, классные часы, экскурсии, ролевые игры, поисковая работа, беседы, конференции, встречи.
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовнонравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
особенностей ребенка, отказ от сравнения его с другими, уважения посильных ритмов его жизни, труда.
Принцип творческого начала учебно-воспитательной работы. Творчество рассматривается как единый рычаг, способный придавать образованию поступательное движение в направлении совершенствования, развития. Актуально творчество педагогов дополнительного образования как в использовании эффективных традиционных, так и в создании современных педагогических технологий.
Принцип комфортности образовательного пространства предполагает создание в образовательно-воспитательной среде оптимальных условий для благополучного пребывания и развития каждого ребенка. Ни один не должен чувствовать себя отторгнутым образовательным пространством.
Ожидаемые результаты реализации программы:
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и обучающимися могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления:об институтах гражданского общества,
государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной коммуникации;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации:
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду; элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр. телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
первоначальный опытэстетического, эмоционально-нравственногоотношения к
природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опытучастия в природоохранной деятельностившколе, на
пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умениявидеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умениявидеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России:
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюденийэстетических объектов
в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческойдеятельности,
формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи. Реализация программы призвана способствовать:
Выявлению и развитию способностей каждого ребенка, формированию социально активной личности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.
Расширению возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов.
Профилактике безнадзорности и беспризорности и т. д.
Ожидаемые результаты реализации направления «Одарённые дети»
Реализация направления призвана способствовать:
созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся
созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми
созданию условий для формирования системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей
повышению качества образования и воспитания школьников
формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей
Приобретают следующие способности:
-способность выполнять исследовательские задания;
-способность осознавать себя, как часть природы;
- способность владеть монологической, диалогической и публичной
-способность взаимодействовать со сверстниками;
-способность проявлять творческую активность;
-способность позитивно относиться к общечеловеческим и жизненным
ценностям: любовь к родине, к природе; собственное здоровье;
-способность быть честным, самостоятельным, ответственным, уметь
отстаивать свои взгляды и убеждения:
-способность осознанно пользоваться экологическими знаниями;
-способность сопереживать, сострадать с природой, чувственно
относиться к ее болезненным изменениям;
-способность эстетической оценки окружающей природы.
Ожидаемые конечные результаты реализации направления:
«Гражданско - правовое и патриотическое воспитание»;
понятия «народ», «Россия», «герб», «флаг», «гимн», «мужество»,
«подвиг», «топографическая карта и знаки»;
место России в мировом сообществе;
истории героических подвигов;
о ценности физического здоровья и о необходимости здорового образа
жизни.
Умеют:
разгадывать кроссворды, ребусы, выполнять тестовые задания;
анализировать полученную информацию;
взаимодействовать в группе и оказывать взаимопомощь друг другу;
оценивать результат практической деятельности в группе;
вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии;
высказывать свою точку зрения, аргументируя ее;
принимать активное участие в мероприятиях.
Приобретают следующие способности:
способность выполнять практические задания;
способность владеть монологической, диалогической и публичной
речью;
способность взаимодействовать со сверстниками;
способность проявлять творческую активность;
способность позитивно относиться к общечеловеческим и жизненным ценностям: любовь к родине; уважение к истории Отечества; собственное здоровье; гордость за свою страну;
способность быть честным, самостоятельным, ответственным, уметь отстаивать свои взгляды и убеждения.
Ожидаемые конечные результаты реализации направления:
«Физкультурно- оздоровительное воспитание»
Знания теоретические:
понятия «здоровье», «гигиена», «режим», «здоровое питание»;
история физической культуры и спорта;
о значении физической культуры и спорта в формировании здорового
образа жизни;
личная и социальная гигиена;
физическое воспитание в семье и основы спортивной тренировки,
Знания методические:
об основах закаливания;
правилах техники безопасности на занятиях;
основах спортивной тренировки;
приемах и методах самоконтроля;
средствах и методах развития двигательных способностей.
