Статья Двигательная активность и игровая деятельность


ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Слушатель группы:
3.6.2
Формирование жизненных компетентностей, учащихся на уроках физической культуры, начальной военной и медико-санитарной подготовки в условиях реализации Государственных образовательных стандартов для учителей физической культуры (с интеграцией начальной военной и медико-санитарной подготовки)
Лёвина Татьяна Владимировна,
учитель физической культуры,
специалист первой квалификационной категории,
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Специализированная гуманитарная школа №65 города Донецка»
Руководитель выпускной работы: К защите
Мельничук Юрий Викторович
Заведующий отделом физической культуры
и спортивно-массовой работы
Донецкого РИДПО
2016 г.

Аннотация. В статье описана важная роль и необходимость оптимизации двигательной активности у обучающихся, раскрывается значение игровой деятельности для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, даны рекомендации по отработке навыков здорового образа жизни у обучающихся через игровую деятельность и двигательную активность.
Ключевые слова: двигательная активность, игровая деятельность, здоровье, физическое развитие, игра, здоровый образ жизни, обучающийся.
Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье,
прибывая в лени, тот поступает так же глупо,
как и человек, думающий молчанием
усовершенствовать свой голос
Плутарх
В настоящее время на обучающихся влияют большое количество неблагоприятных факторов внешней среды, объемный массив информации во время учебного процесса, сложные социальные условия жизни, что неизменно приводит к эмоциональному напряжению и снижению двигательной активности.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в 1-й класс общеобразовательной школы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период школьного обучения число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Это связано напрямую с повышением интенсивности умственной деятельности и снижением двигательной активности обучающихся, что приводит к эмоциональному, умственному, психическому, физическому напряжению.
Прогрессивные русские ученые-педагоги, психологи, врачи-гигиенисты (Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.Г. Яковлев, Р.И. Жуковская А.П. Усова, В.В. Гориневский, и многие другие) утверждали, что есть прямая зависимость между оптимальным уровнем двигательной активности детей и их мышлением, словарным запасом, улучшением сна, настроения, повышением их умственной и физической работоспособности, психическим и физическим здоровьем.
В соответствии с нормативной правовой базой: Донецкой Народной Республики, регламентирующей деятельность государственных институтов в сфере физкультуры и спорта, Законами «Об образовании», «О физической культуре и спорте», Концепцией формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики утвержденной Приказом Донецкой Народной Республики от 03августа 2016 года № 815, занятия физической культурой и спортом направлены на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков.
Основной задачей современного учителя физической культуры общеобразовательной школы является формирование ценностных установок у детей и подростков на здоровый образ жизни и формирования жизненных навыков: рационального питания, двигательной активности, санитарно-гигиенических, режима труда и отдыха, эффективного общения, решения конфликтов, поведения в условиях давления, угроз, дискриминации, самоосознания и самооценки, самоконтроля. Поскольку знание является основой для сохранения и формирования собственного здоровья.
Целью школьного физкультурного образования как составной части учебно-воспитательного процесса должно стать формирование всесторонне развитой личности. Потенциальный выпускник общеобразовательной организации – это человек здоровый не только физически, но и психически, обладающий высокой культурой, готовый к полноценной жизни в обществе, самостоятельному выбору и продуктивной трудовой деятельности.
Своими различными формами система физического воспитания включена во все основные виды социальной деятельности человека. Она удовлетворяет не только его биологические потребности в движении, но и социальные – формирование личности, совершенствование общественных отношений. Разумеется, физическое развитие человека, подчиняясь биологическим законам, может осуществляется и естественным путем. Но небольшой уровень двигательной активности не достаточен для того, чтобы можно было обеспечить его физические возможности. Реализуя свои образовательные, прикладные, спортивные, рекреативные и оздоровительные функции, учитель физической культуры совместно с республиканскими органами, общественными организациями и гражданами, осуществляющими деятельность в целях развития физической культуры и спорта способны полностью удовлетворять потребности в двигательной активности, обеспечивая тем самым высокий уровень здоровья и физической дееспособности.
Если давать определение двигательной активности, оно будет звучать следующим образом: естественная потребность человека в движении, а количество движений, которые совершает человек в течение какого-либо времени, составляет объём двигательной активности.
Двигательная активность обучающегося является не только фундаментом настоящего и будущего здоровья и физического развития, но и представляет собой условие и средство его психического здоровья и развития, формирования его как личности, поскольку требует от детей значительного эмоционального напряжения, активизации всех психических процессов, определенных поведенческих умений. Таким образом двигательная активность в том числе обеспечивает психологический комфорт личности. А психологический комфорт в свою очередь - важнейшее условие воспитания нравственности.
