Презентация и конспект открытого урока Загрязнение природных вод


Открытый урок «Загрязнение природных вод»
8 класс.
Преподаватель- организатор ОБЖ Смыкова Елена Анатольевна
Урок- комбинированный.
ЦЕЛИ УРОКА:
ознакомиться с проблемой загрязнения природных вод, с источниками загрязнения;
выявить главные пути решения проблем охраны окружающей среды;
способствовать формированию и развитию экологических, экономических, эстетических качеств личности учащихся;
создать условия для формирование навыков проектной деятельности учащихся.
На экране презентация «Загрязнение природных вод».
СЛАЙД 1. Доброе утро!
Сегодня мы продолжаем изучение раздела «ЧС экологического характера».
И тема нашего урока: «Загрязнение природных вод»
СЛАЙД 2.Цель урока: ознакомиться с проблемой загрязнения природных вод, с источниками загрязнения;
выявить главные пути решения проблем охраны окружающей среды;
способствовать формированию и развитию экологических, экономических, эстетических качеств личности учащихся;
создать условия для формирование навыков проектной деятельности учащихся.
СЛАЙД 3. Для начала давайте освежим память и вспомним понятия такие как: экология, экологическая безопасность, экологическая катастрофа.
Тест. СЛАЙД 4-6
СЛАЙД 7. Ребята, как вы считаете ЧС экологического характера связаны больше с ЧС техногенного характера или природного и почему?
Назовите примеры ЧС техногенного характера, которые привели к ЧС экологического характера.
Где ЧС природного характера привела к ЧС техногенного характера и все это привело к ЧС экологического характера?
Итак, наша тема: Загрязнение природных вод.
Самая большая экологическая катастрофа — это загрязнение природных вод.
Вода является для человека наиболее ценным природным богатством, потому что она незаменима. Нет ни одной отрасли хозяйства, где не использовалась бы вода. Таким образом, вода – это источник всего живого на Земле. Нет воды – нет жизни.
СЛАЙД 8. Что же такое загрязнение воды- это привнесение в воду физических, химических или биологических веществ, неблагоприятно воздействующих на окружающую среду и наносящих ей большой урон.
СЛАЙД 9. А кто назовет наиболее опасные источники воздействия?
Правильно.
СЛАЙД 10. Загрязнение делят на физическое, химическое и биологическое.
СЛАЙД 11.. Химическое загрязнение вызывает попадание в водоёмы кислот, тяжёлых металлов. В загрязнении вод наиболее велика доля промышленности, в особенности предприятий черной и цветной металлургии, энергетики, целлюлозно - бумажной промышленности. Эти предприятия сначала пользуются водой из водоемов, чистейшей водой, а затем возвращают ее в переработанном виде в виде сточных вод с различными вредными примесями.
СЛАЙД 12. При загрязнении вод промышленными стоками выделяют еще Термическое или тепловое загрязнение-возвращение в водоем использованной для охлаждения на предприятиях подогретой воды на 10-50 градусов. Термическое загрязнение ведет к уменьшению кислорода, а это ведет к гибели водной растительности и животных.
СЛАЙД 13. Наиболее опасно нефтяное загрязнение. Главные виновники загрязнения- разведка и добыча нефти на шельфе и танкерный флот.
СЛАЙД 14. Нефтяная плёнка препятствует проникновению солнечного света, затрудняет испарение воды, снижает газообмен между атмосферой и водами океана, уменьшает содержание кислорода в морской воде, растекается по водной поверхности создав большую угрозу живым организмам.
СЛАЙД 15-19
СЛАЙД 20. Биологическое загрязнение-это загрязнение микроорганизмами, многие из которых являются болезнетворными. Загрязнение происходит при попадании в воду стоков коммунального хозяйства городов, а также сельскохозяйственных стоков.
СЛАЙД 21. Физическое загрязнение- это загрязнение твердыми бытовыми отходами. Виновник такого загрязнения- человек.
И это действительно экологическая катастрофа. И если не принять действий сейчас наши реки могут исчезнуть. И прецеденты уже есть.
