Урок — Обобщение по теме Непарные по глухости-звонкости звонкие согласные звуки и их буквы (1 класс)


Урок 13. Обобщение: непарные по глухости-звонкости звонкие согласные звуки и их буквы (С. 32 33 букваря)
Организация урока
1.Вспомнив букву, с которой познакомились на прошлом уроке, предложите ученикам найти ей место в «ленте букв». Подсказкой послужит рамка-заголовок в букваре.
Рассматривая в рамке буквы и значки, обсуждая их, ищете ответы на два вопроса: 1) почему именно эти буквы объединены вместе - какие звуки все они обозначают; 2) почему буква й отделена от других значком звука (какой звук она может обозначать, а какой - не может)?
Выяснив, что всё эго буквы звонких согласных, у которых нет глухих пар (это видно из звуковых значков), что четыре из них могут быть твёрдыми и мягкими, а звук [й'] бывает только мягким, Вы помогаете детям найти место буквы й на «ленте» и помещаете туда ее карточку. Проверить решение позволяет схема на с. 33 букваря. (В конце урока или в начале следующего к букварной «ленте букв» советуем ещё раз вернуться, чтобы установить: какие же буквы уже известны, а какие «клеточки» (сколько) в ближайшее время предстоит заполнить.)
2.Целесообразна фонетико-графическая работа на слух. Вы медленно читаете, например, отрывок из стихотворения С. Маршака «Мяч», а ребята, положив перед собой карточки с буквами, о которых шла речь, слушают звуки и, услышав нужный, поднимаютсоответствующую букву. Вот отрывок:
Мой весёлый,Жёлтый,
Звонкий мяч,Красный,
Ты кудаГолубой,
ПомчалсяНе угнаться
Вскачи?За тобой!
3.Работа с картинками букваря: рассматривание их, называние детьми того, что они видят (ландыш, лилия, мальва, мята, нарцисс, незабудка, ромашка, репейник, ручей) , выявление тех слов, в которых при чтении встретится буква й; подбор общего названия для большей части рисунков (цветы).
Вторая часть работы - чтение слов, помогающих ответить на вопрос: какой (цветок, ручей)? В прочитанных словах выделяются слоги.
Третий компонент - выбор подходящих по смыслу слов к картинкам, подбор своих, отвечающих на тот же вопрос. Возможно и составление предложений.
4.Чтение столбиков слов в качестве подготовки к заданию «Читай правильно и быстро». В обеих парах слов желательно отыскать «опасные места» и понаблюдать за совпадением звуков и букв (поставить знаки + или -).5.Чтение дальнейших материалов букварных страниц.Обращаем Ваше внимание на то, что с этой страницы в словах
под значком «часиков» ударение будет указываться не везде, а лишь там, где, на наш взгляд, отсутствие знака может затруднить чтение, замедлить его. В процессе же подготовки дети имеют возможность сами, если надо, помочь себе, обозначив ударение. «Хитрость» вопросов-загадок в конце с. 33 в том, что если на второй вопрос правилен один ответ (заяц), то на первый - два, так как и улитка, и черепаха носят на себе свои «дома».
6.Сочтёте полезным - при наличии времени на данном уроке или резервном предложите на доске задание «для внимательных и догадливых»: сколько слов спрятано в этой странной записи?
шлемлснялёкрайнтюльМедленно ведя указкой вдоль записи и приостанавливаясь на границах слов (шлем, снял, край, тюль). Вы помогаете детям прочитать их. Потом просите назвать оставшиеся буквы (л ё н) и, выписав их отдельно, стираете в общем ряду. Между словами появляются пробелы, а из букв складывается пятое слово.
7.Повторное обсуждение «ленты букв» советуем проводить не на этом уроке, а на следующем.