Статья К вопросу диагностики адаптации пятиклассников с интеллектуальными нарушениями к обучению в старшей школе (из материалов заседания психолого-медико-педагогического консилиума)

К вопросу диагностики адаптации пятиклассников с интеллектуальными нарушениями к обучению в старшей школе
(из материалов заседания психолого-медико-педагогического консилиума)

П.В. Шумаков
старший преподаватель кафедры общей и возрастной психологии
ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»,
педагог-психолог КСКОУ ОО
«Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
г. Орел

Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Наиболее остро этот вопрос стоит относительно детей с интеллектуальными проблемами. Это обусловлено совокупностью содержательных перемен, которые происходят в школьной среде и внутреннем мире детей. А именно: увеличение объема и разнообразие содержания образования; расширение круга учителей; новый классный руководитель; переход к кабинетной системе обучения; увеличение требований к учащимся; увеличение объема домашних заданий; отсутствие умения самостоятельно организовывать учебную деятельность.
Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Все это сочетается с особенностями психофизического развития детей с интеллектуальным недоразвитием: низкий уровень развития когнитивной сферы, недостаточная зрелость эмоционально-волевой сферы, личностные деструкции, несформированность навыков самоконтроля и саморегуляции, поведенческие проблемы. Указанные особенности детей данной категории значительно увеличивает риск школьной дезадаптации.
Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, целью диагностического обследования стало выявление групп учащихся по критерию - адаптация/дезадаптация к условиям обучения в старшей школе
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1) организовать и провести психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация, отношение к школе и школьным предметам, эмоциональное самочувствие); 2) выявить у учащихся признаки школьной дезадаптации, и определить характер и причину трудностей в каждом случае; 3) определить пути и средства психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в процессе адаптации.
Диагностическая работа осуществлялась по следующим направлениям: психологическое обследование, экспертный опрос педагогов, наблюдение в процессе учебной деятельности. Применялись следующие методики: Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”, анкета Н.Г. Лускановой, методика «Чувства в школе», методика «Выбор любимых предметов».
Результаты диагностики отношения детей к школе и учебному процессу по методике Лускановой, показывают, что у 39% учащихся (7 человек) выявлен низкий уровень школьной мотивации. К школе такие учащиеся относится отрицательно или безразлично, требует контроля и помощи, к самостоятельным занятиям интереса не проявляет, нарушает дисциплину. При этом у 61 % (11 человек) отмечается средний уровень. Средний уровень мотивации, свидетельствует, о том, что ученик положительно относится к школе, но учебные цели не осознаются, познавательная активность средняя, сосредоточен по интересу, самостоятельно выполняет только типовые задания, требует контроля со стороны взрослых. Важно заметить, что практически у всех учащиеся было выявлено преобладание интереса к школе с внеучебной стороны.
Таким образом, для подавляющего большинства учащихся 5 класса свойственен средний уровень школьной мотивации при преобладании выраженных внеучебных интересов.
Результаты диагностики проявления различных чувств в школе показал, что подавляющее большинство учащихся (77%) испытывают чувство спокойствия в школе, 55% - радость. При этом 28 % опрошенных отмечают наличие у себя чувства усталости и скуки в школе. Важно заметить, что у более половины учащихся (55%) иногда отмечается чувство раздражения в школе, у 22 % отмечается чувство беспокойства. Только 5% опрошенных (1 человек) отметил у себя чувство страха в школе.
Также для более качественного анализа отношения учащихся к школе и учебным дисциплинам был проведен опрос относительно «любимых» и «нелюбимых» уроков. Следует отметить, что большинство учащихся положительно относятся ко всем учебным дисциплинам. Однако примерно 45% учащихся несколько негативно относятся к таким дисциплинам как чтение, письмо, математика, окружающий мир. Такая картина является закономерной, так как данные предметы требуют от учащихся усидчивости, волевых усилий, интеллектуальной нагрузки, внимательности и т.д.
