Конспект урока+презентация по профориентации Шаг в будущее

Мероприятие для учащихся 9 класса
"Шаг в будущее"


Цель:
- оказание действенной помощи учащимся 9-го класса в осознанном выборе профессионального пути.

Задачи: - сформировать у школьников представления о мире профессий и их требованиях; - активизировать учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению; - вооружить старшеклассников методами самопознания и самовоспитания; - сформировать навыки самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация, карточки с характеристиками типов профессий, карточки с упражнениями, заданиями, результаты тестирования, музыкальное сопровождение во время выполнения заданий.

Ход
Человек пребывает в вечном поиске смысла жизни, он постоянно ставит цели и стремится к ее достижению, он думает о том, какое место ему хотелось бы занимать, как быть полезным и применить на практике таланты, способности, силы.
Слайд 1. Посмотрите внимательно на слайд, о чем мы сегодня будем говорить? Да , действительно, мы будем говорить о профессиях и наше занятие называется "Шаг в будущее". Слайд 2.
Конкурс 1. Для начала вы должны придумать название своей команды и девиз.
9й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей и девушек, решивших продолжать свое образование в школе. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей дальнейшей судьбе, карьере, профессии.
Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне, какой выбор можно считать правильным?
Слайд 3.Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).
Слайд 3.Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).
Слайд 3.В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).
Представим три слагаемых правильного выбора в виде трех окружностей (рисунки на слайде)
Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека даже не пересекаются, это означает, он хочет делать то, что нужно другим, а не себе. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они об этом не знают.
Слайд 4. Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.
Слайд 5. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека – самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.
Слайд 6. Оценить свои возможности можно на основе самооценки, то есть способности человека правильно оценить самого себя, свои поступки, умственные и физические силы. А она у всех разная. Один, обладая скромными способностями, вполне доволен собой. Другой, несмотря на высокие достижения, страдает от собственного несовершенства.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Заниженная самооценка связана с уничижительным отношением к себе, недооценивание своих возможностей: человек не уверен в себе, испытывает чувство тревоги и робости, акцентирует внимание на неудачах. В этом случае человек сталкивается с серьезными затруднениями в общении и деятельности.
Завышенная самооценка предполагает преувеличение своих заслуг, успехов, знаний и других качеств.
Адекватная (нормальная самооценка) – это объективный анализ своих личностных качеств, способностей, поведения, внешнего облика.
Характер самооценки оказывает существенное влияние на все стороны жизни человека. Следовательно, важно воспитывать в себе умение объективно оценивать самого себя, научиться видеть свои достоинства и недостатки.
А теперь давайте познакомимся со следующими основными понятиями.
Слайд 7. Профессия – это род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства. Как область приложения физических и духовных сил, профессия требует от человека подготовки, соответствующих знаний, умений навыков (врач, педагог...)
Слайд 8. Специальность – вид занятий в рамках одной профессии, ограниченный и связанный со спецификой орудий труда, способов действий, получаемых
результатов (учитель математики, врач – стоматолог)
Слайд 9. Кроем профессий и специальностей различают еще должности – это название статуса в структуре конкретного учреждения, предприятия (директор школы, зав. отделением).
Попробуем определить самостоятельно, что относится к профессии и что к специальности.
Слайд 10.
Конкурс 2. Упражнение «В мире профессий»
Определите из приведенного списка, где названия профессий, а где – специальностей:
столяр, шахтер, летчик-испытатель, шофер, хирург, повар, водитель такси, токарь, следователь, писатель, корректор, бухгалтер, учитель, продавец, монтажник-высотник, нефтебурильщик, сельскохозяйственный рабочий, доярка, чертежник, осмотрщик вагонов, пожарный, электромонтер, фельдшер, агроном, геолог, юрист, фотограф, литературный критик, инженер-дизайнер, парикмахер, директор магазина.
Сегодня в нашем обществе насчитывается свыше 40 тысяч профессий и специальностей, причем ежегодно около 500 из них отмирает, исчезает и столько же возникает вновь. Как сориентироваться в этом огромном море профессий? Существует определенная классификация или выделяются сферы профессионального труда.
Слайд 11. Типы профессий
Тип профессии определяется предметом труда, с которым взаимодействует человек. Основных типов - пять.
Ч-Т
"Человек - техника".
Ч-Ч
" Человек - человек"
Ч-П
"Человек - природа"
Ч-З
"Человек - знаковая система".
Ч-Х
«Человек – художественный образ».


