Формирование навыков исследовательской деятельности младших школьников как одного из факторов развития УУД.






Формирование навыков
исследовательской
деятельности младших
школьников как одного из
факторов развития УУД.


Учитель начальных классов:
Чакова Марина Владимировна.





МБОУ «Лицей»
2012г. Способности формируются
в деятельности и в ней же
проявляются.
С.Л.Рубинштейн.
Введение
Человек обучается и воспитывается всю жизнь. Это для него – биологическая и
социальная необходимость, ибо только так мы можем выживать и ориентироваться в
постоянно изменяющемся мире. Даже на уровне биологического существования
процветающими оказываются те виды, которые быстрее и успешнее перестраиваются под
изменения окружающей среды. Это называется естественным отбором.
Конечно, человеческое общество существует по другим законам, но необходимость
идти в ногу со временем пока никто не отменял. С другой стороны, наше развитие всегда
требует большего, чем элементарное приспособление, ведь главное предназначение
человека - реализовать заложенные в нем самой Природой созидательные способности. А
для этого он должен быть воспитан гармоничной, высоконравственной, творческой
личностью. И конечно, личностью деятельной.
В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения
подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация предполагает
ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы
знаний, но и развитие его личности, его познавательных и сознательных способностей.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование
универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Происходит перевод системы образования из системы, «осуществляющей
«прохождение программы» и усвоения совокупности предметных знаний, на процесс
формирования определенных качеств личности обучающихся посредством активного
участия самих учеников в усвоении знаний. Результатом обучения и воспитания в школе
первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами
информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в
дальнейшем. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и
участвовать в совместном принятии решений.
Все вышесказанное требует перехода с объяснительно-иллюстрированного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Учение превращается в сотрудничество – совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем. На мой взгляд, одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является исследовательская технология. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребнок рождается исследователем.
Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Именно это внутреннее стремление к исследованию создат условия для того, чтобы психическое развитие ребнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Основной его тезис: я знаю, для чего надо то, что я познаю, где и как я могу эти знания применить.
Исследовательская технология служит для развития познавательных навыков учащихся,
критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования
универсальных учебных действий.
Теоретическая база
Что же такое УУД? «В широком значении термин «универсальные учебные
действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин
можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с
ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса». Как же
органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс?
Основой решения данной проблемы является обучение на основе организации
исследовательской деятельности. Для этого сравним универсальные учебные действия с
общими исследовательскими умениями и навыками.
УУД
Исследовательские умения и навыки

Личностные (самоопределение,
смыслообразование, нравственно-этическое
оценивание)
Самоконтроль и самооценка

Регулятивные (целеполагание,
планирование, прогнозирование, контроль,
коррекция, оценка, волевая саморегуляция
Умение ставить цель и планировать свою
работу

Коммуникативные (планирование
учебного сотрудничества, постановка
вопросов, разрешение конфликтов,
управление поведением партнера, умение
выражать свои мысли)
Задавать вопросы
Умение доказывать и защищать свои идеи


Глядя на эту таблицу мы видим, что УУД тесно связаны с исследовательской
деятельностью. Что же такое исследовательская деятельность? Исследовательская
деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с
соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к
уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебнойисследовательской деятельности от научной является то, что в результате е учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.
Исследовательская технология требует реализации педагогической модели «обучение
через открытие». Ведущий метод – проблемное обучение; метод проектов.
Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций. Модель
урока: «знаю, но не все; хотел бы узнать – узнал». Обучающие приемы -
экспериментирование или моделирование. В качестве основных неоспоримых достоинств
данного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер
получаемых знаний, могут быть названы
-высокая степень самостоятельности;
-инициативность учащихся и их познавательной мотивированности;
-развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
-приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
-межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Данная технология построена на развитии способности учащихся проектировать
предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом.
Работу строю так, чтобы ученик
а) получал знания,
б) чувствовал свой рост,
в) уважал себя как личность.
Это возможно, когда
1. четко продуманы этапы исследования, формы и методы;
2. детям ясны цели и задачи (мотивация учения);
3. есть контакт учителя с детьми;
4. исследование - процесс, который дает радость ученику, удовлетворение как от
общения с учителем, его предметом, так и от своего собственного результата в нем;
5.у ребенка должно быть ощущение продвижения вперед (мотивация успешности)
Этапы исследовательской деятельности:
1.Погружение:учитель ставит цели и задачи,формулирует проблему,а ученики осуществляют
их решение.
2.Организация деятельности:планировние,распределение ролей со стороны учителя,учени-
ки -осуществляют.
3.Деятельность учащихся активная и самостоятельная!Роль учителя -консультация по мере необходимости.
4.Презентация:учитель принимает отчет в разных формах,оценивает;ученики-демонстрируют свои работы,рефлексию,дают взаимооценку.
Уже глядя на эти этапы видно, что они дают возможность формирования и
развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и
познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности
являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко
можно представить возможности формирования коммуникативных УУД:

