Причины возникновения девиантного поведения и методы работы по его профилактике в ОУ


1Причины возникновения девиантного поведения и методы работы по его профилактике Учитель начальных классовКГУ «Средняя школа» №19Макарова Оксана Владимировна Что же должен знать педагог при работе с детьми девиантного поведения? 2Педагог должен знать: Понятия и формы отклоняющегося поведения Факторы риска, формирующие девиантное поведение Причины отклонений (что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние) Алгоритм действий по профилактике ДП, который включает в себя: - основные направления работы с девиантными детьми - основные направления работы с родителями - основные направления работы с педагогами - формы и методы психолого-педагогического воздействия - модели пропаганды здорового образа жизни - модели профилактики злоупотребления ПАВ





Понятие девиантного поведения3 Под девиантным (от лат. Deviatio-отклонение) поведением подразумевается: поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть: позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы; негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению. По толковому словарю русского языка Ожегова С.И., Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

4Классификация отклонений по А.Ф.Никитину По особенностям взаимоотношений и общения с детьми воспитателей, педагогов (трудные, трудновоспитуемые, дезорганизаторы)По образу жизни детей, семьи, по социально-бытовым условиям (безнадзорные, безпризорные, социально запущенные дети).По специфике ошибок и недостатков процессе воспитания (педагогически запущенные).По уровню развития нравственных качеств (дети с отклонениями в нравственном развитии).По несоответствию действий подростков закону, правовым нормам (несовершеннолетние правонарушители).


Формы девиантного поведения5Антисоциальное поведениеАсоциальное поведениеАутодеструктивное поведение

Антисоциальное поведение6 - поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.Антисоциальные поступки:- Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными - Воровство - Мелкое хулиганство - Вандализм - Порча чужого имущества - Торговля наркотиками





Асоциальное поведение7 - уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношенийАсоциальные поступки:- Побеги из дому - Систематические пропуски в школе - Агрессивное поведение - Ложь - Вымогательство - Беспорядочные половые связи - Ненормативная лексика - Настенные надписи и рисунки непристойного характера

Аутодеструктивное поведение8 - поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личностиАутодеструктивные поступки: - Курение - Токсикомания - Наркомания - Вскрытие вен - Алкоголизм - Суицид




Линии нарушений девиантного поведения:9 нарушение обучения нарушение поведения нарушение общения нарушение самосознания смешанные формы



Факторы риска и причины отклонений10«Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник» А.С. Макаренко семья наследственность проблемы подросткового возраста отсутствие прочных социальных связей

Семья11 Влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения. Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослыхЭгоизм и низкий уровень нравственности семьиТунеядство и пьянствоНеправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитаниюУдручающий образ жизниРаздоры, конфликты




Наследствен-ность12 конституционная предрасположенность наследственность (рождение от наркомана, алкоголика) физические дефекты проблемы с психическим и физическим здоровьем поражение нервной системы в родах

13Основные модели профилактикимедицинская модель ориентирована на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье. образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности;психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтных ситуаций, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения ПАВ


Алгоритм действий14Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) Диагностика нарушений и заполнение диагностической картыАнализ полученных данных, выявление причин отклонений через заполнение методик Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении)Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами всех участников образовательного процесса. Реализация плана работы, применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействияАнализ динамики развития, корректировка программы развития. 

15Основные направления работы с девиантными детьми Итак, после того, как провели полное диагностическое обследование и поняли проблемы ребенка, необходимо выработать основные направления работы с ним. Попытаемся систематизировать работу с девиантными детьми по линиям нарушений: - нарушение в обучении - нарушение в поведении - нарушение в общении - нарушение в самосознании



16Нарушение в обучении Оказание учителями-предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех. В первую очередь снова обращаемся к диагностике, наблюдениям, беседам с учителями-предметниками, чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом с помощью учителей-предметников оказываем ребенку реальную помощь. В то же время необходимо наблюдать за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи, все наблюдения заносятся в журнал наблюдений.


17Нарушение в поведении - Индивидуальная работа с родителями и ребенком (вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий) - Проведение бесед, практикумов по проблемам поведения (показать ребенку настоящие поступки, которые ценятся в обществе, необходимо закрепить их и сделать нормой поведения) - Создание комфортных условий ребенку в коллективе (использовать беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны) - Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где ребенок мог почувствовать ситуацию успеха (вовлечение в деятельность класса, в школьное самоуправление, в кружки с последующей положительной оценкой его деятельности) - Организация групп педагогической помощи (ребенок находит среди окружающих значимого для него взрослого, которого он выбирает по интересам — классный руководитель, трудовик, т.д.)



18Нарушение в общении - проведение классных часов с целью формирования навыков конструктивного общения - бесед-практикумов по формированию способности к саморегуляции, обучению снятия эмоционального напряжения и агрессивности - организация системы поощрений при применении навыков общения


19Нарушение в самосознании - Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе через поиск таких видов деятельности, где ребенок мог почувствовать ситуацию успеха (вовлечение в деятельность класса, в кружки с последующей положительной оценкой его деятельности) - Вырабатывать навыки ответственного поведения через включение в коллективно-творческие дела, школьное самоуправление через развитие трудовых навыков как важного средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты в качестве руководителя. - Формирование навыков Здорового Образа Жизни, чтобы чувствовать себя уверенным, здоровым и сильным, умеющим справиться с любой ситуацией самостоятельно.


