Программа дополнительного образования курса «История христианства и Россия» для учащихся общеобразовательных школ (2 года обучения)


Программа дополнительного образования
курса
«История христианства и Россия»
для учащихся общеобразовательных школ
(2 года обучения)
Составила: Гаан Лилия Николаевна
учитель истории, первая категории
Бобровской школы №3 МКОУ БСОШ №3
домашний адрес: г.Бобров,
Воронежская область
ул. Пушкина 66.
2014 год.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа дополнительного образования «История христианства и Россия» составлена для учащихся 8-9классов (детей 13-14 летнего возраста) общеобразовательной школы и рассчитана на 2 основных этапа в соответствии с годами обучения:
1-й этап – это изучение основ христианства и истории православия в контексте допетровской Руси. Так же на 1 этапе изучается история зарождения христианства и его развитие до принятия христианства Русью.
2-й этап рассматривает судьбу православия в России в XVIII-XIX вв, а также особый упор делается на судьбу русской церкви в ХХ веке.
Особенностью данной программы является то, что она позволяет преодолеть некоторые сложившиеся стереотипы в сознании подростка на, казалось бы, давно известные события. Ко времени изучения курса учащиеся в основном уже знакомы с историей России, а последние занятия второго года обучения почти совпадают с уроками истории по данной теме, что позволяет наиболее полно усвоить материал по истории конца ХХ века. Ососбое внимание в програмее дополнительного образования уделяется краеведческому материалу.
Основными целями данной программы являются:
- духовно-нравственное воспитание учащихся на основе тех ценностей, которые накопила православная церковь за нелегкую историю своего существования, начиная с крещения и до наших дней;
- патриотическое воспитание учащихся на примере того мужества и любви к Отчизне, которую показали на протяжении всей истории существования русской церкви её служители и вдохновленные её примером русские люди;
- осознание учащимися в ходе понимания изучаемого, что в ранее изученном материале можно открыть новые знания, которые меняют общую картину и представления, сложившиеся до этого.
Для осуществления этих целей необходимо решение следующих задач:
Показать какое значение имело православие в жизни России.
Доказать, что именно православие обусловило становление всех цивилизационных ценностей русского народа.
Ознакомить учащихся с церковной историей России в контексте истории страны.
Дать общее представление о христианстве.
Рассказать об истории православия и православных храмах своего родного края.
Решение этих задач должно сформировать у учащихся целостное восприятие истории страны, способствовать гармоничному развитию подростков, а так же выработать у них личностное отношение к истории, которое необходимо для формирования чувства национального самосознания.
Всё это в целом должно помочь в дальнейшем личности подростка противостоять бездуховности, характерной для многих слоев общества современной России.
Для выполнения поставленных задач необходимы следующие условия: наличие пособий по истории христианства в целом, и православного христианства. Учащиеся должны ознакомиться с литературой по данному вопросу. Преподаватель, в свою очередь, должен разработать систему контроля за степенью усвоения материала, а так же иметь необходимый раздаточный материал.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Для выполнения задач, поставленных перед учителем в процессе изучения дополнительного образования, целесообразно использовать следующие методы работы:
1)объяснительно-иллюстрированные – по данному курсу существует множество наглядных пособий (иконы, картины, иллюстрации с изображением монастырей и храмов и т.д.), демонстрация учащимся которых помогает объяснить материал, а так же способствует его усвоению.
2)метод проблемного обучения: а) проблемное изучение материала учителем для создания атмосферы научно-доказательного поискового мышления; б) частично-поисковые или эвристические методы, используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем; в)исследовательские методы, используемые для организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
3)метод стимулирования и мотивации. Различные дискуссии, обсуждения нравственных проблем должны создать на дополнительном занятии такю эмоционально-нравственную атмосферу, при которой у детей вырабатываются убеждения, чувство ответственности и долга.
4) метод контроля и самоконтроля. Используется индивидуальный и фронтальный опрос учащихся, проводится тестирование.
5) метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Подготовка докладов, сообщений, участие в семинарах позволяет учащимся наиболее полно усваивать новый материал.
Формой организации учебных занятий могут быть, как традиционные (экскурсии, лекции, семинары), а так и нетрадиционные типы уроков (диспуты, конференции, путешествия) в зависимости от выбора преподавателя.
