Внеурочная деятельность Тема: Секреты речи. Русские народные сказки 4 класс


Занятие№1
Тема: Вводное занятие. Русские народные сказки. «Царевна Несмеяна»
Цель: продолжать знакомство с русскими народными сказками; уметь определять главную мысль сказки, читать в лицах, пересказывать;
Прививать любовь к чтению, интерес к сказкам.
Ход занятия
Русские народные сказки.
Здравствуйте. Гости дорогие!
– Веселья Вам да радости!
– Давно мы Вас ждем поджидаем, литературную гостиную не открываем.
– Припасли мы для вас забавушек на любой вкус. Кому –правду, кому- сказку.
– Удобно ли вам гости, дорогие? Все ли слышно? Всем ли места хватило?
– Хлебом солью вас встречаем и гостиную открываем.
О чём они?
"Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".
Сказка — это для души. А значит знание, которое сказка хранит, можно использовать в любое время жизни. Но нужно научиться видеть, на что указывает сказка, на какой урок в моей жизни. Нужно научиться видеть сквозь сказку себя.
Сказки есть разные, с разными героями. И каждая рассказывает о чём-то, что является не только частью моей обычной жизни, а одной из её основ. Сказки потому и живучи, что затрагивают в душе ту глубину, в которой разворачивается судьба каждого. Поэтому через сказку можно понять себя.
– А знаете, я очень люблю сказки. Мне часто их рассказывала моя мама. И часто, когда за окном дует холодный ветер, тоскливо и мрачно, а нам в нашей гостиной тепло и уютно, хочется читать и рассказывать знакомые и любимые сказки.
– Мне нравиться сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» русская народная сказка. (ученик рассказывает начало сказки)
– Я очень рада, что в сказке добро побеждает зло. Ведь не зря говорят:
«Не узнав горя, не узнаешь и радости»;
«Добро не умрет, а зло пропадет»;
«Чем вначале тяжелее труды, тем легче плоды».
– А помните, есть еще одна замечательная русская народная сказка «Хаврошечка»
(ученик рассказывает начало сказки)(2 абзаца)
– Мне жаль Хаврошечку. Одно радует, что в конце сказки мы узнаем, что стала Хаврошечка в добре поживать и лиха не знать.
2.Игра «Положительный, отрицательный герой»
(по заданному отрывку догадаться название сказки, определить имя главного героя и дать ему характеристику)
Учитель: Мы, ребята, с вами уже говорили, что в любой сказке есть положительные и отрицательные герои.
А герои наших сказок, кем они являются?
Сейчас мы поиграем с вами в игру
«Положительный, отрицательный герой»
– Догадайтесь, кому принадлежит эта цитата:
«Ах, братец мой Иванушка,Тяжел камень на дно тянет,Шелкова трава ноги спутала,Желты пески на грудь легли…» (Сестрица Аленушка)
– Какой это герой: положительный или отрицательный?
Докажите…
– О ком так было сказано в сказке?
«А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы». (Ведьма…)
– Какой это герой: положительный или отрицательный?
Докажите…
– Догадайтесь, кому принадлежит эта цитата:
«Коровушка-матушка, меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить…» (Хаврошечка)
– Какой это герой: положительный или отрицательный?
Докажите…
– Догадайтесь, кому принадлежат эти слова:
«Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего». (СТАРУХА)
– Какой это герой: положительный или отрицательный?
Докажите…
– Догадайтесь, кому принадлежат эти слова:
«Я твой сынок, народился из твоего мизинчика» (МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК)
– Какой это герой: положительный или отрицательный?
Докажите…
– Догадайтесь, кому принадлежат эти слова:
Докажите…
3.Чтение и анализ русской народной сказки «Царевна Несмеяна».
Царевна - несмеяна.
