Образовательная программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»





Утверждено педагогическим советом Протокол № ____ от ______________

Утверждаю: _____________________
директор МОУ ДО «ДДТ» Комарова О.Г.




Программа
«Подготовка к школе»


Срок реализации – 1 год
Программу составила
педагог дополнительного образования
Вершинина К.Б.

















Осташков, 2015 г




Паспорт программы

Наименование программы: «Подготовка к школе»

Направление программы: социально – педагогическое

Область деятельности: дошкольное образование

Тип образовательной программы: адаптированная программа

Срок обучения: 1 год

Возраст обучающихся: 5 – 6 лет

Количество обучающихся: 12 – 15 человек

Область реализации программы: образовательная

Цель программы: формирование УУД, способствующих готовности и возможности к непрерывному образованию у обучающихся 5 – 6 лет

С какого года реализуется: 2015 год


Содержание программы:

Пояснительная записка
Цели и задачи обучения
Методы и формы обучения
Ожидаемые результаты УУД
Тематический план занятий по предметам
План воспитательной работы
Материально – техническое обеспечение, литература












Пояснительная записка
Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной жизни. Дошкольник накапливает потенциал, строит фундамент для будущих знаний. И чем он прочнее, тем глубокими они будут потом.
Дошкольное образование – это, прежде всего воспитание, где в основе метод – игра. Ребенок готовиться психологически, развивается физически и эмоционально, познает мир, себя в этом мире. Дошкольный возраст – это ранний этап социализации, это период рассвета творчества. Любые его проявления развивают эмоциональность, делают ребенка открытым, добрым, чувствительным к окружающей жизни. Развитие речи, развитие крупной и мелкой моторики, музыка, танец, рисование, лепка, аппликация – вот с чего необходимо начинать обучение в дошкольном возрасте.
Необходимость создания кружка «Подготовка к школе» социального заказа родителей и педагогов.
У дошкольника могут быть сформированы следующие психические познавательные процессы:
- восприятие (цвета, величины, фигуры, пространства, звуков и т.д.);
внимание (объем внимания 3-4 фигуры, предмета, объекта при одновременной демонстрации; устойчивость внимания 5-7 минут), сформировать произвольное внимание;
память (научить самым простым приемам запоминания: с помощью создания образов, группировка материала по смысловым частям, выделение главных и второстепенных деталей;
мышление (учить делать простые обобщения, т.е. находить сходство в предметах и объединять по выявленным признакам в группы; распознавать различия в сходных предметах и явлениях окружающего мира;
- обращать внимание на цвет, форму, величину и другие средства предметов, учить сравнивать;
- объяснять причину и результат явлений происходящих вокруг;
запас собственных знаний о жизни, из жизни, словарный запас должен достигать 4-5 тыс. слов; сведения и информация должны быть логически связаны между собой.
Дошкольник имеет возможность соответствовать определенному физическому, эмоциональному и социальному развитию.
Социальная зрелость – потребность детей в общении со сверстниками и
взрослыми; умение подчиняться определенному режиму. Ребенок не должен
тревожиться при встрече с педагогом. Учить ребенка считаться с мнением
окружающих, вежливому поведению со старшими, воспитывать адекватное,
правильное поведение, культуру общения (на занятиях, в играх, при
общении, на совместных праздниках, ежедневно). Учить ребенка сдерживать себя, управлять своим поведением. Учить детей доводить начатое дело до конца.
Важное место занимает:
- развитие речи - обогатить речь, учить детей осмысленно говорить, привить любовь к чтению книг; наличие библиотечки в семье, обмен книжками; навыки культурного обращения с книгою, приучить беречь книгу, развивая речь детей, использовать произведения устного народного творчества, произведения русских писателей, советских, зарубежных (хрестоматии для детей дошкольного возраста);
раннее обучение чтению;
словотворчество;
грамматика и развитие речи.
развитие крупной и мелкой моторики:
крупная моторика – умение прямо и твердо ходить, бегать, прыгать, точно
ловить и кидань мяч, носить легкие вещи, предметы, застегивать пуговицы и завязывать шнурки;
мелкая моторика - владеть ножницами, карандашом, кисточкой, иголкой»
Отсюда занятия рисованием, лепкой из пластилина, конструирование, оригами, штриховка.
математическая ступенька введение в мир математических понятий и законов, развитие логического мышления, формирование математических умений и навыков, временные представления, пространственные отношения, классификация предметов; игры; «Что изменилось?», «Найди отличия» и т.д.;
воспитание любви к природе мир вокруг нас (расширение сознания и кругозора, воспитание экологической культуры, изучение природных явлений, формирование исследовательских навыков? наблюдение, описание, простейшие опыты, формирование отношения к природе, как дому человечества);
взаимодействие - атмосфера добра, доверия, взаимопонимания;
педагог-семья между педагогом и родителями. Следующие формы взаимодействия?
родительские собрания
родительские практикумы
совместные дела: праздники, концерты, посещение и просмотр спектаклей;
искусство и культура - знакомство, погружение в мир культуры и искусства, развитие художественного вкуса, развитие творческого мышления на занятиях изобразительной деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование);
здоровье физкультминутки на занятиях. Человек и сезонные изменения в природе, занятия ритмикой; прогулки в парк, в Житное, сезонные экскурсии в природу.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Ставит детей в равные стартовые возможности, учит нестандартному мышлению, развитию творческой индивидуальности.














