Открытое мероприятие по теме Крылатые выражения в баснях Крылова И.А.



Этот классный час мы проводим ко дню рождения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Рассчитан он на учеников 3-4 классов, но может быть проведён и ранее. Занятие-игра проводится как в одном классе, так и для учеников начальной школы на большой сцене.
Цель: пропаганда мудрости «крылатых выражений», взятых в баснях И.А.Крылова.
Задачи: научить правильно применять в жизни «крылатые выражения», обогащать словарный запас детей,

Оборудование: портрет И.А.Крылова; иллюстрации басен; книги с баснями Крылова; аудиозаписи басен; видеомультфильмы по басням; реквизит к басням: очки, зеркало, маски и т.д.

К занятию-игре можно попросить детей подготовиться: прочитать басни, нарисовать иллюстрации к ним, выучить наизусть понравившуюся басню, посмотреть мультфильмы, созданные по басням в записи.
А учитель готовит призовой фонд для занятия-игры. Здесь могут в роли спонсоров выступить родители. Оценивание можно проводить сразу же, после окончания конкурса, или попросить родителей составить команду жюри.

Вступительное слово учителя.
Имя Ивана Андреевича Крылова хорошо знают и взрослые, и дети. С самых ранних лет мы знакомимся с его баснями и с удовольствием их читаем. Великий баснописец адресовал свои басни взрослым, но они сразу же приобрели популярность и среди детей. Слова басен помогают людям. Сотни строчек стали поговорками, пословицами, крылатыми выражениями. Они прочно вошли в русскую речь, сохранили всё своё значение ярких, красочных, народных формул, помогающих ясно и образно выразить мысль. В них заключена мудрость, национальная, самобытная мудрость русского народа. Этими «крылатыми словами» русский человек не только украшает вою речь, но и доказывает, обосновывает свою точку зрения. Опровергает ошибочное мнение, предупреждает возможное возражение, воздействует на собеседника.
Сегодня, на нашей игре, мы найдём эти «крылатые выражения», эту мудрость и поразмышляем где, в каких ситуациях мы сможем их использовать.


(Для всех присутствующих)
Называйте, какие басни вы знаете.
Побеждает тот, кто проговаривает название последним.
(Победитель получает сладкий приз. Тот, кто назвал наибольшее количество названий басен – получает жетон.)


(Разделим на команды присутствующих. Вытаскиваем из коробки разноцветные жетоны. Образовались команды: Жёлтых, Зелёных, Красных и т.д.)
Каждая команда называет одну басню.
Кто герои этой басни?
Какие слова, «крылатые выражения» из этой басни живут и существуют и сегодня?
(Побеждает та команда, которая полнее, интереснее отвечает.)


(Командный конкурс.)
Учитель читает выражения из басен. Надо отгадать название. Чтобы не было разговоров, что какой-то команде полегче отрывок читают, лучше написать на карточках отрывки, перевернуть их и вытаскивать, перемешав предварительно.

*Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
Но только всё не впрок
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. (Ворона и Лисица)

*Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,
Всё ваша музыка плоха. (Кукушка и Петух)

*Ай, Моська, знать она сильна,
Что лает на Слона. (Слон и Моська)

*За что же не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он кукушку. (Кукушка и Петух)

*К старости слаба глазами стала (Мартышки и Очки)

*Как ни полезна вещь, цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит (Мартышки и Очки)

*Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похоже (Зеркало и Обезьяна)

*Я даже их могу по пальцам перечесть (Зеркало и Обезьяна)

*Чем кумушек считать, трудиться, не лучше ль на себя кума оборотиться (Зеркало и Обезьяна)

*Но Мишенькин совет лишь попусту пропал (Зеркало и Обезьяна)

*Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
И выйдет из него не дело, только мука (Лебедь, Щука и Рак)

*Кто виноват их них, кто прав - судить не нам.
Да только воз и ныне там. (Лебедь, Щука и Рак)

*Вперёд чужой беде не смейся, Голубок (Чиж и Голубь)

*Сильнее Кошки зверя нет. (Мышь и Крыса)

*Сыр выпал. С ним была Плутовка такова (Ворона и Лисица)

*Так поди же попляши (Стрекоза и Муравей)

*Сказал и в тёмный лес Ягнёнка поволок (Волк и Ягнёнок)

*Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать (Волк и Ягнёнок)

*А Васька слушает да ест.. (Кот и Повар)

*А вы, друзья, как ни садитесь - всё в музыканты не годитесь. (Квартет)

*Оглянуться не успела, как зима катит в глаза. (Стрекоза и Муравей)

*Что делом не сведя конца не надобно хвалиться. (Синица)

*Как белка в колесе. (Белка)

*А ларчик просто открывался. (Ларчик)

*Невежда также в ослепленье бранит науки и ученье и все учёные труды, не ведая, что он вкушает их плоды (Свинья под Дубом)

*У сильного всегда бессильный виноват.. (Волк и Ягнёнок)

*Слона - то я и не приметил. (Любопытный)

*Попался, как Ворона в суп. (Ворона и Курица)

*На взгляд - то он хорош, да только (Лисица и Виноград)

*Худые песни Соловью в когтях у Кошки. (Кошка и Соловей)

*Невежи судят точно так: в чём толку не поймут, то всё у них пустяк. (Петух и Жемчужное зерно)


Надо рассказать басню наизусть.
(Этот конкурс для отдельных исполнителей, подготовивших домашнее задание к этому занятию. Пока дети выступают, команды готовятся к следующему конкурсу.)


(Этот конкурс театральный для команд. Вытягивается название басни, которую команда будет инсценировать. Реквизит можно выбрать на столике.)
Инсценировка басен: «Слон и Моська», «Ворона и Лисица», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак».


(Конкурс для команд, но возможна и поддержка из зрителей.)
Отгадай, из какой басни иллюстрация. Назови её, прочти строчки.


Слово учителю.
Поднимите руки те, кто узнал сегодня название новой басни?
Встаньте те, кто услышал сегодня свою басню?
Улыбнитесь те, кто смог разгадать сегодня хоть одно задание?
Похвалите себя те, кто показался себе сегодня очень умным?
Благодарим тех, кто внимательно слушал нас и помогал в проведении нашей игры!
Так кто же победил?
ВСЕ!!! Конечно, проигравших сегодня нет! Мы стали умнее, мудрее, начитаннее. Возможно, уже сегодня нам представится случай «блеснуть своими знаниями» и применить в жизни «крылатое выражение» И.А.Крылова. Будем упражняться!

Жюри подводит итог и награждает команды и отдельных игроков по следующим номинациям:
«Самая дружная команда», «Самая театральная команда», «Самая знающая команда» и т.д., «Лучший исполнитель басни наизусть», «Знаток басен И.А.Крылова», «Лучший иллюстратор басен» и т.д.


Н.В.Гоголь говорил про И.А.Крылова: «Его притчи - достояние народа и составляют книгу мудрости самого народа».


Пожалуйста, прочитайте или перечитайте те басни, которые вас сегодня особенно тронули. Если захотите, нарисуйте иллюстрации к басням. Напишите пословицы, поговорки и «крылатые выражения» которые вы нашли в баснях.
Желаем всем удачи в познании мудрости басен Крылова.










13PAGE 15


13PAGE 14515




Крылатые выражения в баснях И.А.КрыловаКонкурс 1Конкурс 2Конкурс 3Конкурс 4Конкурс 5Конкурс 6Итог игры 15