Программа каникулярной школы Лидер


УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОСЕЛЬКУПСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
Рассмотрено и принято
на Педагогическом Совете
протокол № 01 от «31» августа 2016 года УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МУ ДО «КЦ ДОД»
от « 01» сентября 2016 года № 01
Программа
каникулярной школы «Лидер»
программа деятельности по организации каникулярногоотдыха детей и подростков
Автор-составитель:
Речкина Л.Ф.
методист по ВР
Красноселькуп - 2016 год
Пояснительная записка
«В воспитании нет каникул» - эта педагогическая формула является главным правилом для педагогического коллектива Красноселькупского центра дополнительного образования детей (КЦДОД). Организация каникулярного времени детей – важный аспект образовательно-воспитательной деятельности КЦДОД. Организованная деятельность детей в период каникул позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего календарного года. Основная цель в этот период – организация отдыха и оздоровления детей. Эта цель может быть выполнена при наличии необходимых социальных, педагогических, психологических и материально-технических условий. Поэтому при разработке программы мы учитывали возможность максимального использования условий Красноселькупского центра дополнительного образования детей, как целесообразно устроенной среды для организации жизнедеятельности детей. Программа учитывает пожелания и запросы детей и родителей, возможности социума. При реализации данной программы дети приобретают дополнительный социальный опыт, учатся самостоятельности, реализуют себя в творческой и организаторской деятельности. Сегодня каждый ребёнок нуждается в социальной защите, педагогической поддержке, оздоровлении, духовно-нравственном обогащении и личностном развитии.
Направленность
Данная программа по своей направленности является социально-педагогической, объединяет различные направления творчества, отдыха, оздоровления и воспитания детей и подростков в условиях каникулярного периода.
Актуальность
Каникулы – самая яркая по эмоциональной насыщенности пора у школьников. Детям просто необходима смена деятельности и впечатлений.
Учреждения дополнительного образования, наоборот, в каникулярное время, как правило, продолжают свою деятельность. Красноселькупский центр дополнительного образования детей (далее Центр) имеет положительный опыт организации каникулярного времени детей и подростков. В Центре накоплен достаточный опыт по организации и проведению оздоровительной, образовательной, культурно - досуговой деятельности в период каникул. Работа в этом направлении ведется круглогодично, обеспечивая включение каникулярного времени в единый воспитательно-образовательный процесс. В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков.
Актуальность программы
Состоит в том, что ее содержание включает направления деятельности, отвечающие современным требованиям и условиям образования. Это пребывание детей в Центре через творческую деятельность, а также через организацию досуга подростков. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Каникулы для детей - это разрядка, накопившейся за учебный период напряжённости, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азарта, время новых людей, а самое главное – познание самого себя.
Новизна данной программы состоит в том, что опора ненавязчивого воспитания осуществляется благодаря вовлечению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, т. е., в процессе активной формы отдыха дети расширят свое культурное пространство через театральную, вокальную, культурологическую и социально значимую деятельность.
Педагогическая целесообразность
Важно заинтересовать детей новыми полезно-значимыми делами. Этому способствуют разнообразные по форме и содержанию КТД:
мероприятия, игры - квесты, походы в музей, на природу, участие в конкурсах песни, стихов; участие в викторинах. А самое главное, что данная программа ориентирована на категории детей и подростков, которые по ряду обстоятельств лишены были возможности видеть новые перспективы для развития творческой активности. Общественно-значимая деятельность - самый эффективный инструмент обновления содержания деятельности детских объединений и организаций, с помощью которого повышается социально-культурный уровень общества. Это сфера активного обогащения личности реализуется через отдых в каникулярное время, поскольку предоставляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении.
Цель программы:
Создание условий для развития творческого потенциала и активной жизненной позиции детей, для полноценного отдыха, оздоровления детей, содействие формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе.
