Комплекс заданий, способствующих формированию у учащихся умений учить стихотворения наизусть и развитию у учащихся памяти.


Проектное задание «Учимся запоминать стихотворения»Предметная область: литературное чтение Для того, чтобы приступить к выполнению проектного задания нам была необходима дополнительная информация о сформированности у детей умения учить стихотворения наизусть и о развитости у них видов памяти. Диагностика «Определение типа памяти» у детей показала, что у 15 из 19 детей класса наиболее развита зрительно-слуховая память, и несмотря на интерес к предмету литературное чтение у учащихся возникают трудности с заучиванием стихотворений. разработать задания, позволяющие совершенствовать у учащихся умения заучивать стихотворения наизусть и стимулирующие развитие зрительно-слуховой памяти, являющейся базовой для данного вида деятельностиРезультаты диагностики и условия проектного задания позволили сформулировать следующую педагогическую задачу: Решение педагогической задачи было связано с разработкой следующих типов заданий:1. Задания на проработку текста, который предстоит заучить наизусть.2. Задания на тренировку зрительной и слуховой памяти, на которых строится процесс запоминания текстов. Для заучивания детям было предложено стихотворение А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой» Для выполнения проектного задания были разработаны 2 группы заданий 2 группы заданийна проработку текстана тренировку зрительной и слуховой памятиработа с незна-комыми словамианализ идейного содержа-ния стихот-воренияработа с ключевыми словамиработа с деформированным текстомработа с рифмойпервичное воспроизведе-ние текста Задание 1. Прочитайте стихотворение, найдите непонятные вам слова и найдите их значение в словаре, предложенном в учебнике.Цель задания – довести до сознания детей смысл текста. К тем словам, значение которых не дано в словаре учебника, учитель предлагал подобрать синонимы, поскольку интуитивно дети могут чувствовать значения некоторых слов. Для лучшего понимания учитель демонстрировал учащимся картинки с изображением предметов. В результате выполнения данного задания у детей формируется полное понимание текста.Пример задания на работу с незнакомыми словами Пример задания на анализ идейного содержания стихотворенияЗадание 2. Проанализируйте стихотворение, ответив на следующие вопросы:Нарисуйте словами то, что вы себе представляли во время чтения стихотворения.Какой автор называет ниву?Почему автор называет ниву жаркой?Откуда появились на поле золотые переливы?Как помогают представить картину, изображенную поэтом, слова жаркая, прихотливый, золотые, безбрежная, огнедышащее? Задание 3. Найдите в каждом четверостишии ключевые (главные) слова.Цель данного задания состояла в том, чтобы довести до сознания детей содержание каждого четверостишия. По мере нахождения учащимися ключевых слов, учитель вывешивал на доску картинки, изображающие опорные слова, и подписывал под ними эти слова. Пример задания на работу с ключевыми словами Задание 4. Восстановите стихотворные строчки. Прочитайте восстановленный текст.Ниже опорного слова под картинкой висят деформированные строки стихотворения (то есть изменен порядок слов в строках). Учащиеся восстанавливают порядок слов и читают восстановленное четверостишие. Цель данного задания состояла в том, чтобы дети запомнили логическое расположение слов в предложенном стихотворении.Пример задания на работу с деформированным текстом Задание 5. Вспомните, с какими словами из стихотворения рифмуются вывешенные на доску слова:нивы очи нивой переливы минул небоночираскинулвостока прихотливый хлеба окоЦель данного задания направлена на запоминание детьми конечных слов стихотворных строчек.Пример задания на работу с рифмой Задание 7. Глядя на картинки, опорные слова и рифмующиеся слова, воспроизведите строки стихотворения как можно ближе к тексту.Пример задания на первичное воспроизведение текста