·
·умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос
учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);

·
·умение управлять голосом (говорить чтко, регулируя громкость голоса в
зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

·
·умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное,
рациональное, оригинальное решение, рассуждение)
А, принимая во внимание, что в результате проведнных исследований ребнок
получает не только определнный продукт (новое знание), но и переживания, личный
опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД. Таким образом,
организуя исследовательскую деятельность младших школьников, можно формировать
все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны
быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской
деятельности на протяжении всех четырх лет обучения в начальной школе.
Данные умения формируются с первых дней обучения ребенка в школе, когда дети
совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формируют
необходимые правила общения, регулирующие как внешнюю сторону, (построение
высказываний, обращенность, адресованность высказывания, внимательное слушание от
начала и до конца, «рабочий шум» в группе), так и внутреннюю сторону, содержание
высказываний (доказательность, обоснованность предлагаемой точки зрения,
положительная направленность, доброжелательность высказываний).
Усвоение правил систематически осуществляется в различных способах учебных
взаимодействий в процессе обучения: в диадах (учитель – ученик, ученик – учитель), в
малых и средних группах по 4-8 человек (ученик – группа учеников, учитель – группа
учащихся), во всем классе (учитель – ученики).
Значение совместной деятельности учащихся трудно переоценить. Ведь
стремительное развитие электроники привело к тому, что дети, научившись общаться с
компьютерами, испытывают дефицит общения. Они не могут играть в коллективах, почти
не читают книг. Отсюда конфликты, разобщенность, скудный словарный запас, что
крайне отрицательно сказывается на обучении и воспитании.
Исследовательская деятельность способна, на мой взгляд, компенсировать данные
издержки быстро изменяющейся действительности. Она способствует развитию
мышления учащихся (умение провести анализ, синтез, классификацию, сопоставление,
сравнение, обобщение).
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

·
·первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение
предстоит найти ученику;

·
·второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само
решение ученику предстоит найти самостоятельно;

·
·третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят
само решение.
Исследования можно классифицировать по-разному:

·
·по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);

·
·по месту проведения (урочные и внеурочные);

·
·по времени (кратковременные и долговременные);

·
·по теме (предметные или свободные);

·
·по степени самостоятельности выполнения (самостоятельно, с родителями, под
руководством учителя и т.д.);

·
·по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение
материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от
возраста учащихся и конкретных педагогических задач.
Методические рекомендации
Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных
школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию
«исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для
развития умений исследовательской, как и любых других умений, необходимо найти и
реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Условия формирования исследовательских умений младших школьников.
Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских
умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной
деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского
языка, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской
деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой
исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных
талантов и способностей, способов саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей
атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие
проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись
допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять
желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения
«Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать,
двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы,
поверить в себя.
Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и
исследовательские, нужен творческий работающий учитель, стремящийся к созданию
творческой рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой
для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся младшего
школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен.
Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского
восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
В первом классе отдельных занятий, посвященных исследовательской деятельности
не проводится. Пропедевтическая работа ведется следующими средствами:

·
·проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством
учителя;

·
·уроком-исследованием (в начале года постановка проблемы осуществляется
учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности
осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения,
поиск решений максимально самостоятельно; вывод под руководством учителя);