Цели и задачи обучения.

Цель данной программы – подготовить детей к начальной школе. В «Малышкину школу» принимаются дети, не посещающие детские дошкольные учреждения (домашние). А также дети, посещающие дошкольные учреждения, но которым необходимы дополнительные занятия, общение со сверстниками.
Дети принимаются в возрасте 5-5,5 лет. По заявлению родителей, при наличии мест, принимаются дети другого возраста (6-7 лет).

Задачи:

1. Создать ребенку условия радостно и содержательно прожить этап подготовки к школе.
2. Ввести каждого ребенка в детский коллектив, включить в содержательную, соответственную деятельность.
3. Способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию.
4. Развивать речь детей.
5. Приобщать к труду, знаниям, основам морали.
6. Научить ребенка общаться со сверстниками и со взрослыми.
7. Формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру и старшим.
8. Величайшая задача дошкольного образования – научить ребенка радоваться жизни, дать ему хорошее физическое развитие, научить каждый день открывать что-то новое, развить высокое, светлое восприятие этого мира, открыть душу, сердце, глаза, уши ребенка.

Методы и формы обучения.
Программа рассчитана на один год обучения.
Методы освоения содержания программы:
- объяснительно – иллюстративный;
- метод проблемного изложения в обучении;
- частично – поисковый.
Основными формами работы являются:
- групповое занятие;
- дидактические игры;
- игровые упражнения;
- творческие занятия.

Форма занятий комбинированная. Комплексные учебные группы создаются с целью знакомства обучающихся с различными областями знаний, науки, искусства, для их самоопределения и выбора вида деятельности, для дошкольного обучения.




Ожидаемые результаты.

В процессе обучения дети получат возможность приобрести знания и умения необходимые для дальнейшего обучения в школе:
- научиться общаться и уметь работать в коллективе;
- научиться читать и решать простейшие математические задания;
- развивать мелкую моторику рук (путем работы с пластилином, красками, бумагой и т.д.);
- активно участвовать в жизни коллектива, проявляя индивидуальные способности;
- выработать желание и потребность учиться в школе;
- получить равные стартовые возможности.

Личностные универсальные учебные действия (УУД)

У обучающихся будут сформированы:
- интерес к разнообразным видам творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес в процессе обучения;
- адекватное понимание причин успешности (неуспешности) обучения в школе, творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД)

Дошкольник научится:
- адекватно воспринимать требования и оценку педагога;
- осуществлять пошаговый ход действий при выполнении заданий;
- радоваться достижениям и открытиям себя и товарищей.

Дошкольник получит возможность:
- не бояться проявлять себя в равных видах деятельности;
- проявлять познавательную инициативу;
- учиться самостоятельно находить варианты решений задания.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Дошкольник учится:
- формулировать собственное мнение;
- уметь слушать и слышать товарищей по коллективу;
- уметь договариваться и совместно решать с детьми поставленные задачи;
- уметь правильно формулировать свои вопросы и делать правильные умозаключения;
- пополнять словарный запас и развивать устную речь.

Познавательные универсальные учебные действия (УУД)

Дошкольник сможет научиться:
- анализировать, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию;
- устанавливать причинно – следственные связи;
- учиться строить рассуждения (рассказ о событии, рассказ по картинке, иллюстрации);
- учиться высказывать свою точку зрения.

Дошкольник получит возможность научиться:
- радостно и содержательно прожить этап подготовки к школе;
- читать, развивать речь, пополнять словарный запас;
- считать и решать несложные математические задания;
- общаться со сверстниками и взрослыми;
- получить равные стартовые возможности для дальнейшего обучения в школе;
- поверить в себя, научиться видеть в себе личность, плавно войти в социум


































Тематический план занятий.

Виды деятельности.
Количество часов в месяц.
Количество часов в год.

1.Ознакомление с окружающим миром.
Раз в неделю как часть занятий.


2. Ступенька «БУКВОГРАД».
7
56

3.Ознакомление с художественной литературой.
Раз в неделю как часть занятий.


4. Ступенька «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ»
3
24

5. Изобразительная деятельность:


- Аппликация.
3
24

- Рисование.
3
24

- Лепка.

