Из опыта работы опорного общеобразовательного учреждения «Фатежская средняя общеобразовательная школа №1» Фатежского района Курской области по сетевому взаимодействию

Из опыта работы опорного общеобразовательного учреждения «Фатежская средняя общеобразовательная школа №1» Фатежского района Курской области по сетевому взаимодействию

Любая деятельность человека продуктивна в том случае, когда её участники (субъекты) верят в то, что делают, знают, как делать, предполагают конечный (желаемый) результат и не боятся трудностей.
Сетевая форма взаимодействия учреждений образования не первый год существует в Курской области и твердо заявила о себе как о действенной форме образовательных отношений.
В последние годы сетевая форма приобрела новые черты, однако неизменной осталась конечная цель – повышение качества образования. Решение проблемы качества образования в условиях сетевого взаимодействия зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективные и педагогически оправданные методы и технологии будут избраны.
В Фатежском районе всегда аккуратно относятся к новшествам в образовании, но если за что-то берутся, то делают это основательно. И, пожалуй, самое главное то, что управление образования и методический кабинет умеют создавать для нас, педагогов, руководителей, ситуацию успеха, помогают нам, радуются нашим достижениям и полноправно разделяют с нами неудачи.
Мне будет очень приятно, уважаемые коллеги, если вас заинтересует опыт работы по межсетевому взаимодействию педагогического коллектива опорного Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Фатежская средняя общеобразовательная школа №1» Фатежского района Курской области, руководителем которого я являюсь, с учреждениями образования.
В нашем общеобразовательном учреждении 300 учеников, 30 педагогических работников, средний возраст которых - 43 года, высшую квалификационную категорию имеют 5 учителей, первую - 23; 98% учителей имеют высшее педагогическое образование. Мы осуществляем взаимодействие с шестью основными и одной начальной общеобразовательными школами Фатежского района, двумя учреждениями дополнительного образования детей. Наша дружная межсетевая школьная семья таким образом представлена 527 обучающимися и 127 педагогическими работниками.
Свою работу мы строим в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», приоритетным национальным проектом «Образование», планом работы по сетевому взаимодействию опорных школ со школами микрорайона управления образования Фатежского района и Фатежского районного информационно-методического кабинета, совместным планом работы МБОУ «ФСОШ №1» с учреждениями образования.
Договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве определяет предмет договора, права и обязанности сторон.
В совместных текущем и перспективных планах работы мы сформулировали и реализуем принципы сетевого образования и взаимодействия, требования к сетевым программам, формы сотрудничества и условия, способствующие эффективной работе. Планы включают разделы: организационный, информационный, кадровый, методический.
В процессе сетевого взаимодействия реализуются планы совместной работы методических объединений (их у нас 5), планы-графики.
Главными целями межсетевого сотрудничества считаем:
обеспечение доступа к качественному образованию максимального количества детей с учетом их образовательных потребностей, способностей, состояния здоровья и материальной обеспеченности семей;
повышение квалификации педагогических работников;
привлечение к активному взаимодействию родителей, общественности.
В целях реализации поставленных целей мы решаем следующие задачи:
обеспечить высокое качество образования с сохранением здоровья детей;
обеспечить многообразие организационных форм образования, отражающих образовательные потребности учреждений образования;
объединить и оптимально распределить материальные и кадровые ресурсы.
Работу по межсетевому взаимодействию мы строим в четырех направлениях:
организация и проведение с обучающимися уроков и внеурочных занятий;
организация и проведение с обучающимися воспитательных и досуговых мероприятий;
организация и проведение с педагогическими работниками школ, учреждений дополнительного образования детей методических мероприятий в целях повышения компетентности педагогов в условиях взаимной ответственности;
организация и проведение с педагогическими работниками школ, учреждений дополнительного образования досуговых, развлекательных мероприятий, направленных на формирование позитивной внутрикорпоративной среды, атмосферы взаимопонимания, доверия.
