Презентация Формирование коммуникативных УУД в начальной школе.


Учитель начальных классовДавыдова Н.Д. Цели: показать ценность овладения учащимися коммуникативными действиями ;выявить условия для формирования универсальных учебных действий;поделиться опытом работы по формированию коммуникативных УУД. Каким должен быть современный ученик? Современный ученик должен быть ЛИЧНОСТЬЮ любознательной, интересующейся, активно познающей мир; умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности; уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательной, умеющей слушать партнёра, уважающей своё и чужое мнение;готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УД ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕРЕГУЛЯТИВНЫЕЛИЧНОСТНЫЕКОММУНИКАТИВНЫЕ ГРУППЫ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ ( по Асмолову А.Г.) КОММУНИКАЦИЯ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕКОММУНИКАЦИЯ КАК СОТРУДНИЧЕСТВОКОММУНИКАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ КОММУНИКАЦИЯ КАК ВЗАИМОДЕЙСТИВИЕ ПОНИМАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПОЗИЦИЙ И ТОЧЕК ЗРЕНИЯОРИЕНТАЦИЯ НА ПОЗИЦИЮ ДРУГИХ ЛЮДЕЙПОНИМАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗНЫХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПРЕДМЕТАУЧЕТ МНЕНИЙ И УМЕНИЕ ОБОСНОВЫВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯ КАК СОТРУДНИЧЕСТВО УМЕНИЕ ДОГОВАРИВАТЬСЯ И НАХОДИТЬ ОБЩЕЕ РЕШЕНИЕУМЕНИЕ АРГУМЕНТИРОВАТЬ СВОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, УБЕЖДАТЬ И УСТУПАТЬСПОСОБНОСТЬ СОХРАНЯТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА ВЗАИМОКОНТРОЛЬ И ВЗАИМОПОМОЩЬ ПО ХОДУ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ(от фр. intйriorisation — переход извне внутрь и лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим. РЕФЛЕКСИЯ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ КАК ДОСТАЧНО ПОЛНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯСПОСОБНОСТЬ СТРОИТЬ ПОНЯТНЫЕ ДЛЯ ПАРТНЕРА ВЫСКАЗЫВАНИЯУМЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ВОПРОСОВ ПОЛУЧАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ СВЕДЕНИЯ ОТ ПАРТНЕРА ПО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К КОММУНИКАТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ОТНОСЯТСЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С УЧИТЕЛЕМ И СВЕРСТНИКАМИПОСТАНОВКА ВОПРОСОВСОТРУДНИЧЕСТВО В ПОИСКЕ И СБОРЕ ИНФОРМАЦИИРАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯУМЕНИЕ ДОСТАТОЧНО ПОЛНО ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ В ДИАЛОГЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯКОММУНИКАТИВНЫХ УУД ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ КОММУНИКАЦИИВЫБРАН ПАРТНЕРРАСПРЕДЕЛЕНЫ ФУНКЦИИ И РОЛИУЧЕНИКИ УМЕЮТ ДЕЙСТВОВАТЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ Основа развития коммуникативных умений -использование трёх видов диалога : а) диалог в большой группе (учитель – ученики);диалог в небольшой группе (ученик – ученики) – групповая работа;диалог в небольшой группе(ученик-ученик) – работа в паре. УРОВНИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УРОВЕНЬ ЦЕЛИ ОБСУЖДЕНИЕ И ДИСКУССИЯ РАСКРЕПОСТИТЬ ДЕТЕЙ, НАУЧИТЬ ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ НЕБОЛЬШИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ НАУЧИТЬ СОСТАВЛЯТЬ НЕБОЛЬШИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЯЗЫК В СООТВЕТСТВИИ С СИТУАЦИЕЙ, НЕ ОТКЛОНЯТЬСЯ ОТ ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ НАУЧИТЬ ПОДДЕРЖИВАТЬ ДИСКУССИЮ, ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ, АРГУМЕНТИРОВАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ,ПОДГОТОВИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ И РЕЧИ ДАТЬ ЗНАТЬ,ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ВЫСКАЗАТЬСЯОДИН ГОВОРИТ- ОСТАЛЬНЫЕ СЛУШАЮТГОВОРИТЬ ПОЛНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИГОВОРИТЬ ОТЧЕТЛИВО И ГРОМКОАРГУМЕНТИРОВАТЬ ЧЕТКО И КРАТКООБОСНОВЫВАТЬ МНЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ СОБЕСЕДНИКАЛЮБОЕ МНЕНИЕ ОБСУЖДАЕТСЯ, НО НЕ ОСУЖДАЕТСЯ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО ПАРТНЕРАПЕРЕСПРАШИВАЙ И УТОЧНЯЙОТМЕЧАЙ ПРЕЖДЕ ВСЁ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕУВАЖАЙ ЧУЖИЕ ОШИБКИ, ВЕЖЛИВО ОБЪЯСНИ СВОЕ МНЕНИЕПРОСИ ПОМОЩИ У ПАРТНЕРА, ПОМОГАЙ САМРЕЗУЛЬТАТОМ РАБОТЫ ЯВЛЯЕТСЯ ВАШЕ ОБЩЕЕ МНЕНИЕПОБЛАГОДАРИ ПАРТНЕРА ЗА РАБОТУ Формы работы: организация взаимной проверки заданий,выполнение заданий учебников