Технологическая карта урока истории на тему: «Египет — дар Нила»





Предмет: история Древнего мира
Класс: 5 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний и закрепления материала
УМК:
1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, С.И. Свенцицкая. История Древнего мира 5 класс. Просвещение.
2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира к учебнику Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. 5 кл.


Технологическая карта (Приложение 4 – презентация)

Тема
Египет – дар Нила

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты





Предметные
УУД

I. Самоопределение к деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Мотивирует учащихся на работу.
Приветствуют учителя.
«Все на свете боится времени, и только время боится пирамид»
- Объясните, как понимаете эту древнюю арабскую пословицу?

Внутренняя позиция школьника.

II. Актуализация знаний
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Организует повторение изученного.
Повторяют изученный ранее материал.
Работа в тетради на печатной основе с заданием на определение частей света, вспомнить континенты.

Знать части света.
Умения работы с картой.
Мотивационная основа учебной деятельности;
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.


III. Постановка учебной задачи
Цель.
Формулирование темы урока.
Организует работу учащихся В форме подводящего диалога организует работу с картой, подводит учащихся к формулированию темы урока.
Формулируют тему урока. Читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды.

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и составил подробное его описание. Для греков Египет – страна чудес, родина самых древних богов. Само слово «Египет» в переводе с греческого «тайна, загадка».
А на какие вопросы, вы хотели бы получить ответ при изучении данной темы.
Уметь определять географическое положение Египта, объяснять особенности климатических условий.
анализ, синтез, сравнение, обобщение,
подведение под понятие;
постановка и формулирование проблемы.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель.
Познакомить с географическим положением Древнего Египта, природных условий и значения разлива реки Нил.
Просмотр видеоматериала о Древнем Египте (7 минут)
В форме поводящего диалога организует формулирование знаний о географическом положении и природных условиях Древнего Египта.
Отвечают на вопросы учителя, записывая основные моменты в тетрадь, в словарик записываем новые понятия.




1. Где находится Египет? (В северо-восточной части Африки.)
2. Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней)
3. Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным.)
4. Какой рельеф имеет страна (см. карту и документ) (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности)
5. О какой реке идет речь в документе? (О реке Нил.)
6. Где берет свое начало река Нил? (В Центральной Африке.)
7. Куда впадает Нил? (В Средиземное море.)
8. Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава.)
9. Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? (Начинается разлив Нила.)
10. Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Подумайте, прав ли был Геродот? (Река Нил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное занятие египтян - земледелие, а это основа будущей цивилизации.)

Уметь определять географическое положение и значение разлива Нила.

познавательная инициатива;
структурирование знаний;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
рефлексия способов и условий действия; соотносить единичные исторические факты и общие явления.


V. Первичное закрепление
Цель.
Закрепить знания.

Задаёт вопросы к документам и определяет задание в рабочей тетради на печатной основе.
Работают в парах по учебнику и с историческими документами, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки.
Работа в парах с учебником документом. Приложение 1. Приложение 2.
Проверка.
Осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать.
Уметь определять особенные черты климатических условий Древнего Египта и сравнивать их, например, с российским климатом.
подведение под понятие;
самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.


VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель.
Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку.
Формулируют задание для самостоятельной работы.
- Вернемся к вопросам, которые вы задавали в начале нашего урока. Один из вопросов, связан с тайнами Древних пирамид. Давайте ближе познакомимся с египетскими пирамидами. Сейчас мы просмотрим с вами сюжет, и вы постараетесь ответить на такие вопросы (на доске). Что такое пирамида? (запись в словарик) 2. Из чего строили пирамиды? Когда была построена пирамида Хеопса? (17 век до н.э., около 2600 года) запись в тетрадь.
Уметь определять дату возведения пирамид и представлять её место на ленте времени.
осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;
рефлексия способов и условий действия

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Цель.
°Включение нового знания в систему изученного материала.
Подготовка теста
Отвечают на вопросы теста с выбором ответа, в том числе, на запоминание новых понятий.
Приложение 3.
Уметь применять изученный материал.
смысловое чтение, извлечение необходимой информации;
построение речевых высказываний;
подведение под понятие





VIII. Рефлексия
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса, самопроверка учащимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха





Обобщение и закрепление в ходе практической работы







Составление синквейна
Физкультминутка






адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
рефлексия способов и условий действия;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности







IX. Д/з.
1. Параграф 6 читать и ответить на вопросы в конце параграфа. 2. Выучить определения слов записанных в тетради.







Приложение 1. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
Диодор (жил в I в. до н. э.) - греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют Сицилийским). В течении тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14). В первых книгах описана история Египта, Вавилона, Ассирии.
30. Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется, не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние... Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.
31... .Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристани <...>
Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой... Очертания его продолговатые; он имеет прибрежную полосу в две тысячи стадий (стадий - 184,97 м), а в глубь материка простирается почти на шесть тысяч стадий.
32... .Вступив в Египет, Нил имеет ширину или менее стадий и течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы... ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние... Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями...
34. Дельта очертаниями похожа на Сицилию <...> Этот остров разделяется многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил... Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота... Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом;
36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 31-33.

Приложение 2.

Поработай в паре
Посмотри на карту стр.45 и заполни пропуски в тексте. Распредели работу правильно:вместе смотрите- один заполняет
Желаю успеха! Итак,
- В северо-восточной Африке простирается _____________. Красновато-желтые пески сменяются лишь суровыми скалами. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в Египте______.,он впадает в __________море. По берегам растут финиковые _____ и ________ акации и высокий тростник. В водах реки обитает множество ____________. В прибрежных зарослях можно увидеть и дикую--------. В Египте большая часть Ливийская,Нубийская,Аравийская____________, поэтому основное средство передвижения на _______. Крупные города ___________и _________.Столицей Египта является М_________.В Египте нет зимы,поэтому круглый год жарко.

Приложение 3. Тест
1. Всесильный владыка Египта
    А. Фараон
    Б. Царь
     В. Император.
2. Какой город стал столицей первого объединённого государства?
    А. Фивы
    Б. Сидон
    В. Мемфис
3. Бронза это- 
    А. Сплав  железа и меди
    Б. Сплав олова и меди
    В. Сплав золота и серебра
4. Служителей богов в Древнем Египте называли:
    А. Жрецы
    Б. Шаманы
    В. Волхвы
5. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида в Египте
    А. Эхнатон
    Б. Хеопс
    В. Тутанхамон
 Исправь исторические ошибки
1. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел.
2. Налоги в Древнем Египте собирал сам фараон.
3. Примерно три тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта окончательно подчинил Северный Египет, объединив всю страну.
15