Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» ОПОП начального профессионального образования по профессии 190627.02 «Слесарь по ремонту городского электротранспорта».


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖД Е НИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №13 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ « УТВЕРЖДАЮ» И.о. д иректор а ГБОУ НПО ПЛ №13 МО ____ __________ / Мельченко В.А ./ «______» _______ __ ______ 201 4 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИ СЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ » основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по професси ям: 190631 .01 « Автомеханик » , 150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газос варочные работы) . г. Раменское 2014 г. 2 Программа учебной дисциплины Б иология разработана на основе Федерального государственного образовательного станд арта (далее – ФГОС) по професси ям начального профе с сионального образования (далее НПО) 19063 1 .01 « Автомеханик » , 150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы) . Организация - разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской области. Разработчик: Капин А.В ., п репо даватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области. Рассмот рено на заседании Методической комиссии Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея №13 Московской области . «___»____________20_______ Эксперт (ы) от работодателя ___ __________________________________________________ _______________ ____________________________________________________________________ «____»____________201______ 3 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧ ЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАН ИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ П РОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕ ЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Б и олог ия 1.1. Область применения программы Программа учебной дисципл ины Б иология является частью основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС по професси ям НПО 190631 .01 « Автомеханик » , 150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы) . Программа учебной дисциплины может быть использована для п рофессий технического профиля профессионального образования . 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в общеобразовательный цикл . 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:  объяснять : роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживо й природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; прич ины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;  решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещ ивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);  описывать особей видов по морфологическому критерию;  выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;  сравнивать : биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный от бор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; 5  анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельност и в окружающей среде;  изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;  находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно - популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;  оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;  оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). В резу льтате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;  строение биологических о бъектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);  сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращ ения энергии в экосистемах и биосфере;  вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;  биологическую терминологию и символику ; 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 119 часа , в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 час а ; самостоятельной работы обучающегося 39 часов. 6 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной р аботы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 119 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 80 в том числе: л абораторные и практические занятия (проведение биологических исследований) 16 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 3 9 в том числе: доклады 7 с амостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет - источников с использованием рекомендаций преподавателя 20 составление конспекта 1 2 Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачёт 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Б иология 190631.01 «Автомеханик» 150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы ) Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лаб ораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения 1 2 3 4 Введение Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых орг а низмов. Многообразие живых орга низмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закон о мерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биол о гия», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникн о вения, развития и существов ания жизни на Земле и современной ее орг а низации. Роль биологии в формировании современной естественно - научной карт и ны мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил пов е дения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (раст е ниям и животным и их сообществам) и их охрана. 3 1, 2, 3 Самостоятельная работа обучающихся Тема: Биология как наука 4 3 Тема 1 . Учение о клетке. 12 Клетка – элементарная живая система и основная структу р но - функциональная единица всех живых организмов . Краткая история из у чения клетки. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нукле и новые кислоты и их роль в клетке. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотич еские клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с в и русными заболеваниями (СПИД и др.) Цит о плазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной и н формации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Диффере н цировка клеток. Клеточная теория строения органи з мов. Жизне нный цикл клет ки. Митоз 1, 2, 3 Лабораторные работы Проведение биологических исследований : наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропр епаратов клеток растений. 1 2 8 Самостоятельная работа обучающихся Тема: Учение о клетке. 7 3 Тема 2. О рганизм . Размножение и индивидуальное развитие организмов. 8 Организм – единое целое. Многообразие организмов. Ра з множение – важнейшее свой ство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтог е неза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэ м бриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины н а рушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здор о вье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, з а грязнения среды на развитие человека. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нукле и новые кислоты и их роль в клетке. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с в и русными заболеваниями (СПИД и др.) Цит о плазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной и н формации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Диффере н цировка клеток. Клеточная теория строения органи з мов. Жизненный цикл клетки. Митоз. 1, 2, 3 Лабораторные работы Проведение биологических исследований : в ыявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционн о го родства. 1 2 Самостоятельная работа обучающ ихся Тема: Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. 5 3 Тема 3. Основы генетики и селекции. 17 Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчив о сти организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминол огия и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и д и гибридное скрещивание . Хромосомная теория наследственности. Взаим о действие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Знач е ние генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни челов е ка, их причины и профила к тика. Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культур ных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашни х животных и ми к роорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование живо т ных (проблемы клонирования человека). 1, 2, 3 Лабораторные работы Проведение биологических и сследований : выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных ген етических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии 2 2 9 Самостоятельная работа обучающихся Тема: Основы генетики и селекции. 8 3 Тема 4. Эволюционное учение . 1 6 История развития эволюционных иде й. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биол о гии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Конце п ция вида, его критерии. Попул яция – структурная единица вида и эвол ю ции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микр о эволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвер и ков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. С о хранение биологичес кого многообразия как основы устойчивости би о сферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Осно в ные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биол о гический регресс. 1, 2, 3 Лабораторные работы Проведение биологичес ких исследований : описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. 1 2 3 Самостоятельная работа обучающихся Тема: Эволюционное у чение . 5 Тема 5. История развития жизни на Земле. 8 Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития орган и ческого мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эвол ю ции. Современные гипотезы о происхождении ч е ловека. Доказательства ро дства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения челов е ческих рас. 1, 2, 3 Лабораторные работы Проведение биологических исследований : о писание особей одного вида по морфологическому критерию. Пр и способление организмо в к разным средам обитания (к водной, наземно - воздушной, почвенной). Анализ и оценка различных гипотез происхожд е ния жизни и человека. 1 2 3 Самостоятельная работа обучающихся Тема: Эволюционное учение . 5 3 Тема 6 . Основы экологии. Бионика . 13 Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни орг а низмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение э не р гии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конк у ренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены эк о систем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урб о экосистемы. Биосфера – глобальная экосистема. У чение В.И. Вернадского о би о сфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот ва ж нейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосф е ре. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окр у жающей среде. Воздействие п роизводственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологич е ские проблемы и пути их решения. Экология как теоретическая основа рационального природопольз о вания и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окр у жающей природной среде. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассма т ривающее особенности морфофизиологической организации живых орг а низмов и их использование для создания совершенных технических си с тем и устройств по аналогии с ж и выми системами. Принципы и примеры использования в 1, 2, 3 10 хозяйственной деятельности людей морфофункционал ь ных черт о р ганизации растений и животных. Лабораторные работы Проведение биологических исследований : выявление антропогенных изменений в экосис темах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях; решение экологических задач ; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения 1 2 3 Самостоятельная работа обучающихся Тема: Основы экологии. Экосистемы. 5 Дифференцированный зачет 3 3 Всего: 8 0 Уровни освоения учебного материала: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполне ние деятельности, решение проблемных задач) 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИ И ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИ НЫ 3.1. Требования к минимальному материально - техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Биология 3.1.1. Оборудование учебного каб инета:  посадочные места по количеству обучающихся;  рабочее место преподавателя;  наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал). 3.1.2. Технические средства обучения:  мультимедийный проектор;  проекционный экран;  биологические препараты;  микроскоп;  в есы аналитические ;  в есы учебные с разновесами ;  к омплект для экологических исследований ;  к омплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ ;  лупа бинокулярная;  лупа ручная;  р еактивы и материалы ;  к омплект реактивов для профильного уровня ;  н абор «Происхождение человека» ;  модель « Дезоксирибонуклеиновая кислота »;  м одели - аппликации (для работы на магнитной доске) ;  модель « Генетика человека »;  модель « Круговорот биогенных элементов »;  плакат « Митоз и мейоз клетки »;  плакат « Основные генетические законы »;  набор « Размножение различных групп растений»;  модель « Строение клеток растений и животных »; 12  Плакат « Типичные биоценозы »  Плакат « Эволюция растений и животных »  Муляжи  Результаты искусственного отбора на примере плодов культурных растений  Натуральны е объекты  Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп  Микропрепараты  Набор микропрепаратов по общей биологии (проф.)  Коллекция « Морфо - экологические адаптации организмов к среде обита ния (форма, окраска и пр.) »  Коллекция « Ископаемые растения и животные »  Портреты ученых биологов  Правила поведения в учебном кабинете  Правила поведения на экскурсии  Печатные пособия  Таблицы: Биотехнология Генетика Единицы измерений, используемых в б иологии Осн овы экологии Строение, размножение и разнообразие животных Строение, размножение и разнообразие растений Схема строения клеток живых организмов Уровни организации живой природы - Карты : Биосферные заповедники и национальные парки мира Заповедн ики и заказники России Население и урбанизация мира Природные зоны России Ц ентры происхождения культурных растений и домашних животных 13 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной ли тературы Основные источники: Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / В.М.Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М.Константинова. – 10 - е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с. Дополнительные источники: Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [ Н.Б.Чебышев, Г.Г .Г ринева, Г.С.Гузикова и др. ] ; под ред. Н.Б.Чебышева. – 8 - е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 448 с. Пасечник В. В. Биология. Общая биология. 10 - 11 классы: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Каменского, Е.А.Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10 - 11 классы. - М.: Дрофа, 2011. Интернет - ресурсы : http://nrc.edu.ru/est/ http://www.livt.net/ http://bio.1sep tember.ru/ http://evolution.powernet.ru/ http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm http://www.sci.aha.ru/biodiv/index.htm 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результ атов обучения Обу ча ю щийся должен знать: * основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; * сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; * строение биологических объектов : клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура); * сущность биологических процессов : пятибалльная система оценки знаний письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль. письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов) письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль. практический фронтальный контроль, 14 размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения эн ергии в экосистемах и биосфере; * вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; * биологическую терминологию и символику ; Обу ча ю щийся должен уметь: * объяснять : роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формир ование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологиче ских факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; * р ешать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); * описывать особей видов по морфологическому критерию; * выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; * сравнивать : биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосисте мы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; * анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, устный индивидуальный контроль. устный индивидуальный контроль письменный фронтальный контроль, устный индивидуальный контроль. устный индивидуальный контроль практический фронтальный и индивидуальный контроль устный индивидуальный контроль практический фронтальный и индивидуальный контроль п рактический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль практический и письменный фронтальный и индивидуальный контроль 15 происхождения жизни и человека, глобальн ые экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; * изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; * находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочн иках, научно - популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; *использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: *соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; *оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; *оценки этических аспектов некоторых иссле дований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). практический фронтальный и индивидуальный контроль самоконтроль самоконтроль