Урок познания мира 1 класс «Я и ягодка моя, в окружении меня»


«Я и ягода моя, в окружении меня». 1 класс познание мира
Снопкова Т.Н. учитель начальных классов, второй категории, Кабанбайской средней школы №1, а.Кабанбай.
Цели:
1.Научить распознавать наиболее распространенные ядовитые растения Казахстана; продолжить знакомство с разнообразием растений, питательными и целебными свойствами ягод.
2.Развивать внимание, память, устную речь.
3.Воспитывать бережное отношение к природе, к окружающему миру.
Тип: урок путешествие.
Методы: словесные, наглядные , практические, частично-поисковые.
Оборудование: учебник «Познание мира» С. Жунусова, К.Аймагамбетова, Н.Нурахметов, слайды, корзинка, иллюстрация ягод, сигнальные карточки, памятка «Правильно собирай ягоды», таблица «Съедобные» «Несъедобные».

Ход:
1.Организационный момент:
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
2.Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
1. Учитель читает загадки, учащиеся отгадывают.
А) Две сестры весною зелены: летом одна краснеет, а другая чернеет.(Красная и черная смородина).
В) Куст в колючках, словно еж,
А раздвинь колючки -и жемчужины найдешь. (Крыжовник)
В)Красная ступка, белый пестик.(Малина)
3.Работа со словарем.
Учащиеся обращаются к словарю С,И. Ожегова и находят сведения о слове малина.
-Не жизнь, а малина. О чем так говорят? (О хорошей, привольной жизни)
В какую страну мы сегодня совершим путешествие?
(В ягодную страну)
4.Работа в группах.
Каждая группа придумывает рассказ-загадку о какой -ни будь ягоде. Затем, в порядке очереди, определенной до этого с помощью считалочки, описывают форму,цвет, вкус ягоды.остальные группы должны угадать, о какой ягоде идет речь.
5.Осознание осмысление учебного материала.
-Могут ли ягоды принести человеку вред?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Чтение рассказа «Ландыш». (Обсуждение прочитанного материала)
-Что вы узнали из рассказа? Почему он носит такое название?
Внимательно рассмотрите слайд «Несъедобные ягоды» Растут ли эти растения в нашем крае?На какие 2 группы можно разделить ягоды?
6.Решение проблемы.
-Если ягоды ядовиты для человека, надо ли их уничтожать?
Выслушиваются ответы учащихся.
-Конечно нет! Из многих несъедобных ягод делают лекарства, другими питаются птицы, насекомые..Они им вреда не приносят.
7.Практическая работа в парах.
Учащиеся рассмотрев слайды, должны разделить ягоды на две группы;
Съедобные и несъедобные.
Чтение теста в учебнике.
-Что вы узнали нового из этого текста? (Нельзя пробовать на вкус ягоды, о которых мало знаешь. Они не только не мыты, но и могут быть ядовиты.)
8.Работа в творческих группах. Составление правил сбора ягод, которые сообщают лидеры.
Физминутка:
Алина шла, шла, шла,
Алина ягодку нашла,
В корзинку положила
И дома маму угостила.
9.Примененеие знаний и умений, полученных на уроке.
Игра «Верно- неверно».
Учитель читает предложения, в которых «подвох», а учащиеся работают сигнальными карточками: зеленая – верно, красная - неверно.
*С куста собираем все ягоды, не оставляем ни одной.
Надо бережно относится к дарам природы.
*Собираем ягоды земляники с кустиками. Это так красиво.
*Собираем ягоды осторожно, чтобы не повредить растение.
*Собираем ягоды около железных и автомобильных дорог.
*Пробуем незнакомые ягоды на вкус.
Надо же знать вкусные они или нет.
*Едим только мытые ягоды.
Анализ противоречивых утверждений:
«Почему нельзя пробовать незнакомые ягоды? Почему нельзя собирать ягоды земляники с кустиками? Почему нельзя собирать ягоды около железных и автомобильных дорог?
10.Закрепление материала урока. Самостоятельная работа в дневниках наблюдений. «Наши ягоды»(раскрашивание рисунков ягод)После выполнения работы, проводится взаимопроверка.
11.Рефлексия.
-Что нового сегодня узнали на уроке? (Узнали о питательных и целебных свойствах ягод.)
-Чему научились на уроке? (Научились распознавать наиболее распространенные ядовитые ягоды своего края. Научились правильно собирать ягоды и бережно относится к природе.)
Достигли ли мы целей, которые поставили перед собой? Что помогло нам их достигнуть?
12.Самооценка:
-Сегодня на уроке мы провели прекрасную совместную работу.
На «Дерево успеха» учащиеся фиксируют цветовые сигналы: красный сигнал- тема урока усвоена; зеленый сигнал-тема усвоена, но есть пробелы; синий сигнал- тема усвоена плохо.
13.Домашнее задание: выучить правила сбора ягод; объяснить почему каждому человеку нужно знать эти правила.
Вручение каждому ученику памятки «Правильно собирай ягоды».