Развитие творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время ( из опыта работы)


Развитие творческих способностей учащихся
на уроках и во внеурочное время
( из опыта работы)

Куземцева Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа№90 имени Д. М. Карбышева»
Цель данной работы:
Показать актуальность и значимость игровых ситуаций и игровых заданий в организации развития творческих способностей детей во время учебного процесса.
Задачи:
Рассказать об особенностях развития творческих способностей детей на уроках и во внеурочное время.
Привести примеры использования дидактических игр, специальных педагогических игровых приемов для развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время.
Творчество - это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Но потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.
Именно в школе учитель помогает ребёнку развить творческое мышление, которое, возможно, уже начало формироваться на ранних этапах взросления маленького человека. И именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, в этот период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации.
Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приемы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета.
Условия максимального проявления творческих способностей учащихся предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой, интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления.
Созданию творческой атмосферы на уроке помогают специальные педагогические приемы.
Важным приемом творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартное решение. Вот почему специальные уроки творчества лучше начинать с чего-то необычного для учащихся, например, с предложения ответить на вопрос: «Что можно сделать необычного с обыкновенным … кирпичом?» Варианты будут разнообразные, но ценятся те, которые предлагают использовать кирпич нестандартно (украшение для газона, кукольная мебель, инструмент для колки орехов, пудра и т.д.)
Приемы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение, используются в технике ТРИЗ (теоретическое решение изобретательских задач). В качестве творческого тренинга можно предложить школьникам такую задачу. Называются три слова: красный, круглый, кислый. За пять минут нужно придумать не менее пяти предметов и явлений, которым были бы свойственны все три определения. Как правило, сначала называют ягоды: калина, смородина, рябина и т.д., затем соленые помидоры, скисшее варенье. Здесь важно уловить момент и подсказать еще одно направление поиска:
– А почему никто не назвал красный мяч?
– Но он же не кислый.
– А кто помешает вам облить его лимонным соком?
И тогда начинается новый ряд: незрелое яблоко, покрытое красной акварелью; круглый кусок кирпича, вымоченный в уксусе и т.п.
В ходе работы учитель может сделать вывод о преобладании в классе того или иного уровня творческого воображения: начальный (учащиеся называют готовые, существующие в природе предметы), средний (предлагают предметы и явления, подвергшиеся воздействию человека) и высокий (он основан на образном восприятии и максимально отражает личное отношение человека к называемому явлению).
Поначалу работа на высоком уровне дается учащимся с трудом. При сопоставлении определений круглый, красный, кислый возникает образ человека после бани: распаренного, «раскисшего», или грустное лицо индейца.
Нужно подчеркнуть, что высокий уровень творческого воображения отличается тем, что здесь не просто называется какое-либо явление, но и выражаются чувства самого говорящего.
Умение решать творческую задачу в условиях ограничений формирует и следующее задание: предлагается три любых слова, за 7 минут нужно составить не менее 9 предложений, в каждом из которых будут обязательно употреблены все эти три слова. Наборы слов самые непредсказуемые: вагон, Австралия, облако. Учащиеся достаточно быстро исчерпывают возможности начального и среднего уровней и поневоле начинают использовать третий, образный уровень: тогда-то и случается, что вагон влюбляется в Австралию и мечтает об облаке, на котором он долетит до предмета своей мечты.
Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыкновенные вещи под новым, непривычным углом зрения.
К сожалению, учебная программа, основанная на четком и логичном изложении материала, изначально не приемлет творческих фантазий. Поэтому необходимо выделять время на «минуты фантазии» на уроках или на специальные уроки творчества. Результаты детского творчества будут самыми разными: сочинения, стихи, рисунки.
Все эти приемы направлены не только на активизацию творческих процессов, но и на стимулирование потребности в творческой деятельности у всех учащихся.
Существует бесконечное множество приемов развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время:
- игры буриме и акростих;
- составление и разгадывание кроссвордов и ребусов;
- приемы работы в технике ТРИЗ;
- решение творческих задач в условиях ограничений;
- работа в жанре эссе и др.
- создание творческого продукта (книжки-малышки, буклета, памятки и т.д.)
Учителя, работающие над развитием творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время должны помнить:
- Надо быть терпеливым. Не ждите «быстрых» результатов, они обязательно будут, но не торопите события.
- Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ – дело очень деликатное.
- Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных».
- И самое главное – творите сами. Пример творчества очень заразителен, и ваши ученики непременно захотят попробовать себя в этом.
Желаю всем успеха!