Методическая разработка открытого занятия по ритмике на тему: «Мое здоровье – в моих руках»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №2 г. ЧЕХОВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическая разработка
открытого занятия по ритмике на тему:
«Мое здоровье – в моих руках»
Левова А.А.
Педагог дополнительного образования
Чехов 2016
Человек - Храм здоровья. Человеческое здоровье - это храм тела и здоровье души, что называется психосоматической гармонией.
Тема: « Мое здоровье – в моих руках».
Вид: Практическое занятие.
Цель занятия: - укрепление здоровья и всестороннее развитие ребёнка - духовно и физически здоровой личности.
Задачи занятия:
развитие музыкальности;
развитие двигательных качеств и умений;
развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку;
формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного и связочного аппарата;
снятие мышечных «зажимов» и развитие и тренировка психических процессов;
формирование и совершенствование коммуникативного межличностного общения;
ТСО: Музыкальный центр, аудиозаписи с ритмичной музыкой (простая мелодия и постоянный ритм с четким акцентом на первую долю), компьютер, коврики.
Место проведения: класс хореографии.
Аудитория: 3 класс
Методы обучения:
- словесные: объяснение;
- практический: выполнение упражнений.
Универсальные учебные действия (УУД) на занятиях по ритмике:
личностные;
регулятивные;
познавательные;
коммуникативные.
В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастики, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.
На занятиях ритмики и танца ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям. Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.
Ход занятия.
I. Организационный момент (1 минуты).
1. Построение в зале.
2. Поклон.
II. Разминка.
1.Ходьба по кругу, перестроение в 2 колоны, круг и шахматный порядок. 2.Танцевальный бег, подскоки, па-галоп (5 минут).
3. Упражнение на середине зала (4 минуты):
наклоны и повороты головы;
подъем плеч (поочередно и одновременно);
упражнение для рук «деревянные» и «тряпочные куклы»;
упражнения для подвижности тальи;
упражнения для тазобедренного сустава;
упражнения для ног и стоп;
упражнения для устойчивости тела;
III. Основная часть (30 минут):
Партерный экзерсис;
Музыкально-ритмическая координация:
упражнение с хлопками,
игра «Прохлопай мелодию»,
конкурс «Станцуй лучше!» - танец «Автостоп»,
«Танец пяти движений»,
игра на умение сконцентрировать внимания на действие;
релакс – медитация «Целительная мантра».
IV. Заключительная часть (5 минут):
1. Подведение итогов.
2. Поклон. Уход из зала.
Содержание занятия:
I. Дети входит в класс и строится в одну шеренгу по росту.
- Здравствуйте, дети. Сегодня наше занятие по ритмике называется так: «Мое здоровье – в моих руках». Давайте поприветствуем друг друга - поклон.
-Что такое здаровье? (дети отвечают)
Здоровье человека – одна из основных ценностей в жизни. Не случайно в пожеланиях к празднику, ко дню рожденья мы говорим именно о здоровье. В последние годы в нашем обществе особую актуальность получила народная мудрость «Береги здоровье смолоду». В последние два десятилетия стала активно развиваться целая наука о здоровом образе жизни. Именно такой подход к здоровью (лучше предвосхитить и принять меры, чем исправлять последствия) считается на данный момент наиболее эффективным. Цель нашего занятия показать, как ребенок может помочь себе сохранить здоровье, использовав средства музыки и ритмических движений.
II. Разминка. ПОСТРОЕНИЕ В ШЕРЕНГУ, это ряд детей стоящих плечом к плечу, лицом в одну сторону. Сначала учат их перестраиваться из колон, повернуться на право или на лево. Позднее надо воспитывать у них умение подстраиваться к своим товарищам, сначала в определенном порядке, потом свободно. Стоя в шеренге нужно проверить её правильность по линии носков, соблюдая промежутки между друг другом. ПОСТРОЕНИЕ КОЛОНЫ. Это ряд детей, стоящих в затылок один за другим с равными интервалами. Под звукам марша дети шагают в колоне по кругу соблюдая осанку, руки положении на талье, используя танцевальный шаг. Через 3 круга дается команда перестроиться в 2 колонны и потом опять вернуться в круг. Ходьба на полу пальцах и на пятках (чередуя 8 счетов). Под более быструю музыку – дети выполняют танцевальный бег, подскок, па галоп. В конце музыки переходит в танцевальный шаг и перестраивается в шахматный порядок.