Уникальность каждого образовательного учреждения в сети сохраняется за счет того, что каждое учреждение предлагает свои способы реализации взаимодействия по всем направлениям, при этом находясь в пространстве общих целей и задач совместной деятельности.
В связи с тем, что удаленность образовательных учреждений от опорной школы сравнительно небольшая – до 15 км, большую часть разноплановых мероприятий мы проводим на базе МБОУ «ФСОШ №1». В этом деле у нас есть надежный помощник – школьный автобус.
Мне вправе возразить и предложить менее затратные и востребованные дистанционные формы взаимодействия.
Всё правильно.
Но в конкретно сложившихся условиях дистанционная сеть со школами района и учреждениями дополнительного образования не получила пока своего завершения в связи с техническими трудностями. Они конечно же в ближайшее время будут решены и мы внесем соответствующие коррективы в планы нашей работы, но ни за что не откажемся от живого общения, разумность и неоценимые значение которого доказано временем.
В рамках межсетевого взаимодействия в период с 2010 по 2014 учебные годы для обучающихся были проведены:
2010 – 2011 учебный год:
Практикум по физике по теме «Интерференция и дифракция света» для обучающихся 11 классов ФСОШ №1, Б. Жировской, Глебовской СОШ.
2011 – 2012 учебный год:
Практикум по физике по теме «Измерение массы тела, объема и плотности» для обучающихся 7-х классов ФСОШ №1, Шуклинской СОШ, Солдатской, Н. Реутской, Алисовской ООШ.
2012 – 2013 учебный год:
Эксперимент по биологии в 7-х классах по теме «Сравнение растительной и животной клеток. Черты сходства и различий» в рамках методической декады учителей естественно-научного цикла.
2012 – 2013 учебный год:
Практикум по неорганической химии в 11-х классах (2-х часовое занятие).
2013 – 2014 учебный год:
Открытый урок по обществознанию для обучающихся 9-х классов «20-летие избирательной системы Российской Федерации».
На проведенных уроках использовалось учебно-лабораторное оборудование, полученное МБОУ «ФСОШ №1» в рамках приоритетного национального проекта «Образование», которое позволило обеспечить качественное проведение практической части уроков.
Очень хорошо зарекомендовала себя такая форма работы с обучающимися как проведение внеклассных мероприятий.
Мы совместно разрабатываем положения о мероприятиях, продумываем формы поощрения для детей и педагогов. Заочный этап выполняется в конкретном образовательном учреждении, итог работы мы видим непосредственно на конкурсе или смотре.
Школьникам очень нравится участвовать в межсетевых мероприятиях. Наряду с познавательным, развивающим эффектом внеклассных дел мы имеем, пожалуй, главное – наши дети учатся работать в команде, помогать друг другу, находят себе друзей.
Как положительное хочу отметить, что за последние 10 лет выпускники 9-х классов из школ, входящих в наше межсетевое объединений, пришли учиться в 10-й класс именно в школу №1.
Наиболее яркими, на мой взгляд, совместными внеклассными мероприятиями за последние 4 года стали:
2011 – 2012 учебный год:
«Парад наук».
2012 – 2013 учебный год:
КВН «О спорт, ты мир!»
2013 – 2014 учебный год:
Брейн-ринг, посвященный году экологии в России.
Ежегодно мы организуем с детьми школ микрорайона экскурсии по Курской области и за её пределами.
Важным компонентом в модели сетевого взаимодействия является психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение обучающихся. Опорная МБОУ «ФСОШ №1» имеет в штате педагога-психолога и учителя -логопеда. Нашими специалистами разработаны и внедряются в образовательные учреждения микрорайона программы и планы сопровождения. Активно реализуется в Фатежском районе и в нашем учреждении адаптированная профилактическая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС начального общего образования в рамках сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений Фатежского района Курской области на период 2012 – 2015 годов».
