Статья Адаптивное физическое воспитание детей школьного возраста с ОВЗ (1-4 классы)

Веремейчук Н.П.
Адаптивное физическое воспитание детей школьного возраста с ОВЗ
Жизнь человека - постоянное и активное взаимодействие с окружающей средой, которое невозможно без сложных и совершенных органов чувств, важнейшим из которых является зрение. Подсчитано, что 95% информации о внешнем мире мы получаем теперь благодаря зрению (Т.А. Тарасова, 2005).
При дефектах зрения организм ребёнка находится в неблагоприятных условиях не только из-за нарушения этих функций, вызванных патологическим процессом, но и вследствие вынужденной гипокинезии, ухудшающей состояния организма и способствующей прогрессированию заболевания.
Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений, что приводит к вторичным отклонениям в состоянии здоровья.
Нарушение осанки встречается у 57% детей с косоглазием и амблиопией, причём наиболее часто (41%) они встречаются у детей с высоким уровнем косоглазия (35-45 гр.). Нарушение состояния отделов стопы по типу плоскостопия встречаются у слабовидящих детей в 2 раза чаще (62,5% против 32,1%) (Т.А. Тарасова, 2005).
Таким образом, наряду с первичным зрительным дефектом, двигательные нарушения имеют весьма весомое представительство в общем патологическом состоянии слабовидящих детей и требуют целенаправленной коррекции средствами адаптивного физического воспитания.
Значимость адаптивного физического воспитания для детей с различными степенями зрительной патологии имеет важное значение. Именно здесь адаптивное физическое воспитание не имеет аналогов, равноценных по силе воздействия на разные стороны восстановления функциональных показателей свода стопы и улучшений показателей физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Практика подтверждает, что если для здоровых детей физическая активность является обычной потребностью в повседневной жизни, то для детей с нарушение зрения физические упражнения жизненно необходимы, т.к. являются естественным методом одновременно физической, медицинской и социальной реабилитации (С.Б. Шарманова, А.И. Федоров, Е.Л. Черепов, 2004).
Основными задачами адаптивного физического воспитания в специализированных дошкольных учреждениях с нарушением зрения являются:
укрепление здоровья,
закаливание,
преодоление вторичных отклонений в физическом развитии детей с нарушение зрения,
достижение возможного в данном возрасте уровня развития: координации, точности и быстроты движений, силы, выносливости, и других двигательных функций (Г.Г. Лукина, 2003).
В основе коррекции плоскостопия лежит
- во-первых: укрепление мышц, сохраняющих свод
-во-вторых: ношение рациональной обуви
- в-третьих: ограничение нагрузки на нижние конечности.
Коррекция плоскостопия зависит от воспитания правильной походки. Необходимо, чтобы носки при ходьбе и стоянии смотрели прямо вперед, нагрузка приходилась на пятку, первый и пятый пальцы, а внутренний свод не опускался.
В коррекции и профилактики плоскостопия ведущая роль принадлежит физическим упражнениям: упражнения, укрепляющие опорно-двигательный аппарат (ходьба, бег, прыжки, приседания, плавание, подвижные игры). Весьма необходимо на каждом физкультурном занятии в начале, середине и в конце использовать 2-3 специальных упражнения для профилактики нарушений стопы (О. Кузнецова, 2010).
При плоскостопии, как и при нарушении осанки, в условиях дошкольного учреждения используются все формы АФВ:
Утренняя гигиеническая гимнастика;
Занятия адаптивным физическим воспитание длительность 30 - 35мин;
Занятия лечебной гимнастикой длительностью 25 - 30 мин;
Самостоятельные занятия;
Дозированная ходьба;
Плавание с включением таких упражнений, как бег, прыжки, выпрыгивание (уровень воды по плечи ребёнка).
Для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы, рекомендуется ходьба босиком по неровной, но мягкой (песок, мягкий грунт) поверхности. При ходьбе полезно периодически поджимать и расслаблять пальцы. Профилактически и для коррекции в ежедневную утреннюю гимнастику вводят ряд упражнений (ходьбу на носках, на пятках, на внутренних и внешних краях стоп, приведение стоп внутрь из положения сидя («подгребать песок ногами»), захватывание и удерживание пальцами ног мелких предметов (например, карандаша), подскоки, упражнения с использованием специальных устройств). Подобные же упражнения выполняют на уроках физической культуры и на специальных занятиях корригирующей гимнастикой. Положительное влияние на укрепление свода стопы оказывают игры в волейбол, футбол. Для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы детей можно рекомендовать выполнение упражнений на захватывание и удерживание стопами волейбольного или баскетбольного мяча, упражнения на низком гимнастическом бревне или набивном мяче (например, приседание, придерживаясь руками за гимнастическую стенку, обхватив набивной мяч стопами). Можно рекомендовать и такие занятия, как лазанье по вертикальному канату и шесту, ходьба босиком по рыхлому грунту или песку, непродолжительная ходьба по неровной или пересеченной местности ( Н.Л. Петренкина, 2004).
При коррекции нарушений в развитии стопы используются средства, способствующие укреплению суставно-связочного аппарата: приведение и отведение стоп, сгибание и разгибание стоп в положении стоя, сидя, лежа; поднимая и опуская стопами набивной мяч, сдавливание стопами матерчатого коврика, захватывание пальцами ног различных предметов, ходьба на носках и наружной стороне стопы, сгибание и разгибание пальцев ног, вращение стопами влево, вправо, ходьба босиком и бег босиком по песку, гимнастическим матам, поднимание на носки и опускание в исходное положение ( А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаев, 2010).
Создание полноценной физкультурно - оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры).
Большое значение имеет ношение обуви, отвечающей гигиеническим требованиям. Она должна точно соответствовать длине и ширине стопы (не жать, но и не быть слишком просторной), иметь широкий носок, чтобы пальцы не сжимались, широкий каблук 1,5 - 2,0 см и эластичную подошву.
При плоскостопии, помимо лечебных упражнений, контрастных ножных ванн и массажа, бывает необходимо ношение по указанию врача вкладышей-супинаторов в обычную обувь или изготовление специальной ортопедической обуви (Г.А. Васильков, В.Г. Васильков, 2003).
Для предупреждения развития плоскостопия надо соблюдать следующие профилактические меры:
- не носить слишком тесную обувь или на плоской подошве;
- для уменьшения деформации свода стопы пользоваться супинаторами, постоянно выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;
- выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц свода стопы) и дополнительно- специальные упражнение (ходьба босиком по скошенной траве, галечнику).
Детям с нарушением зрения имеющим плоскостопия на занятиях адаптивным физическим воспитанием противопоказано:
1. Ходить на внутренней стороне стопы .
2. Соскоки, прыжки, бег, особенно по асфальту.
3. Выполнять упражнения при длительной статической нагрузке (и. п. стоя).
В исследованиях М.Н. Кузнецовой (2002), М.Д. Маханевой (2007), Т.И. Осокиной (2008) отмечается, что следует осуществлять постепенность и последовательность в занятиях физической культурой, в подборе упражнений, в продолжительности занятий, в нарастании числа повторений упражнений, в постепенном увеличении нагрузки, как на отдельных занятиях, так и от одного занятия к другому, к концу занятий нагрузка должна уменьшаться, должен осуществляться тщательный индивидуальный подход к каждому дошкольнику, учитывая состояния здоровья и диагноз врача-окулиста.
Л.Н. Ростомашвили (2014), говорит о том, что дети с нарушением зрения нуждаются в осторожном подходе к занятиям физическими упражнениями. При регулировании физической нагрузки целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:
использовать как стандартные (одинаковые по скорости, темпу и весу), так и переменные (изменяющиеся в ходе занятий) виды нагрузок;
варьировать формы и условия выполнения двигательных действий;
варьировать объем нагрузки в зависимости от состояния здоровья занимающихся, уровня их физической подготовленности;
варьировать физическую нагрузку, чередуя ее с паузами для отдыха, заполняемыми упражнениями для зрительного тренинга, на релаксацию, на регуляцию дыхания, пальчиковую гимнастику и пр.;
воздерживаться от длительных статической нагрузки с поднятием тяжести, упражнений высокой интенсивности, которые могут вызвать повышение внутриглазного давления, ухудшение работоспособности цилиарной мышцы, ишемию, особенно у детей с глаукомой, высокой миопией и другими заболеваниями;
учитывать сенситивные периоды развития физических качеств;
наблюдать за самочувствием занимающихся: умеренное утомление не является противопоказанием, однако в результате нерациональной организации труда (физического, умственного, зрительного) может наступить переутомление.
Несмотря на некоторые ограничения, следует отметить, что опасен для здоровья не вид движений, а методика их проведения.
Проведенный анализ литературных источников позволил выявить наиболее эффективные средства адаптивной физической культуры.
По данным Л.В. Шапковой (2003) к ним относятся: физические упражнения, направленных на профилактику и коррекцию первичного и вторичных дефектов; естественно-средовые (природные), которые благотворно влияют на эмоциональный мир человека пробуждая позитивные эмоции, способствует формированию здоровых эстетических восприятий; гигиенические факторы, обеспечивающие оптимальные условия для занятий физическими упражнениями (соблюдение специальных норм и требований, предъявляемых гигиеной к режиму занятий, к состоянию мест занятий, оборудованию, инвентарю, к костюму занимающихся).
Таким образом, систематические занятия адаптивным физическим воспитанием с использованием упражнений на коррекцию плоскостопия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, позволяют приостановить и исправить плоскостопие, путем развития и укрепления мышц, связок и суставов участвующих в нормальной работе сода стопы.