·
·кратковременными наблюдениями-исследованиями с описанием (под
руководством учителя)
В первом классе на уроке возможно включение заданий, направленных на овладение
общелогическими УУД (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).
Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте,
окружающего мира, технологии.Например,такие задания,как «Четвертый лишний», «Про-должи ряд», «Найди ошибки», «Сравни предметы(слова,объекты) и другие использую на разных уроках.
Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений
и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики. В
качестве примера приведу ряд методик. Они позволят понять общую картину и показать,
где можно найти аналогичные методики, а так же разработать свои собственные.
Кратко остановлюсь на некоторых из них.
Методики развития исследовательских умений и навыков школьников.
1. Развитие умений видеть проблемы (Формирование познавательных УУД)
Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются
действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что
связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти
проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть
исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно
требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели.
Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.
Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление
человека.
Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.
Вот некоторые задания, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи.
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять
собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если
смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что
ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Выполним
несложное упражнение.
Задания для развития умения видеть проблемы.
На уроках по обучению грамоте по теме «Роль фонемы в образовании слов.Продолжи рассказ по его началу.»(Азбука с.46), «Как бы ты закончил сказку(рассказ)...» (Учимся читать с.33,46 3ч.;с.11 ч.4), «Рассмотри рисунок и сочини рассказ»(Учимся читать с.7 ч.4).
Задание «Составь рассказ от имени другого персонажа»
«Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камушком на
дороге, животным (домашним или диким), человеком определенной профессии. Опишите
один день этой вашей воображаемой жизни».
Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но
хороший эффект дают и устные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять
самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы.
Задание «Составь рассказ, используя данную концовку»
«Нам так и не удалось выехать на дачу».
«Сидевший в соседнем вольере орангутанг не обратил на это никакого внимания».
«Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».


