Проектная работа«Составление и использование тестовых заданий с учетом принципов: «фундаментальные естественно-научные идеи», «естественно-научная компетентность» как главный фактор повышения естественно-научной грамотности школьников»


Филиал АО «Национальный Центр повышения квалификации «Орлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Западно-Казахстанской области Выполнили:Попова Ю.В. (г.Уральск СОШ №21)Сорокина О.Г. (г.Уральск ШЛ №28)Коваленко В.И. (г.Уральск ШЛ №35)Романенко Т.В. (г.Уральск ОСШОД №8)Бохаева К.М. (Теректинский район Аксуатская ОСОШ)  Руководитель: Р.Ж.Бахтиярова, преподаватель кафедры воспитания и социализации личностиг.Уральск, 2014 год Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле.Аристотель Цель работы состоит в выявлении роли развития компетенции разрешения проблем средствами применения тестовых заданий по химии. В настоящее время система образования находится на этапе реформирования. Это сопровождается поиском оптимальных технологий обучения. В результате в образовательной системе наблюдается смена знаниевой парадигмы компетентностной. При компетентностно-ориентированном подходе акцент делается на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в реальных ситуациях. Система обучения по-прежнему направлена на развитие памяти, а не мышления, хотя главное в естественно-научном образовании – не запоминание учебного материала, а его понимание. Учащиеся на уроках получают ответ на вопрос «что?», часто не знают ответ на вопрос «почему?», и почти никто не задается вопросом «зачем это нужно?». Излишняя фундаментальность химии, оторванность учебного материала от жизни, абстрактность вводимых понятий снижают интерес учащихся к познанию науки. В связи с этим необходимо построить курс химии так, чтобы он давал понятие об устройстве окружающего мира, о химии как науке, о том, чем заняты химики на производстве, какие бывают вещества, какими свойствами и почему они обладают. Перспективами педагогической деятельности является необходимость продолжения работы по переходу на компетентностный подход к образованию, который на ведущее место выдвигает не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в различных ситуациях. Решение проблем – одна из основных форм достижения целей человеческой деятельности.Исходя из выше изложенного, объектом исследования является процесс обучения химии.Предметом исследования служат тестовые задания по химии. Основой работы является гипотеза: Если на уроках естественного цикла систематически использовать тестовые задания типа PISA, то повысится естественно-научная грамотность учащихся. Структура тестового задания по химии типа PISA: Постановка целей Определение проблемы, ее описание и анализ Планирование решения, поиск способов и средств (моделирование решения) Реализация способа решения Проверка и описание результатов дать обоснования решениям, принятым на каждой стадии решения проблемы Задания Международного теста PISA характеризуются 4 составляющими: контекст (жизненная ситуация, которую можно рассматривать с точки зрения науки) Знаниевый компонент (знания о окружающем мире и естественных науках)компетентностный подход ( умения применять научные знания в ситуациях жизненного характера) аффективный подход (интерес и любознательность к естественным наукам) Для развития ключевых компетенций учащихся необходимо применять компетентностно-ориентированные задания (КОЗы), обрамленные в тестовые задания типа PISA. Одним из видов таких заданий являются ситуационные задачи - задания, помещенные в жизненный контекст и содержащие личностно-значимый вопрос, который помогает ученику убедиться в необходимости данного знания. Модель ситуационной задачи: 1. Название задания.2. Личностно-значимый познавательный вопрос.3. Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и т.д.).4. Задания на работу с данной информацией.Основой для ситуационной задачи могут служить самые разнообразные источники: текст и вопросы из учебника, дополнительная литература, научно-популярные статьи, проблемы реальной жизни и т.п. Магний поступает в организм с пищей (в частности с поваренной солью) и водой. Содержание магния в организме человека (масса тела 70 кг) составляет 19 г. Большая часть магния находится в составе костной и мышечной тканей. Для взрослого человека в среднем достаточным считается прием 300–350 мг магния в день. Потребность в магнии возрастает у кормящих матерей, при сильном потоотделении и значительных потерях организмом воды (жара, занятия спортом). Источники поступления магния в организм человека Поступает магний в организм с пищей. Богаты им хлебобулочные изделия из муки грубого помола, крупы, бобовые (горох, фасоль), орехи, овощи, цветная капуста, абрикосы. В молочных продуктах магния относительно мало, но в них он содержится в легко усвояемой форме в виде цитрата магния. Биологическая роль магния Участвует в формировании скелета, но не играет такой большой роли, как кальций, т. к. фосфаты и карбонаты магния лучше растворимы, чем аналогичные соединения кальция. Участвует в работе нервных клеток. Оказывает антисептическое и сосудорасширяющее действия. Усиливает процессы торможения в коре головного мозга, успокаивающе действует на нервную систему. Оказывает благоприятное действие на пищеварительную систему: стимулирует выделение желчи, способствует сокращению желчного пузыря, усиливает активность желудка и кишечника, очищает