Упражнение на середине зала:
•наклоны и повороты головы;
•подъем плеч (поочередно и одновременно);
•упражнение для рук «деревянные» и «тряпочные куклы»;
•упражнения для подвижности тальи;
•упражнения для тазобедренного сустава;
•упражнения для ног и стоп;
•упражнения для устойчивости тела;
Во время исполнения упражнении педагог рассказывает почему именно это упражнение полезно его здоровью.
III. «Музыкально-ритмическая координация» - основная часть (30 минут):
1.Партерный экзерсис: здоровье человека во многом зависит от гибкости и эластичности позвоночника, подвижности суставов, мышечного тонуса и т.д. Вот почему необходимо с раннего школьного возраста сохранять и развивать природные физические задатки – свободное манипулирование телом за счет гибкости позвоночника, подвижности суставов и мышечного тонуса. Именно упражнения на полу, или партерный экзерсис, позволяет с наименьшими затратами энергии достичь этих целей. Выполняя эти упражнения, необходимо соблюдать следующие правила:
1. Главное – перед началом занятий хорошо разогреться, то есть сделать любые упражнения, пока в мышцах не появится ощущение тепла.
2. Первоначальное обучение упражнениям лучше осуществлять вне занятий, при индивидуальной работе, чтобы помочь каждому ребенку.
3. В процессе обучения каждый ребенок выполняет упражнение в меру своих физических возможностей, но при систематичности занятий, наглядности и поощрениях повышает свои возможности.
4. Обязательно учитывать пол ребенка, его физиологические особенности, состояние опорной -двигательного аппарата и физическую подготовленность.
5. Упражнения на гибкость выполнять плавно, без рывков, в медленном темпе.
6. Каждое упражнение выполнять до появления легкой болезненности.
7. Все упражнение направлены на силовую работу различных групп мышц и обязательно должны чередоваться с упражнениями на расслабление.
8. Начинать растягиваться на «выдохе», затем дышать нормально. Заканчивать каждое упражнение «вдохом».
Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп.
I. Упражнение на напряжение и расслабление мышц тела
Для обучения сознательному управлению своими мышцами применяются упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. Упражнения выполняются лежа на спине, руки свободно лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги свободно вытянуты, пятки вместе, все мышцы тела расслаблены. Выполняя упражнения, дети должны ощутить напряжение тех или иных мышц, затем следует их полное расслабление, которое также необходимо ощутить. Дыхание свободное.
II. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья
Упражнение 1. Повторить 6 - 8 раз.
И.П. – стоя на коленях, наклониться вперед, предплечья на полу.
«раз-четыре» - потянуться плечами к полу.
«пять-восемь» - вернуться в И.П.
Упражнение 2. Повторить 6 - 8 раз.
И.П. – лежа на спине, руки вверх, кисти переплетены ладонями вверх.
«раз-два» - увести руки вправо.
«три-шесть» - зафиксировать положение.
«семь-восемь» - вернуться в И.П.
Повторить упражнение в другую сторону.
Упражнение 3. Повторить 4 раза.
И.П. – стоя на коленях, ноги врозь, взяться за пятки изнутри.
«раз-четыре – подать таз вперед, развернуть плечи, прогнуться.
«пять-восемь» - вернуться в И.П.
III. Упражнения для развития гибкости плечевого и поясничного суставов
Упражнение 1. «Верблюд»
И.П. – стоя на коленях.
Согнуть спину назад и вытянутыми руками достать до носка ног или до пола за носками ног. Медленно перебирая руками, взяться за колени, бедра при этом должны быть максимально выдвинуты вперед.
Упражнение 2. Повторить 4 – 6 раз.
И.П. – сидя на полу, колени и стопы вытянуты.