и рабочих тетрадей,взаимные задания групп,обсуждение участниками способов своего действия,учебные игры, соревнования,работа в группах,работа в паре,проектная деятельность,кружковая работа. Задания учебников и рабочих тетрадей ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ЖЕЛАНИЕ ВСТУПАТЬ В КОНТАКТ С ОКРУЖАЮЩИМИЗНАНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯУМЕНИЕ ОРГАНИЗОВАТЬ ОБЩЕНИЕУМЕНИЕ РЕШАТЬ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИУМЕНИЕ РАБОТАТЬ В ПАРЕ, ГРУППЕ ВЫВОД: результатом работы по развитию коммуникативных УУД является:- ученик умеет слушать и понимать речь, соотносить свои высказывания с высказываниями других, получать информацию о предмете дискуссии; поддерживать дискуссию адекватно ситуации; владеть невербальными средствами коммуникации (манера, жесты, громкость голоса); задавать вопросы, подготовить небольшую речь, не отклоняться от темы, структурировать сообщение); поддерживать дискуссию; высказывать мнение в соответствии с актуальной ситуацией; задавать вопросы по теме; аргументировать свою точку зрения; подготовить презентацию, использовать язык и стиль понятный аудитории.     № п/п    ФИО обучающихся 1 класса  Число ответов (размышлений) ученика в ходе дискуссии («+/-»логичные/ нет )   Число вопросов ученика в ходе дискуссии («+ + +»)  Стиль поведения в обсуждении (вежливость, грубость, внимание/невнимание к чужому мнению)  Действия в конфликтной ситуации столкновения мнений и интересов (реакция на критику, форма критики чужого мнения, проявление способности к компромиссу, выработке и признанию общего решения и т.п.)    ВЫВОДЫпо каждому обучающемуся Антонов Алёша ++ + Невнимание к чужому мнению, грубость Обидчивость, неприятие чужого мнения недостаточно Басов Даниил - + Невнимание к чужому мнению, грубость Обидчивость, неприятие чужого мнения Индивидуальный подход Беззубик Лиза +++ +++ Вежливость, принятие чужого мнения Проявление способности к компромиссу, признание общего решения сформированы Боченков Артём + + Вежливость, вним ание к чужому мнению Обидчивость, неприятие чужого мнения недостаточно Васин Егор + + Вежливость, вним ание к чужому мнению Проявление способности к компромиссу, признание общего решения сформированы Вечёрка Софья ++ ++ Вежливость, вним ание к чужому мнению Проявление способности к компромиссу, признание общего решения сформированы Горовой Святослав Неучастие, отрешённость Не участвует в обсуждении Индидуальный подход Даильнева Ксения +++ +++ Вежливость, вним ание к чужому мнению Проявление способности к компромиссу, признание общего решения сформированы Евстратова Алёна ++ + Вежливость, вним ание к чужому мнению Проявление способности к компромиссу, признание общего решения сформированы Забельникова Софья +++ +++ Вежливость, вним ание к чужому мнению Проявление способности к компромиссу, признание общего решения сформированы Лист наблюдений за формированием коммуникативных УУД Дата наблюдения: 2012-2013 уч.г. Класс 1-в Учитель: Алексеева И.М. (представляются только положительные результаты) Предмет:_русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир Цепаева Ирина ++ ++ Вежливость, вним ание к чужому мнению Проявление способности к компромиссу, признание общего решения сформированы Цепляев Глеб + + Вежливость, вним ание к чужому мнению Проявление способности к компромиссу, признание общего решения, обидчивость недостаточно Чугуева Алиса + + Вежливость, вним ание к чужому мнению, инертность Проявление способности к компромиссу, признание общего решения, обидчивость недостаточно  ОБОБЩЕННЫЙ ВЫВОД по 1-в классу:Сформированы коммуникативные УУД у 17 учащихся (53%),Недостаточно сформированы у 12 учащихся (38%),Не сформированы у 3 учащихся (9%).  ОБОБЩЕННЫЙ ВЫВОД по 2-в классу:Сформированы коммуникативные УУД у 20 учащихся ( 59 %),Недостаточно сформированы у 11 учащихся ( 32%),Не сформированы у 3 учащихся ( 9 %). Спасибо за внимание ! Информационные ресурсы 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.:Просвещение, 2010. 3.Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51.4. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., Академия, 2001. 5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие /Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.6. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.2047. Власова А. Утром – практика, вечером – теория // Российская газета. – 2006. – №286. – С. 11.8. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. – 2005. – С. 27-33.