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Программа рассчитана на обучение группы из15-20 человек.
На первом этапе работы по изучению христианства в истории допетровской России предполагаются следующие формы занятий. Так как изучение этого материала предполагает углубление в курс средневековой России, с её особыми цивилизационными ценностями, зачастую недоступными, плохо понимаемыми современными школьниками, то основной формрй работы должны быть как групповые, так и индивидуальные беседы с учащимися. Для развития познавательной деятельности желательно организовывать экскурсии в местные храмы и монастыри. Индивидуальной формой обучения может быть написание и защита рефератов.
На втором этапе обучения, уже более доступной для восприятия учащимися ( когда уже появляются определенные навыки работы), желательна работа по подгруппам. Это могут быть диспуты, семинары, где учащиеся могут отстаивать различные точки зрения. Например: «Роль Петра Великого в истории православия: положительное и отрицательное»
Могут также даваться индивидуальные творческие задания. Например: «История моего храма».
Для успешной реализации программы необходимо наличие преподавателя с особой подготовкой. Это должен быть или учитель истории, прошедшие курсы по «Основам православия» или священник местного храма при условии наличия у него высшего богословского образования. Желательно также наличие специально оформленного кабинета.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Факультативный курс «История христианства и России»
I год обучения «История христианства и допетровская Русь» (34ч.)
№ темы Тема Кол-во
часов
1 Православие –духовная основа жизни русского народа.
Проблема веры в жизни современного общества. Безверие, как оскудение духовной сущности русского человека. Атеизм как антитеза христианства. Замена православия культом вождей в годы социализма и духовное обнищание русского народа. 2
2 Зарождение христианства.
Библия – священная история еврейского народа. Взаимосвязь Ветхого и Нового Завета. Библия как источник общечеловеческих духовных ценностей. 3
3 Христианство и античный мир.
Ценности античного мира и христианство. Деяния Апостолов и Иоан Златоуст. Гонения на христиан при Нероне, Деции и Диоклетиане. Великомученники. Миланский эдикт и отмена гонений. 4
4 Христианство в период раннего средневековья.
Эпоха Вселенских Соборов: исторические причины созыва, время, место, участники. Символы веры, догматы, правила, составленные на Соборах. Борьба христианства и язычества в странах западной Европы.
Империя Карла Великого. 3
5 Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Житие братьев. Историческое значение их просветительской деятельности. 1
6 Крещение Руси.
«Повесть временных лет» преподобного Нестора Летописца. Деяние равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира. Памятники церковного искусства Руи в 11-12 вв. Историческое значение принятия христианства для Руси. 2
7 События 1054 года. Восточная и западная церковь. Расхождение в догматах и Символ веры. Историческое развитие раскола церкви на православную и католическую. 2
8 Крестовые походы католической церкви. Причины необходимости проведения крестовых походов для католической церкви. Разграбление Константинополя. Проходы Ливонского ордена Меченосцев на Русь. Подвиг равноапостольного князя Александра Невского. 9. Русская церковь в период междуусобиц. Великомученники Борис и Глеб. Объединяющая сила православия. Роль третейского судьи между спорящими сторонами. Православие и Московские князья. Отношения с Константинополем. 3
10. Монголо-татарское нашествие.
Роль русской церкви в организации борьбы против монголо-татар. Жизнь князя Дмитрия Донского. Куликовская битва. Андрей Рублев и икона Святой Животворящей Троицы. Сергеева Лавра как духовный центр Русской православной церкви. 5
11. Роль православия в объединении русского государства вокруг Москвы.
Церковное возвышение Москвы. Миссионер-святитель Стефан Пермский. Автокефалия русской православной церкви. Учреждение патриаршества. Канонизация святых. 2
12. Русская церковь в 15 – начале 17 века. Противостояние монашества разгулу опричнины. Смутное время. Борьба с католичеством. 1
13. Раскол русской церкви при патриархе Никоне.
