Долговременный проект «Мой род в истории» в системе воспитательной работы с классом


Долговременный проект «Мой род в истории» в системе воспитательной работы с классом
( Из опыта работы классного руководителя)
Автор: Терехова Юлия Борисовна
Учитель МБОУ СОШ № 25 с УИОП
Г. Каменск-Уральский
Актуальность темы:
Воспитательные проблемы:
отсутствие знаний у воспитанников о своём происхождении, родословной, и понимания их ценности;
утрата чувств патриотизма, любви к своей «малой родине», родному городу, своей семье у подрастающего поколения;
Образовательные проблемы:
недостаток знаний у молодёжи по мировой истории и истории Отечества;
интеллектуального развития учеников.
Данный проект осуществляется в рамках концепции доктора исторических наук А.Г.Мосина по учебному пособию для основной школы «Мой род в истории», автор и составитель А.Г. Мосин, - М., ООО «ТИД - М – 74 «Русское слово» - РС», 2006 – 328с.
Участники проекта – учащиеся 5 – 9 классов, которым руководил данный классный руководитель.
Объект исследования:
Малоизвестные факты истории семей, жизни знакомых и незнакомых родственников, поиск неизвестных членов семьи, в перспективе – составление родословной и создание генеалогического дерева своего рода каждого воспитанника.
Гипотеза:
Знакомясь с историей своего рода в контексте российских и мировых событий учащиеся смогут прикоснуться к процессу генеалогических исследований, понять и оценить роль своих дедов и прадедов в истории Отечества, развитии родного Урала, своего города. Это позволит решать проблемы духовного, нравственного, интеллектуального развития и саморазвития учеников, воспитывать у них чувства признательности, любви и уважения к старшему поколению, своим «корням», патриотического воспитания молодежи, актуализировать их знания в области не только истории, но и других предметов.

Содержание проекта:
В проекте (учебном пособии «Мой род в истории») рассматриваются:
Знаменательные мировые, российские события, а также вехи истории Урала, выдающиеся достижения в области науки, литературы, искусства на протяжении трёх веков, начиная с 1700-го года;
Ученикам предлагается написать историю своего рода с этого же периода, для этого на каждой странице книги имеются специально отведённое место «В моём роду», которое он может заполнить информацией об истории своего рода в этот период времени;
Начиная с 2005-го года, в книге содержатся пустые страницы, нацеливающие ученика на написание не только истории своего рода в этот период, но и заполнение разделов «В мире», «В России», «На Урале», что будет способствовать развитию интегративного мышления подростка, механизмов его саморазвития.
План внедрения проекта в систему ВР с классом
Начальный этап
Презентация книги «Мой род в истории» в классном сообществе;
методические указания и рекомендации классного руководителя по сбору материалов о членах семьи;
совместно с учениками разработать мероприятия по реализации данного проекта в процессе выполнения которых они смогут написать историю своего рода;
начало сбора материалов.

Промежуточный этап
Активное включение учащихся, родителей, педагогов-предметников, библиотечных и музейных работников в интересную и плодотворную деятельность;
создание истории родов (работа с книгой, написание собственных проектов);
знакомство с историей своего рода одноклассников на классных часах.
Завершающий этап
Работа с Интернет – ресурсами, содержащими генеалогические сведения (в частности с сайтомСоставление родословной каждого воспитанника;
По желанию составление своего генеалогического дерева;
Написание разделов книги «В мире», «В России», «На Урале», начиная с 2005-го года.
Ожидаемые результаты:
Осознание воспитанниками ценности семейных и родственных отношений, значимости сохранения и приумножения семейных реликвий, традиций, династий;
Воспитание любви и уважения к престарелым людям, ветеранам войны и труда;
Воспитание любви к уральскому краю, родному городу, своим истокам;
получение социально-позитивного жизненного стиля у учащихся с устойчивыми гражданско-патриотическими взглядами;
развитие у учеников умения самостоятельно работать с учебной (более сложной), научно-популярной литературой и с системой Internet;
возникновение и развитие у учеников интереса к краеведению;
организация досуга учеников.
С 2006-го года в систему своей воспитательной работы я включила интерактивный проект «Мой род в истории». Включение этой интерактивной программы позволяет под моим руководством воспитуемым совместно с родителями, учителями, библиотечными работниками изучать историю своего рода в контексте российских и мировых событий. Первый положительный опыт этой программы – успешное участие моего ученика, Кондакова Алексея, на городском фестивале «Каменный пояс»(2007 год) в городском центре детского туризма и краеведения, где он представил свою родословную с начала 20 века по сегодняшний день.