Задачи:
способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры; 
создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей; 
развивать лидерские и организаторские способности через коллективно-творческие дела; 
формировать базу знаний всевозможных игр для использования их в воспитательном процессе;
сплотить детский коллектив, поддержать дух сотрудничества и взаимопомощи;
расширить кругозор ребенка через игровой сюжет с учетом возрастных особенностей и интеллектуального уровня;
формировать мотивацию к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни;
формирование и развитие личности каждого ребёнка в результате общения с взрослыми и сверстниками, включение в разнообразные виды деятельности, в социально значимую и эмоционально насыщенную жизнь.
Профилактика детской и подростковой безнадзорности, правонарушений в каникулярные периоды.
Участники программы:
Участниками реализации программы являются дети в возрасте от 7 до 14 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, с ограниченными возможностями здоровья, а также детям, находившимся в трудной жизненной ситуации.
Организации, учреждения, сотрудничающие в реализации программы:
Управление образования;
Образовательные организации и учреждения МО Красноселькупский район;
Краеведческий музей;
Муниципальный архив;
Отделение ОМВД России по Красноселькупскому району (Полиция);
Отделение ГИБДД ОМВД по Красноселькупскому району;
Верхне-Тазовский заповедник;
Учреждения культуры и молодежной политики;
МЧС;
Красноселькупский лесхоз.Сроки и режим реализации программы:
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение одного учебного года, рассчитанная на период осенних, зимних, весенних и летних каникул.
Основные направления реализации программы:
На протяжении нескольких лет основными направлениями воспитательной деятельности в каникулярный период остаётся:
Познавательно-творческое направление – направление, раскрывающее интеллектуальный и творческий потенциал детей на основе конкурсов, турниров для смекалистых, КТД, игровых технологий, посещение библиотеки, музея, использование информационных технологий и т.д.
Интеллектуально-творческое воспитание – направление деятельности направлено на развитие интеллектуальных способностей детей. Создание взаимоотношений между взрослыми и детьми в стиле совместной равноправной, взаиморазвивающей, творческой, интеллектуальной деятельности. Воспитание духовной культуры.
Экологическое воспитание - направлено на воспитание экологической культуры здоровья, жилья.  Взаимоотношений с окружающим миром.
Расширение представлений  о многомерности мира.
Формирование активной позиции у подрастающего поколения в решении экологических проблем.
Обогащение личного опыта по взаимодействию с окружающим миром.
Включение детей в экологически ориентированную практическую творческую деятельность, формирование экологических знаний, умений и навыков.
Нравственно - патриотическое и краеведческое – направленное на ознакомление  с историей родного  края, культурой и природой, воспитание ответственности, интереса к родному краю, своей стране. Формирование гражданина - патриота своей Родины. Воспитание таких качеств, как доброта, человечность, милосердие. Развитие патриотизма через отношение к окружающей действительности.  
Формирование здорового образа жизни – через привитие навыков к здоровому образу жизни. Умение соблюдать режим дня, стремление к регулярным занятиям физической культурой, интерес к походам по родному краю. Стремление к выполнению правил личной и общественной гигиены.
Реализация программы в осенний, зимний, весенний и летний каникулярный период способствует охвату большого количества детей организованным отдыхом, обеспечивает их полезную занятость.
В Центр, во время каникул, продолжат свою работу детские творческие объединения. Все средства и формы работы направлены, на результат.
Основные формы работы - коллективные творческие дела:
Конкурсы (интеллектуальные, спортивные, музыкальные, декоративно – прикладного творчества и развлекательные);
Викторины;
Игры – путешествия;
Подвижные игры;
Сюжетно – ролевые игры;  
Интеллектуальные игры;
Игровые посиделки;
Мероприятия, направленные на безопасность жизнедеятельности
Организация конкурсов, игровых мероприятий, направленных на усвоение навыков безопасного поведения детей в различных жизненных ситуациях.
Разработка сценариев профилактических мероприятий.
Организация совместной с ГИБДД и МЧС профилактической работы, акций и другие.