СЛАЙД 22-24 . Самая грязная река в мире находится в Индонезии. Местные жители уже забыли, что там когда-то водилась рыба. Собирать мусор в реке и сдавать на переработку — теперь гораздо выгоднее, чем рыбачить.
СЛАЙД 25-27 Назовите самое глубокое озеро, находящееся в России. Байкал- уникальное озеро, но и ему грозит загрязнение. Основными загрязнителями Байкала являются Байкальский целлюлозно-бумажный и Селенгинский целлюлозно-картонный комбинаты. Они сбрасывают токсичные стоки в чистейшее озеро планеты. Экологи всего мира ведут борьбу за жизнь озера. И хотелось бы что бы наши потомки тоже любовались красотой Байкала. Большую лепту в загрязнение озера конечно же вносят и туристы. Проблемы Байкала - это не только БЦБК и другие промышленные предприятия. Это ещё и человек. Не тот, который разумный, а тот который дикий. Полчища диких туристов просто загаживают берега озера. И если с загрязнением воды Байкал, как говорят учёные, ещё справляется, то с саранчой в человеческий рост ему справиться гораздо трудней.
СЛАЙД 28-29 И как предупреждение для человечества.- мусорный остров в Тихом океане. Загрязнение началось с тех времен, когда изобрели пластик. С одной стороны, незаменимая вещь, которая неимоверно облегчила жизнь людей. Облегчила до тех пор пока пластиковое изделие не выбросят: пластик разлагается более ста лет, и благодаря океанским течениям сбивается в огромные острова. "Мусорный Остров" быстро растет примерно с 1950-х годов за счет особенностей Северо-Тихоокеанской системы течений, центр которой, куда и попадает весь мусор, относительно стационарен. По оценкам ученых, в настоящее время масса мусорного острова составляет более трех с половиной миллионов тонн, а площадь — более миллиона квадратных километров. Эта громадная куча плавучего мусора – фактически величайшая свалка планеты. Молодой плейбой и яхтсмен Чарльз Мур, сын богатого химического магната, решил после сессии в Калифорнийском университете отдохнуть на Гавайских островах. Заодно Чарльз решил опробовать в океане и свою новую яхту. Ради экономии времени поплыл напрямик. А через несколько дней Чарльз понял, что заплыл на помойку.
«В течение недели всякий раз, когда я выходил на палубу, мимо плыл какой-то пластиковый хлам, — писал Мур в своей книге Plastics are Forever? — Я не мог поверить своим глазам: как мы могли загадить такую огромную акваторию? По этой помойке мне пришлось плыть день за днем, и конца ей не было видно…»
Плавание сквозь тонны бытовых отходов перевернуло жизнь Мура. Он продал все свои акции и на вырученные деньги основал экологическую организацию.
СЛАЙД 30. Наиболее опасные источники воздействия: Производственные сточные воды, тепловое загрязнение; нефть, нефтепродукты;бытовые сточные воды и твердые отходы.
СЛАЙД 31. И сейчас давайте мы попробуем найти пути решения проблемы загрязнения природных вод. На прошлом уроке каждая группа получила задание- решить экологическую задачу. Вам дается 10 минут для обобщения ваших идей, творческой работы. И вы нам расскажете о своих идеях. (Приложение №1)СЛАЙД 32. ВЫВОД
СЛАЙД 33. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
СЛАЙД 34. Накопленные прошлыми поколениями отходы вредных для окружающей среды производств стали проблемой для нынешних поколений. А нынешние поколения норовят спихнуть решение этих проблем на будущие поколения. И продолжают накапливать отходы.
Задачей нынешних поколений является разработка и внедрение таких способов хозяйствования, которые не только не наносили бы вред природе, но и помогали бы ей. Выполнение этой задачи – наш долг. Мы также должны, по возможности, исключить появление угроз загрязнения окружающей среды в будущем.
Домашнее задание. На следующем уроке мы остановимся на экологических проблемах нашей страны России. Подготовьте пожалуйста сообщения о экологических катастрофах, о проблемах загрязнения рек и водоемов России.