Как подумаешь, куда велик божий свет! Живут в нем люди богатые и бедные, и всем им просторно, и всех их призирает и рассуждает господь. Живут роскошные - и празднуют, живут горемычные - и трудятся; каждому своя доля!В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, все есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось.Горько было царю-отцу глядеть на печальную дочь. Открывает он свои царские палаты для всех, кто пожелает быть его гостем.- Пускай, - говорит, - пытаются развеселить Несмеяну-царевну; кому удастся, тому она будет женою.Только это вымолвил, как закипел народ у княжьих ворот! Со всех сторон едут, идут - и царевичи и княжевичи, и бояре и дворяне, полковые и простые; начались пиры, полились меды - царевна все не смеется.На другом конце в своем уголке жил честной работник; по утрам он двор убирал, вечерами скот пасал, в беспрестанных был трудах. Хозяин его - человек богатый, правдивый, платою не обижал. Только покончился год, он ему мешок денег на стол:- Бери, - говорит, - сколько хочешь!А сам в двери и вышел вон.Работник подошел к столу и думает: как бы перед богом не согрешить, за труды лишнего не положить? Выбрал одну только денежку, зажал ее в горсть да вздумал водицы напиться, нагнулся в колодезь - денежка у него выкатилась и потонула на дно.Остался бедняк ни при чем. Другой бы на его месте заплакал, затужил и с досады б руки сложил, а он нет.- Все, - говорит, - бог посылает; господь знает, кому что давать: кого деньгами наделяет, у кого последние отнимает. Видно, я худо рачил, мало трудился, теперь стану усердней!И снова за работу - каждое дело в его руках огнем горит!Кончился срок, минул еще год, хозяин ему мешок денег на стол:- Бери, - говорит, - сколько душа хочет!А сам в двери и вышел вон.Работник опять думает, чтоб бога не прогневить, за труд лишнего не положить; взял денежку, пошел напиться и выпустил невзначай из рук - денежка в колодезь и потонула.Еще усерднее принялся он за работу: ночь недосыпает, день недоедает. Поглядишь: у кого хлеб сохнет, желтеет, а у его хозяина все бутеет; чья скотина ноги завивает, а его по улице брыкает; чьих коней под гору тащат, а его и в поводу не сдержать. Хозяин разумел, кого благодарить, кому спасибо говорить.Кончился срок, миновал третий год, он кучу денег на стол:- Бери, работничек, сколько душа хочет; твой труд, твоя и деньга!А сам вышел вон.Берет работник опять одну денежку, идет к колодезю воды испить - глядь: последняя деньга цела, и прежние две наверх выплыли. Подобрал он их, догадался, что бог его за труды наградил; обрадовался и думает: "Пора мне бел свет поглядеть, людей распознать!"Подумал и пошел куда глаза глядят. Идет он полем, бежит мышь:- Ковалек, дорогой куманек! Дай денежку; я тебе сама пригожусь!Дал ей денежку.Идет лесом, ползет жук:- Ковалек, дорогой Куманек! Дай денежку; я тебе сам пригожусь!Он и ему денежку.Поплыл рекой, встретился сом:- Ковалек, дорогой Куманек! Дай денежку; я тебе сам пригожусь!Он и тому не отказал, последнюю отдал.Сам пришел в город; там людей, там дверей! Загляделся, завертелся работник на все стороны, куда идти - не знает. А перед ним стоят царские палаты, сребром-золотом убраты, у окна Несмеяна-царевна сидит и прямо на него глядит. Куда деваться? Затуманилось у него в глазах, нашел на него сон, и упал он прямо в грязь.Откуда ни взялся сом с большим усом, за ним жучок-старичок, мышка-стрижка; все прибежали. Ухаживают, ублаживают: мышка платьице снимает, жук сапожки очищает, сом мух отгоняет.Глядела, глядела на их услуги Несмеяна-царевна и засмеялась.- Кто, кто развеселил мою дочь? - спрашивает царь.Тот говорит: "Я"; другой: "Я".- Нет! - сказала Несмеяна-царевна. - Вон этот человек! - И указала на работника.Тотчас его во дворец, и стал работник перед царским лицом молодец-молодцом! Царь свое царское слово сдержал; что обещал, то и даровал.Я говорю: не во сне ли это работнику снилось? Заверяют, что нет, истинная правда была, - так надо верить.
4.Анализируем сказку (положительный, отрицательный герой.