Конспект урока по математике на тему Сложение и вычитание. Прибавить и вычесть 2

Открытый урок по математике в 1-м классе на тему
"Сложение и вычитание. Прибавить и вычесть 2" .
Цели:
познакомить детей с приёмами прибавления и вычитания 2;
продолжить работу над усвоением последовательности чисел натурального ряда, с примерами в два действия, над сравнением чисел;
закреплять знание случаев +1,-1;
продолжить работу над текстовыми задачами;
развивать математическую речь, познавательные творческие способности, внимание, память, мышление и речь, навыки самоконтроля и взаимопроверки;
учить детей находить выход из проблемной ситуации, стимулировать интерес к математике, работать над снижением утомляемости учащимися на уроке;
воспитывать трудолюбие.
Оборудование на уроке:
для учителя:
компьютерная презентация, подготовленная учителем;
грамзаписи для физкультминутки, организационного и заключительного этапов урока;
на доске прикреплено изображение солнышка, закрытого тучами (образец рисунков дан в Приложении 1 (Презентация к уроку, слайды 2-3)),
плакат «Числовой луч»;
для учеников:
тексты обучающего теста, самостоятельной работы по вариантам;
веера с цифрами;
для заключительного этапа урока – «лучи солнышка» трёх цветов (красный, оранжевый, жёлтый), клеящие карандаши.
Организационный момент.
(Создание перед началом урока праздничного настроения).
Дети приветствуют гостей.
Мы гостей сегодня ждали
Их с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И решать, и отвечать?
Не судите очень строго
Ведь учились мы немного.
Учитель: Урок математики. Проверим готовность к уроку, порядок на парте. Посмотрите друг на друга  и улыбнитесь, пожелайте друг другу успеха. Хочу, чтоб вы на уроке были думающими, сосредоточенными, догадливыми.
- Отгадайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь, И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все (солнце)
- На улице пасмурно, холодно. Но мы в состоянии создать себе солнечное настроение. Солнышко поможет нам в этом.
II. Сообщение темы урока (Слайд 1)
- Посмотрите на солнышко. К нему плывут тучи и хотят закрыть его. Если вы сможете объяснить, что обозначают знаки и цифры на них, вы узнаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. Определив тему урока, вы разгоните тучи и освободите солнце. И тогда солнышко поможет нам узнать ещё больше.
(+2 – научимся прибавлять число 2; -2 – вычитать число 2)
(Слайд 2)
Учитель: А кто у нас самый внимательный и заметил, что у солнышка отсутствует?
(Лучи)
-Из-за туч выглянуло солнце, ударило лучами света по непогоде, как волшебной палочкой. Сразу всё ожило, засверкало.
- Светит солнце, его лучи освещают землю, а в математике есть луч, который помогает нам идти вперёд, правильно считать.
- Как называется этот луч? (числовой)
- А почему эту фигуру называют лучом? (есть начало, нет конца)
- Какой цифрой обозначают начало луча – точку отсчёта? Что нужно сделать, чтобы получить следующее число? (прибавить 1, увеличить на 1)
- А предыдущее? (вычесть 1, уменьшить на 1)
- Сегодня, начиная новую тему «Прибавить и вычесть 2», вы убедитесь в том, как легко учиться, используя уже имеющиеся знания. А знаете вы очень много. Давайте убедимся в этом.
III. Актуализация знаний.
Два ученика работают у доски:
10-1= 7-1=
6+1= 9+1=
3-1= 5-1=
0+1= 6-1=
4-1= 7+1=
(Проверка работы числовым лучом слайд 6)
2. Индивидуальная работа по карточке:
6 =7
4 =3
1=8
1=6
(Проверка работы техническим средством «Документ»)
3. Фронтальная работа с классом.
Выполнение теста. (Обучение выполнять и проверять тестовые задания)
Дети выполняют задания и тут же с помощью компьютерной презентации проверяют свои ответы (слайды 4, 5).
Образец выполнения теста: (запиши в окошки верные числа или знаки.)
Задание
Ответы