Для нормального физического развития за двигательной активностью необходимо следить в течении всего дня: с рождения и до поступления в детский сад - родители, с детского сада до школы – родители и воспитатели, в школе - родители, учителя и сам ребенок, на протяжении всей оставшейся жизни – сам. Соблюдение режима играет особую роль в удовлетворении физиологических потребностей ребенка. Воспитывая у детей дисциплинированность, самостоятельность, потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, с ранних лет грамотно планировать режим дня, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного физического и психического развития ребенка.
Первое на что должны обратить внимание родители - это режим дня. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи. Соблюдение режима - это залог здоровья, он помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что, в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее. Режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (детский сад, школа, взрослая жизнь), способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку в дальнейшей жизни.
Для того чтобы успешно решить вопрос гиподинамии и оптимизировать объём двигательной активности необходимо объединить усилия педагогического коллектива, работников внешкольных учреждений и родителей. Ведь даже самый грамотно спланированный урок физической культуры всего лишь на десятую часть удовлетворяет суточную норму объёма движения. Все остальное обучающийся должен восполнять:
в школе на протяжении учебного дня:
1. Физкультурно – оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, физкультминутки, физкультпаузы, подвижные перемены).
2. Ежедневные занятия в группе продлённого дня.
3. Внеклассная работа (занятия в кружках по вида спорта, спортивные соревнования, массовые игры, дни здоровья, спортивно – массовые мероприятия, туристические походы).
во внешкольных учреждениях:
1. Систематические учебно-тренировочные занятия.
2. Спортивные соревнования.
3. Экскурсии, походы.
самостоятельно:
1. Физкультурно - оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, закаливание, физкультминутки во время выполнения домашнего задания).
2. Самостоятельные занятия физическими упражнениями, выполнение домашнего задания по физической культуре.
3. Подвижные и спортивные игры, прогулки, в том числе с участием взрослых, в выходные и каникулярные дни.
4. Участие семей в соревнованиях.
Лишь совокупность и непрерывность всех изложенных форм может активизировать двигательный режим в течении дня, внедрение физической культуры в повседневный быт обучающихся, укрепления их здоровья, совершенствование культуры движений, обеспечение гигиены умственного труда, поддержание оптимального уровня работоспособности и формирование навыков организованности и сознательности на протяжении всей жизни.
Процесс физического воспитания в школе должен быть нацелен, главным образом, на формирование, развитие и сохранение здоровья. В этой связи, основной задачей является воспитание потребности в двигательной активности и формирование практических навыков для последующей реализации в повседневной жизни.
Оптимизация двигательного режима обучающихся практически невозможна, если не использовать богатые возможности подвижных и спортивных игр, потому что детство и игра слиты друг с другом. Разнообразная двигательная деятельность, протекающая на фоне интенсивных эмоциональных проявлений, не только способствует развитию маторно-двигательной сферы обучающихся, но и формирует его психику, активизирует познавательные способности, совершенствуют механизмы оперативного мышления.Играя, обучающийся задает себе самые невероятные задачи и смело берется за их решение. Сам процесс игры и, главное, – успешное достижение поставленной цели приносят ему глубокое моральное удовлетворение. Через игру обучающийся восполняет дефицит двигательной активности, возникающий в процессе обучения.
Содержанием любой игры являются двигательные действия, способствующие физическому развитию занимающихся. В этом выражается подготовительная функция игры. Но одновременно игру следует рассматривать и как метод решения разнообразных педагогических задач.
Внедрение игровых форм в учебный процесс необходим. Для формирования у обучающегося необходимости в оптимизации двигательной активности через игровую деятельность и выполнения элементарных правил здорового образа жизни.
Посредством игры мы решаем такие основные задачи:
Формируем основные понятия здорового образа жизни.
Добиваемся выполнения правил здорового образа жизни.
Формируем понятие о двигательной активности.
Прививаем потребность к движению с помощью игровой деятельности.
Учим грамотно планировать свой режим дня.
Прививаем необходимость к ежедневным занятиям физической культурой.
Приучаем отслеживать свою двигательную активность в течении дня.
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого человека, которую он не вправе перекладывать ее на окружающих. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.

Список литературы:
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 19 июня 2015 года (Постановление №I-233П-НС)
Закон Донецкой Народной Республики «О физической культуре и спорте», принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 24 апреля 2015 года (Постановление №I-143П-НС)
Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждена Приказом от 03 августа 2016 №815
Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03. «Физ.культура» / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов и др.; Под ред. Б.А Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990 – 287с.
Былеева Л.В. Подвижные игры. Учеб. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е перераб. и дополн., изд. М.: «Физкультура и спорт», 1974 – 208с.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004 – 296с.
Портных Ю.И. Спортивные игры и методика преподавания: Учебник для пед. фак. ин-тов физ. культ./ Под ред. Портных Ю.И. - изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1986г – 320с.