Планируемые результаты совместной деятельности:
Развитие у детей и подростков самостоятельности;
Формирование умения и развитие стремления работать в коллективе;
Применение полученных знаний и умений в учебном процессе;
Укрепление внешних связей с различными учреждениями и социальными партнерами через использование их возможностей;
Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;
Укрепление связей с семьями воспитанников, с целью профилактической работы в каникулярный период.
Для формирования положительного имиджа участника каникулярной школы «Лидер» используются некоторые методы организации работы с детьми, применяемые в различных детских организациях: особая атрибутика, и символика, соревнование, публичная положительная оценка результатов деятельности, поощрение и т.д.
Средства реализации актуальных задач и их педагогическая целесообразность
Анализируя практику деятельности нашего Центра, мы выделяем в структуре содержания каникулярного периода основные виды деятельности, имеющие свое специфическое и конкретное наполнение.
Среди них:
оздоровительная деятельность;
развлекательная;
игровая;
образовательная.
Деятельность Центра в каникулярное время строится на основе принципов:
Принцип признания права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора направлений и форм творческой деятельности.
Принцип единства и целостности воспитательно-образовательного пространства (обучение, воспитание, развитие).
Принцип развития индивидуальности каждого ребенка в практике воспитательно-образовательного процесса.
Принцип творческого сотрудничества.
Деятельность участников каникулярной школы «Лидер» организована по принципу самоуправления, которое нацелено на активизацию их самостоятельности путем создания необходимых условий для проявления творческого потенциала.
Кадровые условия
В реализации программы участвуют:
Руководитель смены;
Педагоги-воспитатели;
Педагоги-организаторы;
Музыкальный руководитель;
Педагоги-хореографы;
Педагоги-психологи;
 
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией Центра. Перед началом смены каникулярной школы «Лидер», проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). Педагоги – воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и общих дел. Вожатые – волонтеры занимаются организацией отрядной жизни.
Функциональные обязанности сотрудников смены:
Руководитель смены:
Организует, координирует и контролирует работу сотрудников каникулярной школы «Лидер»;
Обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников каникулярной школы «Лидер»;
Оформляет необходимые документы на открытие и функционирование каждой смены каникулярной школы «Лидер»;
Руководит работой педагогического и вспомогательного персонала.
 Педагоги - воспитатели:
Обеспечивают реализацию плана работы;
Обеспечивают и отвечают за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;
Несут материальную ответственность за имущество, выданное на смену;
Организовывают и проводят массовые мероприятия.
 
Методические условия
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами-воспитателями до начала смены каникулярной школы «Лидер»;
методическая литература по организации смены;
электронные цифровые материалы по организации каникулярного времени детей и подростков, презентации, фильмы и другие.
Законы каникулярной школы «Лидер» едины для всех смен:
      Закон точного времени.
      Закон доброты.
      Закон порядочности.
      Закон дружбы.
      Закон безопасности.
      Закон взаимовыручки.
Заповеди:
      Отряд – одна семья.
      Один за всех и все за одного.
      Порядок - прежде всего.
      Каждое дело вместе
      Все делай творчески, а иначе зачем?
      Даже если трудно, доведи дело до конца.
      Чистота – залог здоровья.
Критерии эффективности программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место и с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях.
Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Наличие опыта реализации
Учитывая опыт проведения каникулярной школы «Лидер» прошлых лет, можно с уверенностью сказать, что программа каникулярной школы «Лидер» на 2016-2017 учебный год, построенная в форме КТД, даст положительные результаты. Данная программа закрепит результаты прошлых лет, и даст толчок к развитию новых творческих и интеллектуальных способностей детей. Программа построена так, что при доработке её вполне можно использовать как воспитательную систему отдельно взятого детского общественного объединения во время учебного года. Также идея может смело использоваться при работе детских творческих объединений.
Планирование работы каникулярной школы «Лидер»
При составлении плана работы на каждую смену каникулярной школы «Лидер» учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе каждой смены планируется активно задействовать социум села.