1. Число, которое при счёте следует за числом 5.
6

2. Число, которое при счёте предшествует числу 8.
7

3.Число, которое при счёте стоит между числами 4 и 6.
5

4.Число, которое получится, если число 7 увеличить на 1.
 8

 5.Число, которое надо уменьшить на 1, чтобы получить 3.
 4

6.Запиши верный знак сравнения между числами 8 и 9.
<

7. Запиши три числа, которые пропущены в ряду:
4, 5, , 7, , , 10.
 6,8,9

8.На сколько надо увеличить 6, чтобы получить 7.
1

-Итак, что получим, если число увеличим на 1? (следующее в ряду натуральных чисел)
- А если вычтем 1? (предыдущее)
IV. Физкультминутка для глаз. (Слайд 7)
V. Работа по теме урока.
- Прибавлять и вычитать 1 вы научились хорошо. А как же можно прибавить 2 и вычесть 2, используя ваши знания. Давайте вспомним состав числа 2. (Слайд 8)
2 это 1 и 1.
- Солнечный лучик переносит нас на лесную полянку. Здесь зайчик, который ждёт к обеду друзей. Он решил угостить их морковкой и пошел в огород. В корзинке у него уже есть три морковки. Зайчику нужно сорвать еще две морковки. Как он это будет делать?
-Сорвет одну морковку, положит ее в корзинку. Потом сорвет вторую морковку и тоже положит ее в корзинку.
-Сколько морковок сорвал зайчик? (2)
-Как прибавляли 2? (Сначала прибавили 1, потом еще 1)
-Сколько морковок стало у зайчика в корзине? (5)
-Как мы получили число 5? (3+2=5)
-Сделайте вывод: как прибавить число 2? (Прибавить сначала 1, а потом еще 1)
-Пришел зайчик домой, а его уже ждут ежик и белочка.
Сколько друзей пришло к зайчику? (2)

-Зайчик угостил сначала белочку, она взяла 1 морковку. Потом зайчик угостил ежика. Он взял 1 морковку.

-Сколько всего морковок взяли из корзины? (2)

-Как брали 2 морковки? (Сначала взяли 1, а потом еще 1)

-Сколько морковок осталось в корзине? (3)

-Как получили число 3? (5-2=3)

- Сделайте вывод: как вычесть число 2? (Вычесть сначала 1, а потом еще 1)
Слайд 9. Показать на луче.
VI. Физкультминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз»,
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберём в корзинки мы ягоды, грибы –
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы шагать.
Ну, а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть.

VII. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

-Кто может объяснить, как прибавить к числу 2, вычесть из числа 2?
(Учащиеся объясняют по рисунку.)
№1 (с. 84)
№2 (с. 84)

-Найдите значение числовых выражений с объяснением, пользуясь числовым рядом.

2. Игра «Построить дом» (Слайд 10). Самостоятельная работа. Проверка по слайду презентации.

3. Решение задач. (Слайд 11). Составить задачи по рисунку на сложение и вычитание. Работа в группах. Проверка по слайду презентации.

4. Работа в тетради.

-Откройте тетрадь на странице 81.
-Рассмотрите первый рисунок. Какие птицы сидят на проволоке? (Ласточки)
-Сколько ласточек сидит? (6)
-Сколько ласточек к ним летит? (2.)
-Расскажите, как прилетят 2 ласточки. (Сначала прилетит 1 ласточка, станет 7 ласточек. Потом прилетит еще 1 ласточка, станет 8 ласточек.)
По аналогии разбирается второй рисунок. Оставшиеся задания учащиеся выполняют самостоятельно.

VIII. Рефлексия. Самооценка с помощью «лучиков солнца».
- Посмотрите на доску. Чего не достаёт нашему солнышку? (лучей)
-Оцените свою работу с помощью лучиков, лежащих у вас на партах, и наклейте выбранные вами лучи на наше солнышко.
( Дети выбирают цвет лучика и приклеивают его на солнышко: жёлтый – отлично работал, оранжевый – хорошо, красный – цвет опасности – «мог бы работать лучше»)
На этом уроке большинство детей оценило свою работу как отличную, но несколько человек сочли свою работу достойной оценки хорошо.
- Я тоже считаю, что вы отлично работали. Какой совет мы можем дать тем, кто считает свою работу только лишь хорошей? (Дети сказали, что надо быть внимательнее, увереннее в своих силах, ну, а если кому-то нужна помощь, не стесняться говорить об этом.)
- Мы с солнышком уверены, что ваши советы и помощь помогут ребятам отлично учиться!
IX. Итог урока.

- Закончилось наше математическое путешествие, заканчивается и наш урок. Как хотелось бы, чтобы в ваших знаниях было бы так же ясно как на этой фотографии.
- Наше солнышко улыбается, давайте вспомним, какие «тучки» мы сегодня «разогнали» на уроке: что изучали на уроке?
-Как называется действие, в результате которого числа увеличиваются? (сложение)
-уменьшаются? (вычитание)
-Как к числу прибавить 2? (Прибавить сначала 1, а потом еще 1.)
-Вычесть 2? (Вычесть сначала 1, а потом еще 1.)

Заголовок 115