Статья нпо физической культуре Здоровьесберегающее физическое воспитание





Темнышова А.Г.
Россия, Республика Хакасия
МДОУ детский сад № 15 «Березка».

Здоровьесберегающее физическое воспитание

«Физическое воспитание это то,
что обеспечивает здоровье
и доставляет радость»

(Крэттен).

Великая ценность каждого человека-здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым- это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать?
Именно дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В ДОУ работа ведется по следующим направлениям:
1. Организация двигательной деятельности
2. Лечебно – профилактическая работа. Она состоит в ионизации воздуха в группах. Под влиянием отрицательных аэроинов у детей, страдающих респираторными заболеваниями, улучшается сон, аппетит.
Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ослабленного ребенка возможно при условии и соблюдении следующих принципов:
Организация оздоровительного режима.
Организация двигательной активности с преобладанием циклических упражнений.
Формирование правильной осанки и навыков правильного дыхания.
Обеспечение полноценного питания.
Обеспечение психологического комфорта.
Реализация системы эффективного закаливания.
Использование развивающих форм оздоровительно – воспитательной работы.









Большое значение уделяется использованию здоровьесберегающих технологий ка совокупности приемов и методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии развития и воспитания, наделяют их признаками сбережения здоровья.
Работа по этому направлению строится на основе технологии «Здоровый ребенок», которая объединяет сложившийся в практике опыт по коррекционно – оздоровительной работе, формам физического воспитания и лечебно – профилактических мероприятий в единую систему, предусматривающую реализацию новых подходов.
Коллектив ДОУ постоянно находится в поиске новых форм, инновационных технологий и нетрадиционных методов оздоровления детей.
Большое значение придается утренней гимнастике и гимнастике после дневного сна, с использованием которых решаются задачи – укрепление и оздоровление организма ребенка, развитие правильной осанки, профилактика плоскостопия, воспитание волевых качеств, чувства ритма, координации движений.
Каждое занятие начинается с самомассажа, при этом дети садятся на колени и подгибают носки стоп так, чтобы все пальцы полностью касались пола, это способствует растягиванию передней поверхности голени и мышц-разгибателей стопы, что необходимо для подготовки к последующей физической нагрузке и для профилактики плоскостопия.
На физкультурных занятиях используются элементы хатка-йоги, в каждое занятие включаются элементы точечного массажа и дыхательной гимнастики.
В ДОУ реализуется преемственность в работе детского сада и семьи по вопросам сбережения здоровья воспитанников. Своей задачей педагогический коллектив ставит установление доверительного делового контакта между семьей и ДОУ, в ходе которого корректируется позиция родителей и педагогов. Нельзя добиться полноценных результатов, если в ДОУ не создано сообщество «дети-родители-педагоги». Постоянное совершенствование мастерства педагогов, поиск новых подходов к физическому развитию, базирующегося на анализе внешних воздействий, мониторинге состояния каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализация профилактических мероприятий – постоянная забота дошкольного учреждения.
Широко используются нетрадиционные формы работы: «Дни открытых дверей»2 – для родителей с просмотром разнообразных физкультурных занятий, участие родителей в проведении физкультурных занятий, проведение совместных праздников.
Проводится коррекционная работа в группе здоровья. Мы знакомим воспитателей и родителей с результатами осмотров, которые проводят врачи – специалисты. Даем рекомендации о правильном формировании осанки, предлагаем комплексы упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия и нарушений осанки.
На основании выше изложенного, хочется отметить, что все это в совокупности дает положительный результат в оздоровительном развитии ребенка, помогает сохранить и укрепить его здоровье к моменту перехода в школу.



15