В организации каникулярного отдыха детей выделены 4 периода:
Период Тема Основные мероприятия
Осенние каникулы  «Пока мы едины — мы непобедимы!» КТД «Мы единая команда»:
Открытие смены «Здравствуйте это «Мы»
Деловая игра «Лидер и его команда»
«Исторический экран» (кинолекторий)
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (День народного единства);
Игра-квест «Я – следопыт»
Зимние каникулы 2017 год – Год экологии и особо охраняемых природных территорий РФ
Международный год устойчивого туризма в интересах развития.
КТД «Экологический КВН»:
Открытие смены «Здравствуйте это «Мы»
Игра-квест «Экологическая тропа»;
Творческие мастер-классы;
Интеллектуальная игра по экологии «Северные вечера» (аналог «Подмосковные вечера»)
Игровая праздничная программа «Новогодний КВН»
Весенние каникулы «Я – Будущее России» КТД «Твой правильный выбор»:
Открытие смены «Здравствуйте это «Мы»
Интеллектуально-правовая игра «Закон и порядок»;
Презентация «Электронное портфолио абитуриента»
Мастер-классы «Путешествие в мир профессии»
Деловая игра «Мой профессиональный выбор»
Концерт закрытия «Мы будем вместе»
Летние каникулы «Здравствуй, лето!» Подпрограмма летней оздоровительной профильной смены «Солнечный экспресс»
Подпрограмма летней оздоровительной профильной смены «Большое космическое путешествие»
Психологическая работа
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей внутри отрядов проводятся:
Коммуникативные игры;
Диагностика – вводная и заключительная;
Экран успешности;
Тренинги;
Деловые игры - практикумы и другие.
Мероприятия
Деловая игра Лидер и его команда;
Деловая игра «Фирма»;
Практикум «Создание пресс - центра»
Обучающая игра «Организаторское лото»;
Практикум диспут «Имею право»;
КТД «Звуки природы»;
Исследовательская игра «Общественное мнение» и другие.
Досуговые мероприятия:
Здравствуйте это «Мы»;
Один день в армии;
Музыкальный марафон;
Что? Где? Когда?
Экологический интеллектуальный конкурс;
«Эрудит – шоу» интеллектуальный конкурс;
Творческий конкурс «Кто во что горазд»;
Творческие литературно-музыкальные программы и другие.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия
Патриотическая игра «Зарница»;
День Бегуна;
Походы на природу;
«Веселая дорога» спортивный час;
«Безопасное колесо» спортивно – интеллектуальный конкурс.
Ожидаемые результаты  работы каникулярной школы «Лидер»
● знакомство с разнообразными формами отдыха; ● навыки свободного общения со сверстниками; 
●знакомство с разнообразными видами игровой, творческой деятельности; 
●овладение основными понятиями здорового образа жизни;● умение анализировать и корректировать собственную деятельность и деятельность временного детского коллектива; ● способы индивидуального и коллективного творчества, навыки коллективно-творческой деятельности; ●навыки самоуправления: осуществление функций организатора, вожатого;
●умение работать в творческих группах, нести ответственность за проводимые дела.
Критерии эффективности программы
Постановка реальных целей и планирование результата программы;
Заинтересованность педагогов в реализации программы;
Благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах;
Удовлетворенность детей и родителей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
Творческое сотрудничество педагогов и детей;
Желание участвовать в работе каникулярной школы «Лидер» на следующий учебный год. 
Организация управления программой, контроль за ходом её реализации
Управление деятельностью всех участников  программы выполняет функции:
*Информационно-аналитическую;
*Планово-прогностическую;
*Организационную;
*Диагностическую.
Организацию и коррекцию деятельности по реализации программы осуществляет руководитель смены. Итоги реализации программы проводятся один раз в год,  на совещании при  директоре   по итогам работы за четыре смены.