Список используемой литератуы
Васильков, Г. А., Васильков, В. Г. От игры – к спорту (сборник эстафет и игровых заданий)[Текст]/ Г.А. Валильков, В.Г. Васильков. - М.: «Физкультура и спорт», 2003.- 77с.
Кенеман, А. В., Хухлаева, Д. В. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста.[Текст]/А.В. Кенеман, Д.В, Хухлаева. - М.: Просвещение. - 2010. – 253с.
Кузнецова, М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях.[Текст]/ М.Н. Кузнецова. - М.: АРКТИ, 2002.- 61с.
Кузнецова, О. Гимнастика против плоскостопия [Текст] / Ольга Кузнецова // Здоровье детей. - 2010. - № 19 (октябрь). - С. 14-17.
Лукина Г.Г. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников в процессе физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2003. - 19с.
Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений.[Текст]/М.Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2007. - 88с.
Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду. - 2-е изд.[Текст]/Т.И. Осокина. - М.- 2008. -116 с.
Петренкина, Н.Л. Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: [Текст]/Н.Л. Петренкина. - Санкт-Петербург, 2004 - 157с.
Ростомашвили, Л.Н. Педагогические технологии в адаптивном физическом воспитании детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями развития: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.04[Текст] / Ростомашвили Людмила Николаевна;[Место защиты: Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта - ФГБОУВПО].- Санкт-Петербург, 2014.- 409 с.
Тарасова, Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста.[Текст]/Т.А. Тарасова. - М.: Творческий центр, 2005.- С.33-40.
Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие [Текст]/Под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – С.50-54.
Шарманова, С.Б., Федоров, А.И., Черепов, Е.Л. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Учеб. - метод. пособие. [Текст]/С.Б. Шарманова, А.И. Федоров, Е.Л. Черепов. - М.: Совет, спорт, 2004 - 116с.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




15