Обучающиеся умеют:
взаимодействовать в группе и оказывать взаимопомощь друг другу;
оценивать результат деятельности в группе;
высказывать свою точку зрения, аргументируя ее;
Приобретают следующие способности:
Способность выполнять самостоятельно утреннюю гимнастику;
Способность выдерживать спортивные нагрузки;
Способность взаимодействовать со сверстниками;
Способность проявлять активность;
Способность позитивно относиться к общечеловеческим и жизненным
ценностям: здоровье, семья, дружба, взаимопомощь, взаимоподдержка;
способность осознания детьми необходимости ведения здорового
образа жизни как условия для успешной реализации жизненных планов в будущем;
способность осознания детьми необходимости приложения
собственных усилий для достижения желаемого уровня здоровья;
способность быть честным, самостоятельным, ответственным, уметь
отстаивать свои взгляды и убеждения.
Одарённые дети
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью. оригинальностью мышления и психического склада.
Направления образовательно-воспитательного процесса в работе с одаренными
детьми:
развитие у одаренных детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;
формирование гуманитарного стиля мышления
формирование духовного потенциала личности как внутренней двигательной силы её развития, внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию
утверждение здорового образа жизни школьника
развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одаренных детей.
Содержание понятия «Одаренность»:
Интеллектуальные способности: познавательный интерес информационная эрудиция высокий уровень интеллектуального развития нестандартность мышления способность к абстрагированию диалектическое мировоззрение.
Творческий (креативный) потенциал:
оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов инициативность
целенаправленность в выборе видов деятельности неординарность подходов интенсивность умственного труда.
Формы работы с одаренными обучающимися:
групповые занятия с одаренными учащимися: предметные кружки; кружки по интересам: конкурсы; курсы по выбору; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; занятия в профильных классах;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
НАЗВАНИЕ
МЕРОПРИЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ФОРМА
ПРОВЕДЕНИЯ ДАТА
Сбор учащихся Проинформировать о 1 сентября; Собрать сведения о социальном паспорте учащихся, (если произошли изменения) Беседа
Анкета август
Родительское собрание №1 (организационное) Собрать документацию, сведения о наличии тетрадей;
Составить списки учащихся на бесплатное питание;
Выбрать родительский комитет, обсудить планирование на учебный год; Беседа Сент.
Посещение на дому Составить акты на бесплатное питание. Беседа Сент.
Родительское
собрание
«Я и он: как жить в гармонии» Выявление стилей родительского поведения, влияние родительских установок на развитие ребенка, родительских ожиданий как важного фактора формирования личности ребенка. Круглый стол Октяб.
Работа с
родительским
комитетом Обсудить классные мероприятия, помощь классу Беседа В течении года
Родительские
консультации Обсудить уровень развития учащихся к концу 1 полугодия. Беседа Нояб.
Родительские консультации «Занятость во внеурочное время» Разъяснить необходимость занятости ребенка во внеурочное время, учитывая его желание, способности, наклонности, здоровье. Беседа В течение года
Индивидуальная работа с семьями. Обсудить вопросы взаимоотношения детей в коллективе. Индивид, беседы с родителями В течение года
Родительское
собрание Беседы.