2
16

- Конструирование (Конструктор, Лего, Оригами).
2
16

ИТОГО:
20
160













ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ С
дошкольниками
«Буквоград»
(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)

Содержание работы
1 полугодие
(количество
часов)
21 час
2 полугодие
(количество
часов)
35 час
Всего за год
(количество
часов)
56 час

1. Ознакомление с
окружающим
миром:


- С предметным
окружением
4
5
9

- С окружающей
природой
3
5
8

2. Развитие речи.
(Формирование
словаря,
грамматического
строя речи)
8
15
23

3. Воспитание
звуковой культуры
ежедневно
ежедневно
ежедневно как
часть занятий

4. Ознакомление с
произведениями худ.
литературы
3
5
8

5. Разучивание
стихотворных
текстов
3
5
8

6. Подготовка руки
к письму
(штриховка,
печатание букв,
слогов, предложений,
упражнения на
развитие мелкой
моторики )
ежедневно
ежедневно
ежедневно как
часть занятий







Математика
(Развитие элементарных математических представлений)

Содержание работы на первое полугодие.

Содержание.
Количество часов.

1. Счет в пределах десяти (прямой и обратный счет.)
постоянно.

2. Счет на слух, по осязанию.
постоянно.

3. Порядковый счет в пределах десяти.
2 час

4. Знакомство с цифрами (по мере ознакомления с числами).
в течение года

5. Предыдущие и последовательные числа в пределах десяти.
1 час

6. Счет парами (вперед - назад) в пределах десяти.
1 час

7. Состав чисел в пределах десяти.
З час

8. Геометрические фигуры.

2 час

9. Ориентирование на листе клетчатой бумаги.
постоянно.

ИТОГО:
9 час


Содержание работы на второе полугодие.
Содержание.
Количество часов.

1. Ознакомление со знаками («больше», «меньше», «равно», «плюс», «минус», знаки: ?, !.
4

2. Измерение с помощью условной мерки.
2

3. Счет до двадцати (принцип образования чисел в пределах двадцати).

5

4. Видоизменение форм геометрических фигур.
2

5. Ориентирование во времени.
2

6. Задачи, головоломки.
постоянно.

ИТОГО:
15

ИТОГО ЗА ГОД


24

РИСОВАНИЕ.
Виды деятельности.
Первое
полугодие
Второе
полугодие

- Учить различать и правильно
использовать в рисунке цвета и их оттенки
постоянно на занятиях.

- Закреплять навыки работы с акварелью
постоянно на занятиях.

- Учить правильно работать карандашом и
кистью
2
2

- Учить композиционному построению
рисунка
постоянно на занятиях.

- Знакомство с декоративным рисованием.
Элементы декоративного рисования.
3
5

- Учить рисовать предмет с натуры
1
3

- Учить рисовать предметы по памяти и
воображению
3
5

ИТОГО:
9
15

ВСЕГО:
24 час



ЛЕПКА.
Виды деятельности.
Первое
полугодие
Второе
полугодие

- Учить работать с пластилином (формы:
шар, овал, конус и т.п.) Особенности работы
с пластилином
2
2

- Развивать у детей чувство композиции
(сюжеты – иллюстрации к сказкам)
1
2

- Учить передавать характер движения
фигурки игрушки
постоянно на занятиях.

- Учить лепить фигурки животных, человека
2
3

- Учить передавать пропорции и динамику
действий
1
3

ИТОГО:
6
10

ВСЕГО:
16 час











ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
АППЛИКАЦИЯ.
Виды деятельности
Первое
полугодие.
Второе
полугодие.

Учить работать с ножницами.
постоянно на занятиях.

Учить работать по трафарету.
2
2

Учить вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой.
2
4

Учить составлять узор из геометрических фигур и растительных форм.
2
4

Учить сочетать приемы вырезания ножницами с приемами обрывной аппликации.
1
2

Учить составлять праздничные открытки.
2
3

Учить композиционному построению аппликации.
постоянно на занятиях.

ИТОГО:
9 час
15 час

ВСЕГО:
24 час


КОНСТРУИРОВАНИЕ И РУЧНОЙ ТРУД (конструктор, оригами).
Виды деятельности
Первое
полугодие.
Второе
полугодие.