Базовой методикой диагностики адаптации учащихся к обучению в старшей школе стала методика «Домики», которая позволяет выявить вегетативный коэффициент - энергетический баланс организма, его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению.
Оптимальная работоспособность, бодрость, здоровая активность, готовностью к энергозатратам, соответствие нагрузок соответствуют возможностям отмечается у 35% учащихся. При этом 65 % учащихся характеризуются хроническим состоянием усталости, самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Таким детям необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха. Важно заметить, что у 40% пятиклассников в целом эмоциональное состояние в норме, ребенок может радоваться и печалиться в зависимости от ситуации. Однако большинство (60%) характеризуются преобладанием отрицательных эмоций, доминированием плохого настроения и неприятных переживаний, имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.
Анализ результатов методики относительно переживаний ребенка в различных школьных ситуациях показал, что 40 % учащихся характеризуются амбивалентно-отрицательным эмоциональным отношением к школе. При этом 60% пятиклассников демонстрируют амбивалентно-положительное отношение к школе. Важно заметить, что все учащиеся характеризуются амбивалентностью отношения к школе, только у части из них она склоняется в положительную сторону, а у другой части в сторону отрицательных переживаний.
Качественный анализ данных позволяет говорить о том, что испытуемые с амбивалентно-отрицательным отношением к школе характеризуются инертностью и безразличием, пассивным неприятием школы и равнодушным отношением к ней. У них нет ответственности ученика и они ходит в школу, в основном, для того, чтобы играть и общаться с другими детьми. Отмечается значительная реакция на похвалу, при замечаниях и неуспехе отношение к школе резко меняется в отрицательную сторону, присутствуют значительные трудности при выполнении уроков. У некоторых отмечается открытое выражение негативного отношения к школе, выражена усталость от нудных занятий, занятий требующих усидчивости и внимательности, присутствуют проблемы с поведением и самоконтролем.
У детей с амбивалентно-положительным отношением к школе проявляются чувствительность, впечатлительность, отсутствие готовности активно действовать и склонность занимать выжидательную позицию, а также стремление получать только «пятерки», высокая чувствительность во взаимоотношениях с учителями, желание чтобы их хвалили и ставили в пример другим.
Анализ результатов анкетирования педагогов показал, что многие учителя отмечают средний уровень адаптации пятиклассников, указывая на недостаточную сформированность ориентации в пространстве школы, недостаточный уровень развития навыков письма и чтения, что во многом связано с особенностями детей данной категории.
Практически все педагоги отмечают несформированность организационных, социально-бытовых навыков, навыков общения и поведения. Многие учителя испытывают трудности в работе с учащимися 5 класса в вопросах дисциплины. Часто такие проблемы становятся причинами срыва занятий.
Проведенное диагностическое обследование учащихся, результаты наблюдения за ними, а также анкетирование педагогов позволяет говорить о том что, период адаптации у пятиклассников проходит не всегда успешно, о чем говорят некоторые трудности, связанные как особенностями психического развития таких детей, так и с особенностями поведения в школе.
Результаты диагностической работы позволяют сформулировать некоторые общие рекомендации как учителям, так и родителям. Учителю (классному руководителю) необходимо обращать особое внимание на усвоение учебной задачи ребенком; при возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала; выявить лидеров, отверженных детей и осуществлять работу на основе полученных знаний; помочь детскому коллективу существовать без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению. Родителям необходимо помочь ребенку в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах, создать условия, в которых он будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Важно, чтобы ребенок чувствовал безопасность, поддержку и понимание дома, что близкие люди принимают его таким, какой он есть. В случае необходимости родители могут помогать ребенку в выполнении задания, но не делать вместо него. Важно как можно чаще разговаривать с ребенком, проявляя искреннюю заинтересованность в нем. Но не допрашивать ребенка, если он в данный момент не желает общаться. При этом особое значение приобретает организация совместной деятельности с ребенком.

15