Рабочая программа курса внеурочной деятельности Все обо всем


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа № 18 городского округа Самара
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Все обо всем»
Форма организации: кружок
Направление: общеинтеллектуальноеВозрастной состав: 7 – 10 лет
Срок реализации: 4 года
Разработчик: Каменева Н.М.,
учитель начальных классов.
Самара, 2016
Пояснительная записка
При составлении данной программы автором использованы следующие нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10….» р. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ МОиН РФ от 06.10.2009г №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
Письмо МОиН РФ от 14 декабря 2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;
Письмо МОиН Самарской области от 17.02.2016 №МО-16-09-01/173-ТУ «О внеурочной деятельности».
Рабочая программа «Все обо всем» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе авторской программы  Шевченко Е.А., учителя начальных классов МОУ СОШ №160 г. Тайги.
Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа  кружка «Все обо всем»  представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа «все обо всем» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. 
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Принципы: 
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Виды деятельности младшего школьника:
Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Все обо всем» педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников. Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.
Объем: Программа рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс - 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Все обо всем» можно считать следующее:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Основным объектом оценки результатов  освоения программы служит  сформированность  у  обучающегося    коммуникативных  и  познавательных универсальных  действий,  которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную   задачу   в   практическую;
умение   контролировать   и   оценивать   свои действия,  вносить  коррективы  в  их  выполнение  на  основе оценки  и  учёта  характера  ошибок,  проявлять  инициативу  и самостоятельность в обучении;
способность  к  осуществлению  логических  операций сравнения, анализа, установлению  аналогий,  отнесению  к  известным понятиям;
умение  сотрудничать  с  педагогом  и  сверстниками  при решении  различных задач,  принимать  на  себя  ответственность за результаты своих действий;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Пример. «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения.
Содержание программы
1 класс
Школа. Экскурсия по территории школы. Наша школа. Наша безопасность. Краски осени.
С каких пор применяют носовые платки? План классного уголка. Кто придумал мяч. Настольные игры. Подвижные игры. Настольный театр. Калейдоскоп. Что нам известно об игре в шашки.
Все для дома. История возникновения домашних вещей: подсвечник, чайник, ножницы, расческа для волос, шкатулка, замок, гвозди, тарелка, ложки, столовые приборы, дверь, стекло, мебель, мыло, часы.
2 класс
Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование.
Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.
3 класс
Одежда. История возникновения одежды: пуговицы, шапки, сарафан, башмаки, носовые платки, юбки и брюки. Одежда для дома: халат и пижама. Мода и аксессуары. Назначение и использование предметов одежды.
Праздник. Предметы и обычаи, связанные с праздниками. Сувениры и игрушки к праздникам. Правила этикета. Праздничные конкурсы и игры.
4 класс
Предприятия, сооружения, здания. История возникновения зданий, предприятий. Современные и древние сооружения.
Транспорт. История возникновения разных транспортных средств, их необходимость в современном обществе. Общественный транспорт, велосипед, самолет, автомобиль, луноход, лайнер, пароход, железнодорожный транспорт, уборочные машины. Специальные машины: машина «Скорой помощи». Оказание первой помощи на дороге.
Полезные изобретения. Изобретения, которые принесли пользу человечеству: светофор, дорожные знаки, флюгер, спички, зонтик, деньги, телефон, аквариум. Упаковочный материал. Интернет и компьютер. Вред изобретений.
Учебно-тематический план
1 класс
№ п\п Разделы и темы Общее кол-во часов Практические действия или трудовые операции (примерные) Теор. занятия (кол-во часов) Практич.