Работа с мозаикой, «ЛЕГО».
1
1

Работа с конструктором.
1
1

Работа с природным материалом.
1
2

Оригами.
3
6

ИТОГО:
6 час
10 час

ВСЕГО:
16 час



Расписание на месяц ( примерное )

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

1.Обучение грамоте 2.Рисование
1 .Обучение грамоте 2. Лепка
1 .Обучение грамоте 2.Рисование
Математика
2.Конструирование

1 .Обучение грамоте
2.Математика
3.Аппликация
1 .Обучение грамоте 2.Математика 3 .Конструирование
1.Обучение грамоте 2. Аппликация 3 .Лепка
1.Обучение грамоте 2. Аппликация 3 .Рисование


Количество занятий в месяц ( 20 занятий )

Название занятий
Количество
часов

Обучение грамоте
7

Математика
3

Рисование
3

Аппликация
3

Лепка
2

Конструирование
2

Итого:
20
















План воспитательной работы
Дата
Содержание работы
Отметка о выполнении

май-
август
Комплектование группы


в течении года
Консультации для родителей





сентябрь
Родительское собрание


октябрь
Праздник Осени


ноябрь
Праздник Матери


декабрь
Новогодняя елка


январь
Открытые занятия для родителей


февраль
Турнир мушкетеров





март
Учим стишки для мам и бабушек, делаем поделки Праздник «С Днем 8 Марта»


май
Праздник выпуска в школу



ВАШ РЕБЕНОК ПОЗНАЕТ МИР.
Малыш подрос, и он начинает активно познавать мир и самого себя, Задавая вам бесконечные вопросы.
Здравствуй возраст ПОЧЕМУЧЕК!!!!!!
Как же помочь ребенку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством меняющейся информации, как отобрать то, что необходимо в данном возрасте, не перегружая его, оставляя время для игр и общения? В этом Вам поможет ЕЕ величество КНИГА!
Важное место на этапе дошкольного детства занимает КНИГА Нужная, своевременная КНИГА поможет и Вам, уважаемые родители.
Книги для детей: небольшие по объему рассказы, стихи, сказки, доступные воспитанию любого ребенка дошкольного возраста, детские журналы.

Авторы: Л.Толстой, А.Толстой, Д.Мамин - Сибиряк, Л. Пантелев, Н.Носов, В.Тютчев, А.Фет и др.

Книги для родителей.
1.Бабаева Т.И. “У школьного порога” - М.Просвещение, 1993.
2.13 TOC \o "1-5" \h \z 14Никитин Б.П. “Ступеньки творчества или развивающие игры” М.Просвещения.1991. '
3.Никитин Б.П. "Развивающие игры” - М.: Знания,1994.
4.Цукерман Г.А.”Школьные трудности благополучных детей” М.:
Знание,1989.
5.Маршак С.Я “Веселая азбука”, МД991.
6.Ушинский К.Д “Родное слово”, МД991.
7.Т.Нижегородщева Н.В., Шадриков В. Д. “Психолого-педагогическая готовность
15ребенка к школе.”, Москва,2001.
8.Васильева Н.Ф. Журова Л.У. “Развивающиеся игры для дошкольников”,
популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль,1996.
9.Виноградова Н. Ф. Журова Л. Е.Тотов ли ваш ребенок к школе?!”
Советы педагога. Книга для родителей,
М.1992
10.Ушакова О.С.и др. «Придумай слово. “Речевые игры и упражнения для
дошкольников. Книга для воспитателей и родителей, М.1997.
11.Книги из серии “Детский сад: день за днем” - практическое приложение.












Материально – техническое обеспечение

Методическая литература
Интернет ресурсы
«Букварь» (Н.С. Жукова)
Математические тетради
Материал для изобразительной деятельности (пластилин, альбомы, краски и т.д.)
Наглядные таблицы (по предметам)
Компьютер, проектор, магнитофон, репродукции



Форма подведения итогов.

Выставки работ по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.)
Выступления на праздниках в течении года в МОУ ДО «Дом детского творчества»
Участие в районных мероприятиях (конкурсах, выставках)
Портфолио к концу обучения
Праздник выпуска в школу




























Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
4. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
5. М. Васильева, М. Комарова, В. Гербова, программа воспитания и обучения в детском саду.
6. Журнал «Дошкольное воспитание».
7. Н.Г. Кувашова, Е.В. Нестерова, серия «Дошкольник» - «Методика подготовки детей к школе», 2002 г.
8. Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков, «Психолого – педагогическая готовность к школе», Москва, Г.И.Ц. «Валдос», 2001 г.
9. Т.Б. Мазепина, серия «Мир вашего ребенка, тесты для маленьких умников и умниц», Ростов на Дону, «Феникс», 2005 г.
10. Н.А. Завьялова, Е.В. Лукая, «Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе», Волгоград, 2004 г.
11. А.Я. Миндаль, «Воспитание и развитие личности подростка», Москва 2007 г.
12. Л.И. Архарова, Л.К. Гребенкина, С.Б. Демидова, центр «Педагогический поиск», 2004 г.
13. С.А. Шин, издательство «Феникс», 2003-2004 г.г.
14. В.П. Шашина, «Методика игрового обучения», изд. «Феникс», Ростов на Дону, 2005 г.











15