Личность Никона. Протопоп Аввакум. Сущность раскола. Причины опалы Никона. Исторические последствия раскола. 2
14. Итоговые повторения курса. 1
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ. ИСТОРИЯ РОССИИ И ПРАВОАСЛАВИЯ С ПЕТРОВСКИХ ВРЕМЕН И ДО НАШИХ ДНЕЙ. (34 Ч)
№ темы Тема Кол-во часов
1 Петр Великий и православная церковь. Упразднение патриаршества. Реформы Петра. Учреждение Синода. Значение обер-прокурора Святейшего Синода. Святитель Митрофаний Воронежский. 2
2 Русская церковь в XVIII веке. Судьба монастырей в
XVIII веке. Екатерина II и русское духовенство. Святители Дмитрий ростовский, Иоан Тобольский и Тихон Задонский. Духовные семинарии в XVIII веке. Русско-турецкие войны. Канонизация в 2001 году адмирала Федора Ушакова. 2
3 Православие в XIХ веке. Возрождение монашества и старчества. Роль русской церкви в русско-французской войне 1812 года. Святители Филарет, Игнатий и Феофан, Тихон Задонский. Миссионерство в Сибири. Храм Христа Спасителя. Оптина пустынь. Крымская война. Появление института сестер-милосердия. 3
4 Накануне революции. Деятельность Иоанна Кронштадтского. Царская семья и православие. Прославление Серафима Сарофского. Милосердие Великой княгини Елизаветы Федоровны. 2
5 Большевики у власти. Судьба царской семьи. Споры
вокруг канонизации. Атеизм большевиков. Отрицание божьих заповедей, как прелюдия к геноциду русского народа. Гонение на православие и закрытие церквей. Всероссийский поместный собор 1917-1918 гг. Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси. Мученики и исповедники русской православной церкви. Репрессии против священников. Судьба Валаамского и Соловецкого монастырей. Глумление над святынями. 5
6 Православная церковь в годы Великой отечественной войны. Помощь фронту и открытие церквей. Начало возрождения православия в годы бедствий и испытаний для страны. 1
7 Православная церковь во II половине ХХ века. Противостояние православия и бездуховности советского общества. Христианство в век НТР. Религия и естественнонаучные открытия. 1
8 Накануне ХХI века.
Перестройка. Её влияние на судьбу русской православной церкви. Борьба православия с проникновением в страну различных западных сект и вероучений протестантского толка.
Опасность таких сектантских течений как баптизм, иеговисты, мормоны, методисты, секта Муна и сатанинские секты. 4
9 Канонизация святых в ХХ столетии. Силуян Афонский, Тихон – патриарх Московский, Андрей Рублев, Феофан Грек, Федор Ушаков, жизнеописания святых. 2
10 Автокефальные православные церкви. История возникновения. Связь с Россией. Болгарская, Сербская, Греческая церкви. 1
11 Русская православная церковь за рубежом. История возникновения. Служение в годы гонений на церковь в СССР. Трудности существования. Разногласия с московской патриархией. 1
12 Особенности церковного искусства. Церковное пение. Тропарь, кондак, акафист. Наиболее почитаемые в России иконы. 3
13 Православие в воронежском крае.
Митрополит Митрофаний Воронежский. Белогорский и Дивногорский монастыри. Алексеево-Окатов женский монастырь. Храмы города Воронежа. 2
14 Храмы города Боброва.
Никольский собор, Троицкий собор, Успенский собор и Покровская церковь. Судьба православных храмов. История строительства. 3
15 Покровская церковь с. Азовки. История строительства храма. Судьба после революции – восстановление и реставрация. 1
16 Итоговое обобщение по курсу. 1
При изучении курса учащимся целесообразно использовать такие источники знаний, как Библию, Закон Божий, доступный для понимания подростков, фрагменты трудов отцов церкви, мемуары и свидетельства современников того или иного события из жизни православной церкви. Они должны использовать местную периодическую печать, особенно газеты местного прихода.
Данная программа дополнительного образования рассчитана также на использование разнообразной литературы, рекомендуемой для изучения православной церковью.
В процессе изучения данного курса учащиеся должны овладеть следующими основными знаниями:
- изучение истории христианства до церковного раскола 1054 года;
- принятие Русью христианства;
- роль церкви в политической жизни России в 11-15 вв;
- история русского патриаршества;
- место православия в истории российской империи;
- гонение на православие при большевиках;
- возрождение православной церкви в конце ХХ века.
Раз в полугодие для проверки результативности знаний предполагает проведение совместного со школьным психологом тестирование для проверки изменений духовно-нравственного уровня учащихся.