20НедисциплинированостьПричины:Гиперактивность – избыток энергии, неумение рационально проявить свою активность и инициативу;неудачно выраженное стремление к самостоятельности;неправильное понимание упрямства как проявления силы воли;желание противостоять подавлению личности.Основные правила профилактики и устранения:Необходимо давать нагрузку, чтобы не было ни сил, ни желания, ни возможности отвлекаться на другие дела.В процессе взаимодействия с упрямыми, непослушными, капризными детьми нужно действовать твердо, быть требовательным, но одновременно тактичным и доброжелательным. Нельзя приказывать, но нельзя и уступать ребенку. Организовать правильный режим учебы и отдыха.Учитывать потребности и интересы ребенка.Включать ребенка в коллективную деятельность.






21Побеги и бродяжничествоПричины:как следствие черепно – мозговой травмы, сотрясений или воспалительных заболеваний головного мозга, особенно если эти расстройства возникли в подростковом возрасте;склонность к фантазии, стремление получить сильные впечатления;из-за излишнего контроля и авторитарного стиля воспитания педагогов и воспитателей;реакция на неблагополучную среду воспитания;отсутствие должной заботы о ребенке;частые сердитые нарекания и брань взрослых;наказания по пустякам;ухудшение положения ученика в классе (трудности в учебе, ссоры с педагогами);под влиянием товарищей (конформный тип поведения).Основные правила профилактики и устранения:Дать почувствовать, что ребёнок не одинок, что его любят и одобряют, что его готовы защитить.Стараться наряду с этим приобрести союзников в лице учителей, одноклассников.Помочь не поддаваться возникающим чувствам.Искать пути согласия с окружающими.Сделать привлекательным пребывание в школе.








22ГрубостьПричины:Самоутверждение в среде сверстников;подавление личности ребенка взрослыми;как ответная реакция на несправедливое обращение взрослых;состояние переутомления. Основные правила профилактики и устранения:Уважение достоинства ребенка.Предоставление самостоятельности.Разумная организация активности.В случае ответной реакции на несправедливое обращение взрослых – исправление взрослыми своей ошибки.





23Агрессивность , жестокость Причины:Как следствие психического заболевания;Под влиянием социальных причин и, главным образом, под влиянием воспитания и психологии того микросоциального коллектива, который окружает ребенка.Неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным.Желание отыграться за собственные обиды или душевная травма.Боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению.Основные правила профилактики и устранения:Чем же можно побороть жестокость у детей?Только воспитанием, Только развитием культуры,Только осознанным подавлением диких инстинктов, только длительным миром, только любовью. Взрослым, работающим с детьми, необходимо контролировать собственную жестокость, избегать ситуаций насильственной ломки воли ребенка, не превращать своих детей в злопамятных мстителей.






24Лживость Причины:Стремление привлечь к себе внимание;боязнь наказания;желание «прикрыть» товарища. Основные правила профилактики и устранения:Уважение к правдивости ребенка.Убеждать, что лживость – презренное качество человека.Учитель сам должен быть примером честности и искренности.Не отставлять без последствий проступок, маскируемый ложью.Избегать наказаний, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.





25ВоровствоПричины:Недостаток любви и тепла;недостаточная этическая воспитанность или избалованность;потребность испытать себя, закалить в рискованном деле, испытать чувство одобрения в компании сверстников - в деятельности игрового типа или по мотиву шалости;желание иметь красивые вещи, которых ребенок лишен;зависть.Основные правила профилактики и устранения:Персональное внимание и любовь к каждому ребенкуНеобходимо формировать правильное содержание понятия «честность», «риск», представления о храбрости и т.п.Необходимо обсуждение и проигрывание сложившейся ситуации, чтобы ребенок понимал не только свои интересы, но и смог встать на позицию пострадавших.Необходимо вовлекать детей в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удовлетворить указанные выше потребности. Необходимо организовать досуг учеников.






26«Добро воспитывается добром, а зло — злом» Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее. Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого необходимо организовать ребенку ситуацию успеха.

27Рекомендации Власть используйте лишь в меру необходимости. Старайтесь не отругать, не запретить, а убедить ребенкаВсегда объясняйте мотивы своих требований и обсуждайте их с детьмиУстановленные правила твердо проводите в жизнь (следите за тем, чтобы Ваши слова не расходились с делом). Дети очень критичны! Они сразу замечают, когда взрослые говорят и учат их одному, а сами поступают по-другому. Это не только подрывает Ваш авторитет, но и учит их лицемериюУмейте открыто признать свою ошибку перед ребенком. Говоря: «Извините, я был не прав», Вы поднимаетесь в глазах детей на очень большую высоту и завоевываете авторитетПрислушивайтесь к мнению ребенка, но при этом не идите у него на поводу! «Только любовью и жив человек» И.С.Тургенев



Спасибо за внимание!