Педагог-психолог и учитель-логопед МБОУ «ФСОШ №1» оказывают школам микрорайона действенную консультативную и практическую помощь, что положительно сказывается на качестве предоставляемых образовательных услуг.
Учителя в рамках межсетевого взаимодействия отдают предпочтение таким формам повышения квалификации как семинар-практикум, корпоративное обучение, творческие группы, созданные для решения конкретных задач, реализация индивидуального плана по самообразованию, взаимопосещение уроков, методические совещания.
В рамках межкорпоративного повышения квалификации были организованы и проведены методические мероприятия, совещания, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС 2-го поколения.
2012 – 2011 учебный год:
Обучающий семинар для учителей начальных классов «Организация оценочной деятельности обучающихся в контексте ФГОС», «Инновационные подходы к оцениванию образовательных результатов обучающихся».
2011 – 2012 учебный год:
Семинар-практикум «Системно-деятельностный метод обучения как эффективное средство повышения качества образования».
2012 – 2013 учебный год:
Расширенный методический совет «Основная образовательная программа в единстве урочной и внеурочной деятельности».
2013 – 2014 учебный год:
Научно-практическая конференция учителей предметов гуманитарного цикла «Федеральные государственные образовательные стандарты: новое качество образования».
Результатом проведенной методической работы можно считать изменения в самооценке, определении проблемных областей, в уровне профессиональной компетентности (данные получены в ходе мониторинга). Педагоги с небольшим стажем работы, более прагматично стали оценивать собственные возможности и уровень профессиональной компетентности, научились определять для себя проблемные области и зону ближайшего развития. Отмечается снижение профессиональной тревожности и уверенность в работе.
Качественная подготовка педагога и качественное оснащение урока увеличивает качество образовательных возможностей обучающихся.
С Фатежским районным Домом пионеров и школьников мы реализуем районную целевую программу «Личность. Творчество. Культура», совместную досугово-развивающую программу «Филармония школьника», с Верхнелюбажской детско-юношеской спортивной школой – совместную развивающую здоровьесберегающую программу «Здоровье как наследие». Проводимая работа позволяет предоставить обучающимся дополнительные образовательные услуги, соответствующие их потребностям, способствуют их интеллектуальному, творческому, физическому развитию.
В ходе работы по целевой программе «Одаренные дети» в 2013 – 2014 учебном году начали сотрудничество с Курским государственным университетом. Тестирование обучающихся 7-10 классов позволило выявить наклонности и способности детей, спроектировать для них индивидуальные образовательные траектории.
Администрация МБОУ «ФСОШ №1» ведет мониторинг результативности межсетевого взаимодействия. Доводит его результаты до учреждений образования. Мониторинг позволяет выявлять как положительное в работе, так и проблемы.
Я не хочу лукавить, говоря о том, что все наши профессиональные задумки выполнены.
Проблемным в силу финансовых причин для нас остается дистанционное взаимодействие, невысок еще процент учителей, имеющих высшую квалификационную категорию, необходимо продолжить работу с педагогическими кадрами в вопросах более активного представления собственного педагогического опыта в педагогических периодических изданиях, в сети Интернет, необходимо последовательно придавать методической работе научный характер, апробировать новые модели сетевого взаимодействия, в целях профориентационной работы необходимо усилить взаимодействие с учреждениями среднего профессионального и высшего образования.
Государственная итоговая аттестация также выявила много проблем и в разрезе конкретного образовательного учреждения, в разрезе региона и в целом по Российской Федерации. Педагогические коллективы наших образовательных учреждений видят решение проблемы повышения качества образования прежде всего в формировании у детей положительной мотивации к учению, формировании каждодневном, кропотливом, ненавязчивом, грамотном.
Мы должны с Вами в единстве с родителями вернуть ребенку желание учиться, помочь развивающейся личности определить своё место в обществе.
Наверное, главное, что мы с Вами хотим и будем решать задачи, которые ставит перед нами государство.









13PAGE \* MERGEFORMAT14615




15