Слайд 12. Ч-Т - "Человек - техника". Включает в себя обслуживание техники, ремонт, установку, наладку, управление, производство и обработку металлических и неметаллических изделий, механическую сборку, монтаж и т.д. (слесарь, токарь, шофер, инженер, водитель, электрик, радиотехник...).
Слайд 13. Ч-Ч - " Человек - человек". Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, трудовое и медицинское обслуживание людей (продавец, библиотекарь, журналист, врач, учитель, воспитатель, официант, торговый представитель, администратор...)
Слайд 14. Ч-П - "Человек - природа" К этому типу относятся профессии, связанные с объектами живой и неживой природы (фермер, лесник, биолог, садовник, зоотехник, агроном, геолог, пчеловод...)
Слайд 15. Ч-З - "Человек - знаковая система". Объединяет людей, объектом труда которых является устная и письменная речь, цифры, химические и физические знаки, символы, ноты, схемы, карты, графики и т.п. (программист, машинистка, чертежник, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, печатник).
Слайд 16. Ч-Х – «Человек – художественный образ». Включает занятия, связанные с различными видами искусства – прикладного, изобразительного, музыкального, литературного, театрального (артист, писатель, гравер, архитектор, фотограф, музыкант, модельер)
После знакомств с типами профессий, попробуем определить к какому типу профессии относятся следующие специальности:
Слайд 17.
Конкурс 3.Упражнение «Типы профессий»
Оператор ЭВМ, контролер ОТК, хирург, повар, водитель такси, токарь, следователь, писатель, корректор, бухгалтер, учитель, продавец, монтажник-высотник, нефтебурильщик, сельскохозяйственный рабочий, доярка, чертежник, столяр, осмотрщик вагонов, пожарный, электромонтер, фельдшер, агроном, геолог, юрист, фотограф, литературный критик, инженер-дизайнер, парикмахер, директор магазина. Слайд 18
Слайд 19. Результаты диагностики по тесту Е.А.Климова "Определение типа будущей профессии"- приложение 1.(желательно провести тест и обработать заранее, чтобы выдать результаты и соотнести их с характеристиками типов профессий, психологическими требованиями к профессиям, которые выдаются каждому ребенку).
Слайд 20. Профессии можно разделить по характеру труда
Деление профессий по характеру труда
Характер деятельности
Примеры профессий

Физические (исполнительные) профессии
выполнение решений
работа по заданному образцу
инструкции, правила
Кассир, телефонист, агент, продавец, машинист

Умственные (творческие) профессии
анализ
исследование
контроль
планирование
управление
принятие нестандартных решений и т.д.
Врач, педагог, менеджер, юрист, физик