тестирование
родителей январь
Родительское собрание «Итоги второго года обучения» Подвести итоги второго учебного года в рамках воспитания, обучения, развития ребенка. Беседа Май
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
НАЗВАНИЕ
МЕРОПРИЯТ
ИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
ЗАДАЧИ ФОРМА
ПРОВЕДЕНИЯ ДАТА
«Можно и нельзя» Коррекция
агрессивного Беседа с ... В течение года
«Хочу все знать» Активизация
познавательной
деятельности;
Воспитание чувства
ответственности,
самостоятельности. Консультации
со
слабоуспевающ ими детьми В течение года
«Самый
обаятельный
и
привлекатель
ный» Развитие эстетических чувств, умения видеть прекрасное и безобразное, умения следить за своим внешним видом. Беседа В течение года
«Мои
обязанности» Воспитание культуры поведения в семье и в классе,
ответственности; Создать условия для формирования необходимости выполнять свои обязанности Беседа
Ролевые игры В течение года
«Особенности поведения мальчиков и девочек» Формировать культуру отношений между мальчиками и девочками. Беседа Ролевая игра В течение года
РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ,
КООРДИНАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ СО СЛУЖБАМИ ШКОЛЫ
СОТРУДНИЧЕСТВО С ... ЗАДАЧИ ФОРМА
ПРОВЕДЕНИЯ ДАТА
библиотекарь выяснить наличие учебников; получить учебники беседа работа с документами школьный врач выяснить наличие медицинских полисов, справок ослабленных детей;
составить список учащихся. беседа работа с документами администрация составить список учащихся. письменный
отчет классный
руководитель обследование жилищнобытовых условий малообеспеченных семей; составление актов. посещение на дому, работа с документами классный
руководитель составить список учащихся класса, посещающих внеурочные и дополнительные занятия. беседа работа с документами работник столовой выяснить меню, сумму питания учащихся. беседа руководители кружковой работы познакомить с видами деятельностями в школе экскурсии
беседа заинтересовать ребят творческими занятиями. библиотекарь воспитание культуры чтения, пользование литературой; развитие читательских умений, интереса к чтению;
наметить план общих мероприятий на год. библиотечный
урок Описание материально-технического обеспечения воспитательного процесса.
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
1.
2.
3.
4.
5.
7. Сценарии для внеклассной работы. Л.В Мигценкова.
Справочник классного руководителя. Н. И. Дереклеева.
Новые родительские собрания 1 - 4 классы. Н. И. Дереклеева.
Инсценированные классные часы в начальной школе. О.В. Белоножкина. Справочник классного руководителя. 1 - 4 классы 3 издание. Н. И. Дереклеева. Моя Кубань. Н.В. Ситдикова.
Современные педагогические технологии в начальной школе.В.С.Кукушкин. Печатные пособия.
1. Наборы сюжетных картинок по тематике. 2. Толковые словари. о Репродукции картин. 4. Справочная литература. Технические средства обучения.
1 Классная доска с набором приспособлений для крепления картинок. 2 Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Л Диапроектор. 4 Мультимедийный проектор. 5 Компьютер. 6 Экспозиционный экран 7
е Принтер лазерный Цифровой микроскоп. Экранно-звуковые пособия.
1 Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. 2 Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения. Л
3 Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие Игры и игрушки.
1 Настольные развивающие игры, лото, викторины. Оборудование класса.
1
2
3
4 Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Полки для «Уголка книг». Таблица распределения часов
Разделы Рабочая
програм
ма Количество часов по классам
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Аудитор Внеауди-
тор Аудитор. Внеауди
-тор Аудитор Внеауди-
тор Аудитор Внеауди
тор
1 Я и школа 40 4 6 5 5 5 5 4 6
2 Я и я 39 о
3 6 4 14 5 5 3 7
3 Я гражданин 39 6 3 5 - 2 8 5 5
4 Я и
здоровье 24 3 3 4 1 3 3 3 3
5 Я и культура 24 - 6 - 7 - 6 3 3
Я и Отечество 24 3 3 3 2 4 3 3
6 Я и семья 28 6 4 5 2 6 3 'У
7 Я и Планета 20 2 - - 2 3 о
J) 2 4
8 Я и традиции 32 4 4 4 4 4 4 2 6
31 35 30 38 30 38 28 40
Общий итог; 270 66 68 68 68
Законодательные основы программы
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «Конвенция ООН о правах ребенка» . Конституции Российской Федерации;
Ценностными приоритетами учебно-воспитательной работы детей являются:
демократизация учебно-воспитательного процесса;
поддержка и развитие детского творчества;
воспитание культуры здорового образа жизни;
саморазвитие личности;
создание условий для педагогического творчества;
создание дополнительных образовательных программ нового поколения; научно-методическое обеспечение системы учебно-воспитательной работы детей; системное развитие на основе информационных технологий.
Основные принципы Принцип индивидуально-личностной ориентации содержания учебно- воспитательной работы предполагает предоставление ученику возможности самому выбирать предпочтительные социальные сферы, для самореализации посредством дополнительного образования.
Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка. Учебно-воспитательная работа может и должно быть принято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.