Конспект урока окружающего мира в 1 классе на тему Город и село.


III четверть I класс
Окружающий мир
Урок 3.
Тема: Город, в котором мы живём.
Цели:
– показать взаимосвязь между жителями города и села;
– формировать уважительное отношение к труду людей в сельской местности.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение устанавливать аналогии;
6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД:
1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
Звучит фонограмма песни «Агидель, город мой!»,
сопровождающаяся презентацией о городе
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке окружающего мира? Какая будет у нас тема урока?
– Где живём мы с вами? Что узнали вы об истории города Агидель?
– На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?
Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную формулировку.
Составление плана.
Дети предлагают, учитель обобщает.
На доске появляется примерный план: Р 1
1) Знакомство с разными городскими объектами (дома, театры).
2) Знакомство с городским транспортом.
3) Знакомство с профессиями людей в городе.
– Что мы сейчас делали? (Составляли план урока.)
– Какое умение формировали? (Умение организовывать свои дела.)
ΙΙ. Совместное открытие знаний
Работа в учебнике. 1 3 4
1) – Рассмотрите верхний рисунок на с. 12.
– Что перепутал художник?
– Чем же отличается село от города?
– Проверим свои предположения, прочитаем вывод на с. 12.
– Чем заняты люди на селе?
2) – Посмотрите на нижний рисунок на с. 12.
– Что изображено на рисунке?
– Чем занимаются люди на селе?
– Почему? (Если дети испытывают затруднения: Зачем люди обрабатывают землю? Для чего разводят животных?)– Как вы думаете, люди на селе выращивают растения и животных только для себя? (Они поставляют продукты питания горожанам.)
– Что они получают взамен от городских жителей? (Одежду, предметы быта, бытовую технику, сельскохозяйственные машины и т.д.)
– Проверим свои предположения, прочитаем вывод на с. 12.
3) – Что современному человеку помогает получать более высокие урожаи хлеба, овощей и фруктов, увеличивать удои молока и т.д.? (Техника.)
– Машины помогают человеку и в городе. Это одна и та же техника?
– Какие сельскохозяйственные машины вы знаете?
– Посмотрите на иллюстрацию на с. 13.
– Как называются эти машины?
– Как они помогают жителям села? (Если дети испытывают затруднения: Для чего нужен в сельском хозяйстве трактор? Грузовик? Комбайн?)– Рассмотрите верхнюю серию картинок на с. 13.
– Кто знает, какими сельскохозяйственными работами занимаются жители села?
– Как вы думаете, какое время года изображено на рисунке?
– Какие из них относятся к нашему времени, а какие – к более раннему?
– Есть ли теперь машины, которые заменили ручной труд?
– Кто знает, какие? Как они помогают человеку?
– Сельские жители, работающие на поле, вспахали поле, посадили семена весной. Собрали урожай летом. Выходит, всё лето они отдыхают? (Нет. Летом жители села следят за урожаем: поливают, удобряют, пропалывают и т.д.)– Куда отправляют урожай с поля? (В овощехранилище, а потом в магазины городским жителям.)
– Что мы видим на второй серии картинок?
– Каких домашних животных разводят на селе?
– Какие продукты от них получают?
Примечание: подробный разбор картинок для детей, которые живут в городе. Сельским ученикам можно предложить составить рассказ о профессии их родителей на селе.
Аналогичная работа проводится с остальными картинками.
Цель: показать городским жителям труд людей в сельской местности.
– Благодаря труду жителей села, какие продукты появляются на столе городских жителей?
– Что можно приготовить из капусты?
– Из молока?
– Легко ли достаются продукты сельского хозяйства?
– Как нужно относиться к продуктам?
– Кто из вас сам пробовал или наблюдал за выращиванием овощей, фруктов?
– Где это было?
– Что интересного вы заметили?
– Почему горожане ездят отдыхать в сельскую местность?
Работа с таблицей. 1 4
Для закрепления материала предлагаем заполнить вместе с детьми таблицу.
Город Село, деревня
Дома
Дороги Профессии людей Машины, транспорт Продукция
- Обсудите и найдите плюсы и минусы сельской и городской жизни.
- Где бы вы хотели жить, когда станете взрослыми?
- Что вы можете сказать о нашем городе?
- К какой инфраструктуре ближе наш город – к сельской или городской? Почему?
ΙV. Итог урока
– Что нового вы узнали на уроке? 2
– Что повторили из того, что уже знали?
– Выполнили мы все пункты плана?
– На какие вопросы получили ответы?
– Какие остались?
– Где вы сможете найти ответы на эти вопросы? (Если остались.)
– Какой вывод сделали?