С абсолютно прямой спиной наклоняться вперед, к ногам. Следить за тем, чтобы спина не прогибалась.
Упражнение 3. «Змейка» Повторить 4 – 5 раз.
И.П. – лежа на животе, колени выпрямлены, стопы вытянуты или находятся в 1 позиции. Медленно поднимать плечи вверх и назад, максимально сократив мышцы спины и прогнувшись под лопатками. Упор руками в пол, максимально, около корпуса.
Усложненный вариант: прогибаясь в лопатках, руки зафиксировать за головой.
Упражнение 4. «Тюльпан» Повторить 5 – 6 раз.
И.П. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях и подтянуты к туловищу. Стопы вытянуты, пальцы ног касаются пола, руки – под коленями.
«раз-два» - разогнуть правую ногу в колене вперед-вверх.
«три-четыре» - вернуть в И.П.
«пять-восемь» - повторить с левой ноги.
«раз – четыре» - обе ноги оторвать от пола и поднять вперед-вверх.
«пять-восемь» - вернуться в И.П.
Усложнение для упражнения «Тюльпан» Повторить 2- 3 раза.
И.П. – как в предыдущем упражнении.
«раз-четыре» - с помощью рук разогнуть ноги в коленях и поднять их вперед – вверх к лицу. Позвоночник от копчика тянуть вверх.
«пять-восемь» - вернуться в И.П.
IV. Упражнения на укрепление брюшного пресса
Упражнение 1. Повторить 4- 6 раз.
И.П. – сидя на полу, вытянув колени и стопы.
На счет «раз-два» поднять ноги от пола (образовать угол). Руки для равновесия раскрыть в стороны. На «три-четыре-пять-шесть» положение зафиксировать. На «семь-восемь» прийти в И.П.
Усложненный вариант: выполнять упражнение из И.П. лежа на спине, ноги вытянуты, руки – вдоль тела ладонями вниз. На счет «раз-два» поднять одновременно корпус и вытянутые ноги. Затем медленно вернуться в И.П.
V. Упражнения для улучшения гибкости позвоночника.
Упражнение 2. «Улитка» Повторить 3 – 4 раза.
И.П. – сидя на коленях. На счет «раз-два-три-четыре» голова опустилась вперед, за ней опустились плечи, затем округлилась спина. На счет «пять-шесть-семь-восемь» медленно выпрямились, стараясь, как бы, «развернуться» – «улитка показала рожки». Затем все выполняется в обратном порядке: сначала медленно округляется спина, плечи, затем голова, стараясь, как бы, «свернуться» - «улитка спряталась в домик».
Упражнение 3. Повторить 3 – 4 раза.
И.П. – сидя на полу, вытянув ноги, раскрытые максимально в стороны.
На счет «раз-два» наклонить корпус к правой ноге, взявшись руками за стопы, прижаться грудью к ноге. На счет «три-четыре» зафиксировать такое положение. Медленно вернуться в И.П.
На счет «раз-два» наклонить корпус вниз, стараясь животом и грудью достать пол, руки вытянуть вперед. На счет «три-четыре» зафиксировать такое положение. Медленно вернуться в И.П.
Выполнить наклон к левой ноге.
Упражнение 4. «Медвежонок» И.П. – сидя на полу, прижав колени руками к груди, лоб касается коленей.
Лечь на спину в группировке, затем вернуться в И.П. – «качаться» на спине»
Упражнение 5. «Радуга» Повторить 2 раза.
И.П. – лежа на спине, руки вытянуты вдоль тела.
На счет «раз-два-три-четыре» поставить ноги на пол за головой; на счет «пять-шесть-семь-восемь» зафиксировать это положение. Затем медленно вернуть в И.П.
Упражнение 6. «Кольцо» И.П. – лежа на животе. Упор руками в пол около груди.
Выпрямляя руки в локтях, максимально прогнуться под лопатками. Затем согнуть ноги в коленях и стараться носками дотянуться до головы, образуя замкнутое кольцо. Зафиксировать это положение. Затем вернуться в И.П.