занятия (кол-во часов)
Наша школа (16ч)
1 Экскурсия по территории школы 1 Прогулка. 1
2 Наша школа 1 Презентация 1 3-4 Наша безопасность 2 Беседа. Разбор игровых ситуаций. 1 1
5-6 Краски осени 2 Беседа. Презентация. Композиции из природных материалов. 1 1
7 Краски осени 1 Выставка работ. 1
8 С каких пор применяют носовые платки? 1 Изготовление носового платка 1
9 План классного уголка 1 Создаем классный уголок 1
10 Кто придумал мяч 1 Игры с мячом. 1
11 Настольные игры 1 Играем в настольные игры. 1
12 Подвижные игры 1 Разучивание подвижных игр. 1
13 Настольный театр 1 Изготовление кукол. 1
14 Калейдоскоп 1 Выполнение мозаики из разной крупы. 1
15 Что нам известно об игре в шашки 1 Обучение игре в шашки. 1
16 Конкурс «Золотая Шашечка» 1 Соревнование по шашкам. 1
Все для дома (17ч)
17 «Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник) 1 Лепка подсвечника из пластилина. 1
18 Как появился чайник 1 Правила чаепития. 1
19 Посередине гвоздик (ножницы) 1 Вырезание фигур из бумаги. 1
20 «Свет мой зеркальце…» 1 Изготовление зеркальца для куклы. 1
21 Кто изобрел расческу для волос 1 Прическа для куклы. 1
22 Королевская шкатулка 1 Рисование узоров для шкатулки. 1
23 Не лает, не кусает (замок) 1 Лепка из пластилина ключей. 1
24 Клад римских воинов (гвозди) 1 Забивание гвоздей. 1
25 Откуда пришла тарелка 1 Изготовление тарелки из папье-маше. 1
26 Как баклуши били (ложки) 1 Роспись ложки. 1
27 Столовые приборы 1 Сюжетные игры. 1
28 Преграждающая вход. Дверь 1 Разработка дизайна двери. 1
29 От бусинки до окна (стекло) 1 Бусины из стекла. Изготовление бус. 1
30 История возникновения мебели 1 Презентация. 1 31 Проектирование спальни 1 Изготовление шкафа из картона. 1
32 Когда было впервые изготовлено мыло 1 Рисование упаковки для мыла. 1
33 Время не ждет! (часы) 1 Изготовление циферблата. 1
итого 33 2 класс
№ п\п Разделы и темы Общее кол-во часов Практические действия или трудовые операции (примерные) Теор. занятия (кол-во часов) Практич.
занятия (кол-во часов)
Школа (20ч)
1 Первые рисунки 1 Рисование восковыми мелками
животных 1
2 Кто изобрел перо 1 Изготовление ручки из пера 1
3 Карандаш 1 Рисование карандашами (тема любая) 1
4 История шариковой ручки 1 Поделки из сломанных ручек 1
5 Кто изобрел ноты 1 Письмо нот на нотном стане 1
6 Кто изобрел бумагу 1 Аппликация из бумаги (тема любая) 1
7 Когда появились первые книги 1 Изготовление книжки-малышки 1
8 Кто написал первую энциклопедию 1 Рассматривание энциклопедий 1 9 Как возникли библиотеки 1 Экскурсия в библиотеку 1
10 Откуда пошли названия дней недели 1 Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков) 1 11 Как возникли единицы измерения 1 Измерение разными мерками 1
12 Как люди начали добывать полезные ископаемые 1 Рассматривание коллекций полезных ископаемых 1
13 У какой страны впервые появился флаг 1 Рисование флага сказочной страны 1
14 Какие бывают ребусы 1 Составление и разгадывание ребусов 1 15 Первая марка 1 Изготовление «собственной» марки 1
16 Кто изобрел кроссворд 1 Разгадывание кроссвордов 1 17 Кто придумал первую карту 1 «Найди клад»(по карте) 1
18 Кто автор микроскопа 1 Рассматривание предметов под микроскопом и лупой 1
19 Скотч. Шотландская лента 1 «Книжкина больница» (ремонт книг) 1
20 Настольные наборы 1 Лепка из глины 1
Еда (14ч)
21 Хлеб из орехов 1 Поделки из скорлупы орехов 1
22 Как картофель попал в Россию 1 Поделки из картофеля 1
23 Кое-что из истории конфет 1 Плетение пояса из фантиков 1
24 Откуда фрукты и овощи получили свое название 1 Рисование овощей и фруктов 1
25 Каменный мед (сахар) 1 Составление сборника народных рецепты лечения (с медом) 1
26 Секретное мороженое 1 Составление рецепта мороженного 1
27 Где прячутся витамины 1 Поделки из овощей 1
28 Секрет каши 1 Аппликация с использованием крупы 1
29 Когда появились первые кулинарные книги 1 Составление рецепта(тема любая) 1
30 Такая разная капуста 1 Составление загадок о капусте 1
31 Где появились арбузы 1 «Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки) 1
32 Из чего делают пряники 1 Лепка пряников из соленого теста 1
33 Шоколад 1 Рисование обертки шоколада 1
34 Такой разный чай 1 Заваривание чая 1
итого 34 3 класс
№ п\п Разделы и темы Общее кол-во часов Практические действия или трудовые операции (примерные) Теор. занятия (кол-во часов) Практич.