А сейчас проведем рефлексию. У вас на партах лист с деревом и листочки.
Зеленые листочки- вы получили новые знания, вам было интересно, вы хорошо поработали.
Желтые листочки- вы не совсем довольны уроком.
Коричневые листочки- вы недовольны сегодняшним уроком.
На листочках можете написать свои мысли и ощущения по поводу урока.
Приложение №1.
Экологическая задача № 1.
Металлургический комбинат.
Проблема: Наш комбинат для своего производства пользуется водами озера, а затем сбрасывает токсичные стоки в озеро. Тем самым приносится огромный вред окружающей среде. Исчезает птица, проживающая у озера. Погибла рыба всегда ранее обитающая в озере. Мы стоим на грани экологической катастрофы.
Последствия ужасные. Виновники – дирекция комбината.
Законы: Конституция РФ, а также Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утверждена Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г.) «Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности».
Суть «зеленой» экономики – обеспечение экономического роста и решения социально-экономических проблем при минимизации негативного воздействия на окружающую природную среду.
Задача: Предотвратить экологическую катастрофу, найти решение устранение угрозы исчезновения озера.
Экологическая задача № 2
Общественная организация, ТОС
Проблема: Мы проживаем в прибрежной зоне протоки Оби. Но в последнее время протока стала превращаться в болото с островками -свалками бытового мусора. Виновники – люди. Последствие- уничтожение малых рек, исчезновение природных вод.
Конституция Российской Федерации говорит, что «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду». Статья 42 «Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба.».
Также Права и обязанности (полномочия) граждан в области охраны окружающей природной среды установлены ст. 11 Закона "Об охране окружающей среды".Права граждан: • создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
Обязанности граждан: сохранять природу и окружающую среду;бережно относиться к природе и природным богатствам;соблюдать иные требования законодательства.
Задача: выполнение обязанностей по отношению к окружающей среде, предотвратить исчезновение малых рек.
Экологическая задача № 3.
Экологи
Проблема: загрязнение вод мирового океана, что ведет к массовой гибели животных, птиц, рыб.
Наиболее опасно нефтяное загрязнение, относящееся к химическому загрязнению. Виновники загрязнения -танкерный флот и разведка и добыча нефти на шельфе. От нефти гибнут многие водные животные, в том числе ракообразные и рыба. Очень часто рыба, остающаяся живой, не может быть использована из-за сильного нефтяного запаха и неприятного привкуса. От нефти ежегодно погибают миллионы водоплавающих птиц;
И конечно же физическое загрязнение- бытовые отходы.
Ученые установили одну из причин гибели морских животных, в частности кожистой черепахи, тюленей, - мешочки из пластика, которые в большом количестве выбрасываются в океан. Животные, очевидно, принимают их за медуз и заглатывают.
Законы:
Хартия Земли — международная декларация основополагающих принципов и ценностей. Хартии Земли провозглашает, что защита окружающей среды, прав человека, равного человеческого развития и мира взаимозависимы и неразделимы. Идея Хартии Земли появилась в 1987 году и принадлежит Международная комиссия по окружающей среде и развитию ООН . Хартия Земли была принята в штабе ЮНЕСКО в Париже, в марте 2000 г. Официальный запуск был произведён 29 июня 2000 г. на церемонии в Дворце мира в Гааге, Нидерландах, на которой присутствовала Королева Беатрикс.
Хартия Земли
Преамбула
Мы живем в такое время, когда человечество должно сделать свой выбор. Нам надо понять, что при всем многообразии жизни, мы все - одна семья с общей судьбой. Необходимо объединить усилия, чтобы создать устойчивое сообщество, основанное на уважении к природе и правам человека. Мы должны осознать свою ответственность друг перед другом, перед жизнью на нашей планете и будущими поколениями. Земля - наш общий дом. Каждый из нас, гражданин определенной страны и мирового сообщества, несет ответственность за настоящее и будущее благополучие человечества и жизни на Земле.
А что же происходит сейчас. Можно с уверенностью сказать, что в мире- экологическая катастрофа.
Задача: Предотвратить на планете Земля-экологическую катастрофу.