Технология мышления запоминания информации «mind maps»


Технология мышления запоминания информации «mind maps»
Час-пик вносит суету в нашу жизнь, мешает сосредоточиться. Знакома ли вам эта ситуация? А наши дети, которые загружены информацией не одного, а сразу нескольких предметов?
Как не растерять важную информацию, как правильно ее систематизировать и расставить приоритеты. Сегодня я представлю вашему вниманию мобильный способ работы с информацией на примере технологии составления ИНТЕЛЛНЕТ-КАРТЫ.
Элементы этой технологии использовали в свое время Леонадро да Винчи, Альберт Эйнштейн они максимально использовали все ментальные способности своего мозга. Соединив опыт, накопленный лучшими умами человечества с достижениями современной психологии в области памяти и мышления, Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания информации, которую он назвал ”mind maps”- «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти»  или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Бьюзен систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии. Из 82 книг написанных Бьюзеном и посвященных этой тематики самой известной является — «Научите себя думать» — она входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия.
Суть этой методики состоит в ВИЗУАЛИЗАЦИИ - сопровождении мыслительного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют все новые мысли, заключения и переходы между ними.
Рисование интеллект – карт – необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Причем способ универсальный: составлять интеллект – карты можно по самым разным темам и поводам: для принятия решений, разработки проекта, составления плана, организации мероприятий и т.п.
Для работы нам понадобится чистый лист бумаги, цветные карандаши, ручки, фломастеры.
Рекомендации по созданию интеллект-карт:
Максимально свободно выражайте свои идеи.
Будьте творческими, яркими, выразительными.
Форма работы могут быть как индивидуальными, так и групповыми, в зависимости от поставленной цели.
1 ШАГ. В центре листа сформулируйте кратко основную тему (9 Мая)
2ШАГ. Мы должны ответить на вопрос: Как мы будем это делать? За счет тематических мероприятий – это и будут под – идеи. (под – идей может быть от 2 и более). Напишите, какими мероприятиями вы можете наполнить содержание. (Фотовыставка, экскурсии в музей, возложение цветов к памятнику, концерт). Очень хорошо подходит метод мозгового штурма. В этом случае нельзя отказываться от пусть даже «бредовых» идей, это позволит найти новые формы, не дублировать материал интернета.
Можно привлечь и детей, чтобы они могли реализовать свои образовательные запросы.
3ШАГ. После того, как определили мероприятия, следующий шаг определяем задачи. А задачи - это те шаги – действия, которые мы будем выполнять для реализации основной идеи темы. Например, мы будем работать с под - идеей конкурс чтецов. Что нужно подготовить: положение, рекламу, собрать заявки, аудиторию, призы. Затем по алгоритму работаем с каждым из заявленных под - идей.
4ШАГ. Для удобства запоминания в нашу карту добавляем символы, образы, не забываем про яркость, оригинальность.
5ШАГ. Если две под – идеи между собой взаимосвязаны, соединяем стрелками разного цвета.
6ШАГ. Расставляем приоритеты по значимости, по времени подготовки. Нумеруем. Пока группа работает, несколько слов о моем применении интеллект - карт в своей педагогической деятельности.
Я использую интеллект – карты при составлении конспектов уроков, тематического планирования, при планировании выступлений – презентаций, в разработках внутришкольных тематических концертов. Составление карты позволяет увидеть полный объем работы, логические связи, расставить приоритеты по времени подготовки и т.д.
Широкое применение этих карт я нашла на уроках музыки, что позволило повысить качество обученности. Применение интеллект – карт на уроках позволило повысить скорость запоминания слов песен, помогает осознанному формулированию и запоминанию музыкальных понятий, терминов, способствует детальному знакомству с биографией и творческой жизнью композиторов.
Составление детьми карт способствует эффективному обобщению изучаемых тем, более глубокому освоению.
Преимущества применения карт
Дают быстрый и полный обзор большой темы
Являются превосходным инструментом для раздумывания и запоминания;
Экономят время;
Раскрепощают мышление;
Позволяют максимально повысить результативность и эффективность.