Для облегчения выполнения данного упражнения ноги в коленях раздвигаются на ширину, удобную для каждого ребенка индивидуально. Постепенно ноги соединяются и выполняют упражнение с соединенными коленями.
Упражнение 7. «Коробочка» И.П. – лежа на животе. Руки вытянуты вдоль туловища.
Согнуть ноги в коленях. Руками захватить щиколотки с внешней стороны и вытянуть руки вверх, одновременно прогибаясь под лопатками. Зафиксировать положение корпуса. Медленно вернуться в И.П.
Для облегчения выполнения упражнения ноги сначала разъединить, но постепенно учиться выполнять упражнение с соединенными ногами.
Эффективность этого упражнения можно усилить, если педагог, сделав захват обеими руками стоп и рук ребенка, осторожно приподнимает его и покачивает «вверх-вниз» - «качели».
Во время исполнения упражнении педагог, простыми, понятными словами для учащихся, рассказывает почему именно это упражнение полезно его здоровью.
2.Раздел «Музыкально-ритмическая координация» предусматривает:
- ритмические упражнения;
- музыкальные игры;
- музыкальные задания по слушанию, анализу танцевальной музыки;
- поиск хореографического образа на заданную музыку.
Без музыки нет танца, поэтому ритм движений – есть большая и существенная часть хореографии. В ритме заключаются великие тайны искусства. Жест или ряд движений, если они проделаны в неверном ритме, совершенно теряют смысл и красоту выражения. Поэтому основными задачами этого раздела являются:
а) развитие музыкальности, слуха, чувства ритма;
б) умение согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку.
упражнение с хлопками – после показа педагога дети индивидуально повторяет ритмический рисунок под такими словами педагога:
хлоп, хлоп
топ, топ
хлоп, топ
хлоп, топ
хлоп, хлоп, хлоп
топ, топ, топ
прыг – скок, шлёп.
игра «Прохлопай мелодию»: класс и присутствующие делится
в 3 команды. Каждой команде даётся определённое задание –
1 команде всем дружно прохлопать 2 раза,
2 команде – 5 раз,
3 команде – 2 раза.
А теперь это сделаем под музыку ( вальс Штрауса « Голубой Дунай») ритмично.
конкурс «Станцуй лучше!» - танец «Автостоп»: в 1 туре все дети танцует диско танец «Автостоп». У кого меньше ошибок, тот выходит финал. 2 тур танцует финалисты, лучших награждают почотными грамотами.
«Танец пяти мелодий»,
Цели: Снятие мышечных зажимов. Развитие умения выражать свои эмоции с помощью движений
Материал: Музыкальный материал с записью 5 мелодий: плавная музыка, импульсивная, резкая музыка или бой барабанов, хаотичный набор звуков, лирическая музыка, спокойная музыка или шум воды.
Проведение: Прослушать по очереди мелодии и подумать, кто бы мог танцевать под каждую мелодию, какие должны быть движения?
1 мелодия: «Течение воды» – плавная. Движения под нее нерезкие, неторопливые, мягкие, переходящие из одного в другое. Кто хочет показать свои движения, свой танец? А кто еще? А теперь все вместе слушаем отрывок еще раз и танцуем под музыку.
2 мелодия: «Переход через чащу» – импульсивная музыка, резкие, сильные, рубящие движения. Разбор тот же.
3 мелодия: «Сломанная кукла» – хаотичный набор звуков, обрывистые, незаконченные движения.
4 мелодия: «Полет бабочки» – лирическая, плавная мелодия, тонкие. Изящные движения.
5 мелодия: «Покой» – спокойная. Тихая музыка.
А теперь все 5 мелодий будут звучать без остановок. Дети танцуют «Танец 5 мелодии». Музыка закончилась, остановились, послушали тишину. Как бьется сердце, приложите руку к сердцу, послушайте его. Что больше всего понравилось? Кому какие движения было приятно
делать?