Подумайте и расскажите о том, что было вначале и почему все закончилось именно
так. Оценивается логичность и оригинальность изложения.
Задание «Сколько значений у предмета»
Предлагается какой-нибудь хорошо знакомый детям предмет (карандаш, кирпич, мел,
коробка) Найдите как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом
реального использования этого предмета.
Задание «Назовите как можно больше признаков предмета»
Задача детей – назвать как можно больше возможных признаков этого предмета.
(Например: стол – красивый, большой, новый, высокий, пластмассовый, детский,
письменный, обеденный, удобный)
Задание «Тема одна – сюжетов много»
Придумайте и нарисуйте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например,тема
Весна-город-лес-первоцветы)Выставка рисунков,взаимооценки.
2. Развитие умений выдвигать гипотезы(Формирование познавательных (логических)
УУД)
Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.
Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат,
чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска
ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально
гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как
она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование,
превращаясь из гипотезы в ложное предположение.
Первое, что составляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Способы проверки
гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые
предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках
которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез
предполагают наблюдения и эксперименты. Построение гипотез – основа
исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в
ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их
вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом
свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим,
возможно, что если, наверное.
Задания на развитие умения вырабатывать гипотезы
Задание «Давайте вместе подумаем»
Как птицы узнают дорогу на юг?
Гипотезы:
1. Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам.
2. Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и т. д.), они указывают им
направление полета.
3. Предположим, что птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу.
4. Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним.
5. А может быть, у них есть внутренний компас, почти такой, как в самолете или на
корабле.
6. А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы
из космоса. (Провокационная идея)
-Если бы была жизнь на Марсе?
-Можно ли найти применение старым газетам,картону,одежде и другим предметам,которые мы выбрасываем?
Задания типа «Найди возможную причину события»
Звонят колокола.
Трава во дворе пожелтела.
Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.
Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.
Друзья поссорились.
Задание «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания
каждого человека на Земле?»
Такое интересное задание для тренировки умений по выработке гипотез и
провокационных идей используется в ряде школ для одаренных детей за рубежом.
Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что
бы случилось в результате.
3. Развитие умений задавать вопросы (Формирование коммуникативных УУД)
В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей.
Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с
вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше
пустот, которые нужно заполнить. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа,
таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.
Какими могут быть вопросы
Вопросы можно поделить на две группы.
Уточняющие ( прямые или «ли»-вопросы): верно ли, что; надо ли создавать;
должен ли; Уточняющие вопрос могут быть простыми и сложными. Сложными
называют вопрос, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы
можно поделить на две группы: условные и безусловные. Например: Правда и, что у тебя
дома живет попугай? – простой безусловный вопрос. Верно ли, что если котенок
отказывается от еды и не играет, то он болен? – простой условный вопрос.
Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых.
Например: Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше
нравится играть одному?
Восполняющие (или неопределенные, непрямые, «к»-вопросы) Они включают в свой
состав слова: где, когда, кто, что, почему, какие и другие. Эти вопросы также могут быть
простыми и сложными. Например: Кто, когда, и где может построить этот дом? –
сложный вопрос. Его без труда можно разделить на три самостоятельных вопроса.
Задания для развития умения задавать вопросы
Задание «Найди загадочное слово»
Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со
слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило – в вопросе должна быть
невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а
«Что это за предмет?».
Задание «Узнай по описанию».
Тема «Понимание смысла предложений.Отгадывание предмета по описанию»(Азбука )
Окружающий мир по темам «Животные» и «Разнообразие животных и растений».Ребята сами подбирали материал,делали карточки.
4. Развитие умений давать определения понятиям (Формирование познавательных УУД)
Понятие – одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли,
отражающую предметы в их существенных и общих признаках.
Понятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления
действительности, а также связи между ними.
Чтобы узнать, как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию
понятий, используются разные методы. Один из самых эффективных и простых – метод
определения понятий. Ребенку предлагается предмет или слово, и просят дать
определение этому предмету: «Что это?» Например: «Что такое трамвай?» Кто-то скажет,
что это транспортное средство для перевозки людей, а кто-то ответит, что трамвай – это
то, на чем ездят по рельсам. В первом случае видим ситуацию фиксации родового и
видового отличия, то есть правильно воспроизводятся логические отношения между
классом объектов и его представителем. Во втором случае мы сталкиваемся с указанием
не на объект, а на его функцию.
Для того чтобы учиться определять понятия, можно воспользоваться простыми приемами:
описание, характеристика, разъяснения посредством примера, наблюдения, сравнения,
различия, обобщения, загадки как определения понятий и другие.
Н-р,На уроке окружающего мира задание «Опишите свой любимый уголок России» по теме
«Страна,где мы живем» дети выполнили не только устно,некоторые письменно.
На литературном чтении по теме «Способы изображения текста» после чтения сказки
К.Д.Ушинского «Лиса Патрикеевна» и описания лисы(По В.Волкову)проводили сравнитель-
ный анализ художественного и нехудожественного текста,с выводами и примерами из текстов,подтверждающих сходство и различие.
5. Развитие умений классифицировать (Формирование познавательных (логических) УУД)
Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию
на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на
принцип (основание) деления. Классификация устанавливает определенный порядок. Она
разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую
область, сделать ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению строгость и
точность.
Правила классификации
- члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг друга);
- деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;
- деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен быть равен
объединению объемов членов деления.
Задания для развития умения классифицировать.
Работа по карточкам ,иллюстрациям в учебнике по окружающему миру:
-Назовите объекты неживой (живой)природы(1кл.1ч.с.47)
-Есть ли среди них кустарники,деревья?(1кл.1ч.с.25)
-Какие понятия подходят к этим объектам природы?(1кл.2ч.с.52)
по русскому языку :
-Распредели слова в2 группы(ед. и мн.ч.,собственные и нарицательные,однокоренные и неод-
нокоренные ит.п.)
-Найди похожие (одинаковые по написанию,противоположные ,с одной орфограммой и др.)
6. Развитие умений и навыков экспериментирования (Формирование познавательных
(общеучебных) УУД)
Эксперимент – важнейший из методов исследования. Эксперимент – проба, опыт. Это
самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго
контролируемых и управляемых условиях исследуются сааме разные явления.
Эксперимент предполагает, что мы активно воздействуем на то, что исследуем.
Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью
проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные, то есть такие, которые
можно проводить только в уме.
Мысленный эксперимент
В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый
шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих
действий. Попробуем в ходе мыслительного эксперимента решить задачу: Правильно ли
нарисованы тени?
Рассмотрите рисунок. На нем изображено солнце и геометрические тела. Правильно ли
художник нарисовал их тени? Почему тени должны быть другими? Какая тень
соответствует каждому из изображаемых геометрических тел?
А вот еще ряд задач для мыслительных экспериментов:
- Что можно сделать из куска бумаги?
- Что будет, если все станут выше ростом?
- Что нужно для того, чтобы накормить все человечество?
- Если бы озеро было столом, чем бы была лодка?
- Что будет, если люди научатся читать мысли других?
Эксперименты с реальными объектами:
математика по теме «Сравнение объектов по одному общему признаку»(форма,цвет,размер,
объем)
Таким образом, описанные в данных методических рекомендациях организационно-
педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачу
формирования универсальных учебных действий на основе развития исследовательских
умений младших школьников.
Для чего же нужен исследовательский метод в системе образования?
Прежде всего для того, чтобы
- выработать у школьников самостоятельное, критическое мышление, умение работать с
информацией;
- научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, давать
обоснованные аргументированные решения;
- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Грамотное, осознанное применение исследовательского метода в совместной
деятельности учащихся привносит в учебный процесс принципиально иную, по
сравнению с традиционным обучением, систему взаимоотношений, принципиально иной
подход к познавательной деятельности учащихся, основанный на уважении их
интеллектуальных и творческих возможностей, сотрудничестве, самостоятельном
критическом мышлении.
Любая исследовательская, интеллектуальная деятельность опирается на творческое
мышление, более того - она немыслима без творческой мысли.
Пример,при изучении алфавита,в течении всего букварного периода,ребята работали над проектом «Какой мне представляется заглавная буква моего имени?»В процессе изучения заглавных букв дети готовили рисунки буквы,с которой начинается имя ребенка,подбирали
стихи,пословицы,поговорки,начинающиеся на данную букву,сами сочиняли чистоговорки,
некоторые даже подготовили информацию из истории буквы.Это исследование тесно связано
с темами «Большая в именах»(Азбука с.16-19), «Имена собственные» (Азбука с.22) и др., собранный материал был представлен на уроке-празднике «Прощание с Азбукой» в виде выставки рисунков,а подобранный материал по буквам я использовала в ходе урока.
И,в качестве примера,хочу привести еще один проект «Что мы знаем о Масленице?»,работу
над которым мы продолжим во 2 классе.Необходимость в этом исследовании возникла после посещения Маленького театра на Южном при просмотре постановки «Соломенный жаворонок».Дети получили неизгладимое впечатление от просмотра и возникла масса вопросов,на которые им захотелось ответить.
-Как зародился праздник?
-Как праздновали Масленицу на Руси?
-Как празднуют в настоящее время?-В разных семьях?
-Есть ли похожие праздники в других странах?
В постановке прозвучали заклички,приговорки,неизвестные названия,слова,герои.
Для этого нужно было найти нужную информацию,покопаться в словарях,заглянуть в историю праздника.В работе были задействованы и родители,активно помогающие детям добывать нужную информацию.Это исследование связано с уроком окружающего мира по теме «Народные праздники»,т.е. прослеживается взаимосвязь урочной и внеурочной исследовательской деятельности.
Выводы
Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное – у
него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении,
самостоятельность при решении любых задач. Он умеет доказать свое мнение и уважает
чужое, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию, испытывает яркие эмоции.
Ученики начинают понимать мотивы учения – они изучают гармоничный и целостный
мир природы и людей, у них появляется интерес к познанию окружающего мира и себя в
нем. Я стремлюсь создать такую атмосферу во взаимоотношении ученика и учителя, в
которой ученик чувствовал бы себя раскованно, стремился проявить свой потенциал,
развивая творческую активность. Создавая на уроке атмосферу сотрудничества, я
достигаю того, что у учащихся появляются не только прочные знания, но и
удовлетворение своей учебной деятельностью и творчеством. У ребенка возникает
радость от того, что он умеет применять полученные знания.
Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников может быть
очень разнообразной. Часто при е проведении используются информационно-
коммуникационные технологии. Это и работа с обучающей презентацией, и поиск
презентации, буклета, бюллетеня. Некоторые работы, выполненные учащимися,
становятся учебными пособиями, которые учитель может использовать в дальнейшем.
Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения.
Следует так же отметить, что стандарты нового поколения включают в базисный учебный
план часы на внеурочную деятельность младших школьников, которые можно
использовать, в том числе и для организации их исследовательской деятельности.
Такой подход к обучению делает педагога не «истиной в последней инстанции», а
всего лишь проводником на пути к ней. В этом случае с переходом в старшие классы
роль учителя сводилась бы лишь к консультации и организации учебной деятельности.
Это вдохнуло бы в уже не новый лозунг «Учись учиться» новый, современный смысл.
Ведь среди огромного потока информации, захлестнувшего нас в последнее время, может
надежно ориентироваться лишь тот, кто умеет поставить перед собой цель и определить
пути е достижения. Этому я и пытаюсь учить детей, начиная с первого класса.
Конечно, развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться
только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий
формирования УУД младших школьников.