Система мониторинга реализации программы каникулярной школы «Лидер»
       Для оперативного анализа процесса реализации программы, прогнозирования, необходимой корректировки и планирования управленческих действий необходим мониторинг – систематические стандартизированные наблюдения и отслеживание функционирования и развития системы. С этой целью необходим периодический сбор информации по единым критериям.
Итоги работы по программе каждой тематической смены можно оценить по следующим показателям:
В детском коллективе:
уровень соответствия детских ожиданий от смены и их оправданности (анкетирование детского коллектива в начале и в конце каждой смены);
уровень изменения знаний по тематике смены (общее тестирование, итоговые тестирования на тему оценки детьми проведённых мероприятий);
уровень психологического комфорта детей (мониторинг психологического состояния);
процент активно участвующих в мероприятиях и общественной жизни коллектива от общего количества детей;
количество предложенных детьми и реализованных проектов на протяжении смены.
  
Диагностика осуществляется в несколько этапов:
на начальном этапе будет происходить сбор данных о направленности интересов ребёнка, мотивации деятельности и уровень готовности к ней (тесты, анкеты, игры);
промежуточная диагностика позволяет корректировать процесс реализации программы и определить искомый результат с помощью аналогии и ассоциации:
итоговая диагностика помогает оценить результаты реализации программы (опрос, тестирование, анкеты). 

Диагностика настроения осуществляется педагогом-психологом с первого дня работы каждой смены каникулярной школы «Лидер»  
Приоритетным направлением при работе с детьми в каникулярный период является определение эмоционального настроя участников смены.Диагностический материал представлен в виде картинок – смайлов. Смайлы делятся по цвету - белый, серый и черный, который позволяет определять положительные и отрицательные эмоции детей к проведённым мероприятиям. Если эмоции положительные, то картинка-приведение белая (либо серая, если что-то не понравилось), если эмоции негативные, картинка черная. В этом случае руководителю необходимо выяснить причину такого состояния ребенка. 
Список использованной литературы
1. Баталова И.В. Программа тренинга конфликтной компетентности подростка// Классный руководитель-2006-№3.-С.80-92.
2. Возьмитесь за руки, друзья!: Материалы программы СПО-ФДО «Игра – дело серьезное»/ Составитель Фришман И.И. - Москва: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1996 г.
3. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. - М.:ВАКО,2008.-112 с.
4. И мастерство, и вдохновенье./ Сост. Р. Ж. Харисова – Набережные Челны, Городской центр детского творчества, 2004 г. -112 с. (Опыт педагогического творчества).
5. Комплекс учебно-демонстрационных игр образовательного проекта «Достижении» для педагогов и детей. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004 г.
6. Мастер общения / С. Касаткин - Санкт-Петербург , 2001 г.
78. Мы – будущее России! – Омск, 1999 г.
9. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №2/2001, №2/2002, №1/2003,№3-№4/ 2006 г.
10. Пескова М.Е. «Школа жизни». Программа занятий с классом.// Классный руководитель-2007-№3.-С.93-113.
11. Программа «Лидер»/ Отв. за выпуск Кочергин В.Н. - Москва: НПЦ Совета
СПО-ФДО, 1992 г.
12. Психологический тренинг с подростками/ Л.Ф.Анн.- СПб, 2003 г.
13. Психология общения: Тесты, упражнения, игры./ Сост. О.Г. Кирилловой. - Йошкар-Ола: Изд-во МИО, 1996 г.
14. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора/ Методическое пособие для организаторов детского движения. - Москва, НПЦ Совета СПО-ФДО, 1996 г.
15. Торосян С.С. Цикл классных часов «Новый домострой». Праздники, торжества, вечеринки: как их организовать//Классный руководитель-2005-№3.-С.85-96
16.Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения//Классный руководитель-2003-№1.-С.100-116.
17.Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников//Классный руководитель-2007-№3.-С.39-71.
18. «Я и мы». Программа в помощь организаторам и лидерам детских организаций и объединений, педагогам и родителям/ Отв. за выпуск Кочергин В.Н. - Москва: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1992 г.