Слайд 21.
Конкурс 4. Упражнение «Характер труда»
Распределите профессии по характеру труда на умственные и физические:
Продавец, дворник, сварщик, судья, экономист, дорожник, официант, хирург, дирижер, журналист, шахтер, водитель, модельер, актер, плотник, уборщик, доярка, бухгалтер, писатель, учитель, электромонтер, повар, фотограф, менеджер, грузчик.
Слайд 22. Факторы, влияющие на выбор профессии:
Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают
профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 % - по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.
Самое главное – выбрать профессию так, чтобы работа ваша в будущем была успешной и приносила вам удовольствие. Все, что способствует такому выбору – хорошо, все, что мешает – плохо. Можно назвать ряд причин, приводящих к неправильному выбору профессии.
Слайд 23
Выбирающий видит лишь конечный результат длинного профессионального пути, но не видит сам путь. Например, человек хочет стать сразу главным инженером на заводе или директором банка. При таком
подходе невольно возникает опасение застрять, потерять надежду,
почувствовать себя неудачником, если заданный успех сразу не дается. Вот
почему надо нацеливать себя на начало пути, а не на его конечный результат.
Предрассудки в отношении той или иной профессии: почему-то к некоторым, очень нужным для общества профессиям, существует предвзятое отношение, мол, она не престижна. Это ложное представление: все, что требуется обществу, любая профессия, любое дело – достойно человека.
Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей, то есть «за компанию». Выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для пикника. Это может очень вас подвести. Чтобы не ошибиться, надо прислушаться больше к самому себе, к тому, что вам самому или самой ближе и интересней.
Перенос отношения к определенному человеку, представляющему ту или иную профессию, а не саму профессию. Например, девочки часто хотят
стать учительницами только потому, что у них была любимая учительница.
Они не учитывают все сложности труда учителя, особые способности,
терпение, любовь к детям, умение ровно относиться ко всем детям. Все эти
особенности нужно применять к себе, а не просто лелеять в воображении
любимый образ собственной наставницы.
Увлечение только внешней стороной профессии или какой-то одной ее стороной. Например, артиста, манекенщицы, летчика. Привлекает
популярность, слава, а о том, какая это тяжелая, напряженная работа, какой
труд, - не задумываются, просто не знают. Важно проникнуть за видимые
простым глазом черты той или иной профессии. Такой подход даст веские
«за» и «против» выбора именно этой профессии.
Неумение разобраться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). Правда, разобраться в себе – дело не простое. В этом помогут взрослые и книги.
Незнание или недооценка своих особенностей, недостатков, играющих определенную роль при выборе профессии. Имеются профессии, которые противопоказаны различным группам людей, имеющим отклонения в состоянии здоровья.
Отождествление школьного учебного предмета и любимого учителя с профессией. Школьные годы пройдут, любимого учителя рядом уже не будет, а дело, которое виделось таким привлекательным, может оказаться чужим и неудобным, как одежда с чужого плеча.
Неумение сориентироваться в огромном количестве существующих профессий и незнание, с чего начать выбор.

Слайд 24. В системе образования РФ существует общее т. е. школьное образование, а также средне специальное (средне профессиональное) и высшее образование.
Средне профессиональное образование: обучение после 9класса - 3, 4 года, получение профессии и диплома, учреждения: колледжи, лицеи, техникумы.
Высшее образование: обучение после 11 класса – 5 лет (очная форма), 6 лет (заочная); получение профессии и диплома, учреждения: институты, университеты,
академии.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Слайд 25. Презентация среднепрофессиональных учебных заведений города"Куда пойти учиться?"или отдельная презентация.
Слайд 26.
Конкурс 5. Упражнение Пантомима"
Изобразить лихого водителя автобуса и его пассажиров;
Изобразить дирижера и симфонический оркестр;
Изобразить увлеченного своим делом педагога и добросовестных учеников.

Слово жюри
Подведение итогов
Слайд 27. Рефлексия занятия.
- Что понравилось на занятии, а что нет?
- Что узнали нового?
- О чем хотели бы узнать на следующем занятии?
Отмечается степень продуктивности занятия для каждого (дети наклеивают смайлики на нарисованный дом):
Я все понял, я был активен, материал усвоен, мне все понравилось - зеленый цвет;
Мне есть над чем работать, я был недостаточно активен - синий цвет;
Я не понял , не усвоил представленную информацию - красный цвет.

Слайд 28. Заключение.
Ведущий делает вывод и благодарит участников за работу.
САМООЦЕНКА




ЗАНИЖЕННАЯ

АДЕКВАТНАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ





ВЫСШЕЕ


СРЕДНЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБЩЕЕ (школьное)



СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