слизистую желудка. Восстанавливает седые волосы. Реакция организма на недостаток магния У людей, страдающих от недостатка магния, наблюдается ничем не объяснимое чувство внутреннего беспокойства, стресс, нарушение сердечного ритма, мышечное подергивание, судороги мышц (в особенности ночные судороги икроножных мышц), покалывание в кончиках пальцев. Возможны головокружение, шум в голове и ушах, постоянное чувство усталости. При длительном недостатке магния в стенках крупных кровеносных сосудов, сердечной и скелетных мышцах происходит отложение солей кальция. Для преодоления негативных последствий низкого содержания магния назначают препараты магния, но следует учитывать, что большие дозировки и длительный прием могут привести к возникновению устойчивой зависимости от них. Снижение усвоения магния происходит при употреблении алкоголя в большом количестве. При приготовлении пищи возможны потери магния, т. к. многие его соединения растворимы в воде. Реакция организма на избыток магния Происходит ухудшение усвоение кальция, т. к. магний является его антагонистом. Применение препаратов магния в медицине«Английская соль» (сульфат магния) применяется как слабительное; жженую магнезию (оксид магния) используют при повышенной кислотности; пероксид магния употребляют как дезинфицирующее средство при желудочных расстройствах. Ванна с несколькими столовыми ложками оксида магния снимает напряжение нервной и мышечной системы. Знаете ли вы, что... В крови уставших людей содержится меньше магния, чем в крови людей, полных сил, и даже самые ничтожные отклонения «магниевой кривой» не проходят бесследно. Магнию отдают предпочтение в борьбе с серьезным недугом нашего времени – переутомлением. У нервных, легковозбудимых людей нарушения работы сердечной мышцы наблюдаются значительно чаще, чем у спокойных. Это объясняется тем, что в момент раздражения магний, содержащийся в организме, «сгорает».Берегите магний! Задания: 1. Прочитайте текст. Выпишите, источники поступления магния в организм человека.2. Приведите примеры применения препаратов магния в медицине.3. Составьте тест, позволяющий диагностировать по внешним признакам недостаток магния в организме человека. 4. Сравните точку зрения французских биологов (считают, что магний поможет медикам в борьбе с таким серьезным недугом XX в., как переутомление) и исследования ученых, что в крови уставших людей содержится меньше магния, чем у здоровых людей. 5. Изложите в форме эссе свое мнение о биологической роли магния. Линейка Кислота Медь Мяч Ключ Золото Пробир-ка Сахар Сера Стол Стакан Вода Спирт Ручка Молоко Бензин Песок Машина Что не является чистым веществом? А. Дистиллированная вода В. Перманганат калия С. Столовый уксус Д. Питьевая сода Что входит в состав атома? А. Нейрон В. Нейлон С. Нефрон Д. Нейтрон Определить класс и назвать вещества: 1. FeO – 2. KOН – 3. HNO3 – 4. CaCl2 – 5. CuOН –6. Cr2O3 – 7. Li2CO3 – Основные классы сложных веществ. Хлорид цинкаИодид медиСульфид калияОксид кальцияОксид хрома(VI)Фторид алюминияОксид марганца(VII) AlF3 CuI2 Mn2O7 CaO ZnCl2 CrO3 K2S Соотнесите название вещества и его формулу «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ» Примеры заданий со свободно – конструируемым ответом по химии Физические и химические явления. Вопрос: в каких предложениях речь идет о физических, а в каких – о химических явлениях?1.Перед оклеиванием стен обоями рекомендуется залепить клейкой лентой шляпки вбитых в стену гвоздей – это препятствует появлению на обоях пятен ржавчины. х.2.Для чистки ювелирных изделий, покрытых позолотой, нельзя использовать абразивные материалы и препараты, их содержащие, т. к. это может испортить внешний вид изделия. ф.3.Если вы едите пищу с высоким содержанием серы, например куриные яйца или горчицу, то не рекомендуется пользоваться серебряной посудой – она покроется черным налетом. х.4.Пятно от смолы, вара или парафина можно вывести, если прогладить изделие горячим утюгом, предварительно проложив с обеих сторон пятка плотную ткань или бумагу. ф. Тема Металлы. Сплавы золота. В настоящее время в качестве материала для изготовления ювелирных украшений нередко используют белое золото. Белое золото 585-й пробы – это сплав, состоящий из трех металлов (массовая доля золота 58,5%, серебра – 26%, остальное палладий).Вопросы(таксономия К. Блума).1.Какие металлы образуют сплав «белое золото»?2.Как получают сплав «белое золото»?3.Рассчитайте массу чистого золота, содержащегося в обручальном кольце ручной работы из белого золота 585 пробы, украшенного 23 бриллиантами общей массой 0, 23 карата. Масса кольца 3,8 г. 1 карат = 0,2 г.4.Атомов какого химического элемента больше всего в сплаве белого золота, а каких меньше всего? Ответ подтвердите расчетами. 5.Какие еще металлы могут входить в состав сплавов золота, используемых для изготовления ювелирных изделий?6.Почему для изготовления ювелирных изделий используют сплавы золота, а не чистое золото? Почему у дельфина слёзы сладкие? В слезе дельфина содержатся сахара – галактоза и фруктоза. Углеводно-белковые, напоминающие белок куриного яйца, слёзы служат смазкой. Дельфины плачут, чтобы лучше видеть и быстрее плавать.Вопросы: 1.Установите молекулярную формулу фруктозы, которая придаёт дельфиньим слезам сладкий вкус, если массовые доли элементов в ней составляют: 40,0%(С), 6,6%(Н), 53,4%(О).2. Сравните (в табличной форме) физические свойства глюкозы и фруктозы.