занятия (кол-во часов)
Одежда (13ч)
1 Одежда наших предков 1 Составление кроссворда «Одежда предков» 1 2 Откуда взялся фартук 1 Рисование и вырезание фартука из бумаги 1
3 Зачем нужны пуговицы 1 Пришивание пуговицы 1
4 Откуда взялись шапки 1 Вязание (крючком )1
5 Кто придумал обувь? Секреты башмаков 1 Рисование туфель (дизайн) 1
6 История русского сарафана 1 Рисование и вырезание сарафана для куклы 1
7 Чем украшают одежду 1 Изготовление аксессуаров 1
8 С каких пор применяют носовые платки 1 Изготовление носового платка из ткани 1
9 Юбки и брюки 1 Пошив брюк (или юбки) для куклы 1
10 Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда 1 Плетение из ниток 1
11 Домик для пальчиков. Варежки 1 Вязание петель на спицах 1
12 Что такое «мода» 1 Аппликация 1
13 Одежда для дома 1 Рисование узора для пижамы (халата) 1
Праздник (21ч)
14 Первые украшения 1 Бусы из бумаги 1
15 Новогодние игрушки 1 Поделки из бумаги 1
16 Почему на Пасху красят яйца 1 Роспись яйца 1
17 История воздушных шариков 1 Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках 1
18 История фейерверков 1 Аппликация «Салют» 1
19 История происхождения сувениров 1 Изготовление сувенира из подручных материалов 1
20 Широкая масленица 1 Чаепитие с блинами 1
21 Приглашаем к столу 1 Сервировка стола 1
22 А раньше было так… 1 (Тема любая) 1 23 Бал-маскарад 1 Изготовление маски 1
24 Рождественские частушки 1 Разучивание (сочинение) и исполнение частушек 1
25 Ярмарка 1 Поделки из разных материалов 1
26 «Не красна изба углами» 1 Составление рецептов пирогов 1
27 Вкусные украшения 1 Украшения для елки из конфет и фруктов 1
28 Мишура 1 Поделки из мишуры (фольги) 1
29 Толковый словарь маркиза Этикета 1 Правила этикета 1
30 Приглашение гостей 1 Конкурсы для мам и пап1
31 Семейные праздники 1 Составление календаря семейных праздников 1 32 Вечеринка 1 Конкурсная программа 1
33 Конкурс Золушек и Рыцарей 1 Игровые конкурсы 1
34 Мишура 1 Поделки из мишуры (фольги) 1
итого 34 4 класс
№ п\п Разделы и темы Общее кол-во часов Практические действия или трудовые операции (примерные) Теор. занятия (кол-во часов) Практич.
занятия (кол-во часов)
Предприятия, сооружения, здания (17ч)
1 Кто основал первый зоопарк 1 Рисование зоопарка 1 2 Как идет почта 1 Экскурсия на почту 1
3 Когда возникли музеи 1 Экскурсия в музей 1
4 Как появился фонтан 1 Рисование фонтана 1 5 А зачем нам лестницы? (метро) 1 Заочная экскурсия в метрополитен 1 6 Как возникла почтовая служба? 1 Написание письма другу 1 7 Как возникли города 1 Аппликация города 1
8 Когда люди начали строить дома 1 Изготовление дома из картона 1
9 Все на каток! 1 Изготовление ледяных игрушек (или катание на катке) 1
10 Гидроэлектростанция 1 Составление кроссворда на тему «Электричество» 1 11 Каким был первый магазин 1 Игра в магазин 1
12 Кто вперед? (стадион) 1 Эстафеты на стадионе (в спортзале) 1
14 Цирк! Цирк! Цирк! 1 Рисование афиши представления 1
15 На подмостках театра 1 Аппликация сцены театра 1
16 Чудеса света 1 Рисование пирамиды 1
Транспорт(9ч)
17 Общественный транспорт 1 Макет улицы из бумаги, картона, других материалов 1
18 Кто придумал велосипед 1 Езда на велосипеде 1
19 Кто создал автомобиль 1 Сборка машины из деталей конструктора 1
20 Кто изобрел самолет 1 Конструирование самолета из деталей конструктора 1
21 Луноход 1 Рисование лунохода 1
22 Лайнер. Пароход 1 Оригами. Кораблик 1
23 Железнодорожный транспорт 1 Рисование поезда 1
24 Уборочные машины 1 Конструктор. Уборочная машина 1
25 Специальные машины. Машина «Скорой помощи» 1 Оказание первой помощи 1
Полезные изобретения (9ч)
26 Флюгер 1 Изготовление флюгера 1
27 История спичек 1 Поделки из спичек 1
28 Когда был изобретен зонтик 1 Рисование узора для зонтика 1
29 История происхождения денег 1 Составление коллекции монет 1
30 Как был изобретен телефон 1 Придумывание и рисование новой модели телефона 1
31 Светофор. Дорожные знаки 1 Макет светофора 1
32 Окно в подводный мир (аквариум) 1 Изонить «Рыбки» 1
33 Упаковочные материалы 1 Поделки из целлофана, пластика, картона. 1
34 Компьютер и Интернет 1 Работа на компьютере (тема «Интернет») 1
итого 34