игра на умение сконцентрировать внимания на действие:
все дети строится в круг, ведущий игры в центре круга. Ведущий рассказывает и показывает правила игры –
- когда ведущий хлопает 1 раз – круг отвечает прыжком на вверх,
- когда ведущий хлопает 2 раз – круг отвечает хлопая 2 раза,
- когда ведущий даёт команду «хоп» – круг отвечает прыжком вокруг себя на 180*,
- когда ведущий прыгает на вверх – круг отвечает прыжком в левую сторону.
Кто ошибается тот выбивается из игры. Игра играется до 1 победителя.
Релакс – медитация ««Целительная мантра».
Что такое медитация (дети отвечают)?
Медитация (латинское meditatio, от meditor — размышляю, обдумываю), умственное действие, направленное на приведение психики человека к состоянию углублённой сосредоточенности, оказывающемуся, таким образом,
и результатом, и объективной характеристикой М.Ошо (Бхагаван Шри Раджниш)
Медитация - это состояние не-ума. Медитация - это состояние чистого сознания без содержания. Когда нет толчеи, и думание прекратилось, ни одна мысль не движется, ни одно желание не удерживается, вы полностью молчаливы - такое молчание и есть медитация. А что такое «мантра»?
Мантра – это слог, слово или стих, обладающие способностью воздействовать на сознание человека и помогающие в духовном совершенствовании, если их повторяют, слушают или размышляют над ними. Корень ман происходит от первого слога слова манна – ум, думать, а тра означает защищать или освобождать. Таким образом, Мантра на санскрите это то что освобождает сознание от невежества и дурных привязанностей. Звуки Мантр – это вибрации, оказывающие направленное положительное воздействие на сознание, ум, тело и судьбу человека. Как применять мантры?
Мантра может произносится громко, еле слышно (чтобы сосед сидящий рядом с нами едва мог ее различить) или умственно. Произнесение мантры вслух очень сильное. Произношение еле слышно сильнее в десять раз. Умственное произношение в сто раз сильнее. Необходимо практиковать все три способа. Обычно мантру повторяют 108 раз, вместе с тем можно встретить рекомендации повторять мантру 3, 7, 9, 21, 33 или 144 раза. Число повторений уместно соизмерять с обстоятельствами и наличием времени. Любая серия повторений заканчивается мантрой ОМ. Условно мантры делится на: часто используемые мантры, мантры здоровья, мантры успеха, богатства и процветания, мантры для гармонизации отношений и универсальные мантры.
IV. Заключительная часть (5 минут):
1. Подведение итогов.
2. Поклон. Уход из зала.
Музыкальный материал: Разминка:
1. « Wicked angel»,
2.Шишов Сергей полька «Добрый жук»,
3.Вальс «В мире животных»,
4.Е. Симон «Поп корн»,
Основная часть: 1. Партерный экзерсис – ритмичная инструментальная музыка.
2.Штраус «Голубой Дунай»,
3.Рыбак «Fairutale» - версия караоки,
4. Целительная мантра.
Приложение №1
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
№ Критерии Примерная характеристика критериев Показатели
1. Формирование
личностных
УУД Деятельность учителя направлена на-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. У учащихся формируются эстетические потребности и чувства;
- доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
-умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм;
-установка на здоровый образ жизни
2.
Формирование познавательных УУД Прослеживается деятельность учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся, включение в процесс познания, развития таких функций, как, мышление, воображение, речь. Учащиеся умеют с помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
3. Формирование
регулятивных
УУД Деятельность учителя направлена на принятие обучающимися учебных задач, включение их в процесс решения задач, самостоятельный поиск знаний, контроль и самоконтроль собственной деятельности, оценку и самооценку учебной деятельности. Обучающиеся умеют:
-принимать и удерживать учебные задачи;
- включаться в процесс решения поставленных задач;
- осуществлять контроль и самоконтроль свой деятельности
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
-учатся понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
4. Формирование
коммуникативных УУД
Учитель организует работу обучающихся в группе, целенаправленно включая их в коллективное обсуждение проблем, совместному поиску решению поставленных задач, демонстрируя при этом взаимоуважение и взаимную поддержку.
Обучающиеся умеют:
- высказывать свое мнение;
-доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
-при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
-учатся критично относиться к собственному мнению, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.