«Формирование здоровье сберегающих компетенций учащихся через реализацию социально-образовательных проектов»

«Формирование здоровье сберегающих компетенций учащихся через реализацию социально-образовательных проектов»
НОУ «Православная гимназия
во имя святителя Иннокентия
(Вениаминова), митрополита
Московского» г. Братска
Учитель начальных классов
Кондратюк Татьяна Николаевна

На сегодняшний день в школе проблема сохранения здоровья учащихся является одной из основных, она же продиктована инициативой «Наша новая школа» и ФГОС. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с изменениями в жизни ребенка, освоение им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья. Мы считаем, что необходимо формировать приоритет и культуру здоровья у всех участников образовательного процесса. Предусмотреть все основные аспекты работы школы в области охраны здоровья возможно через формирование в ней здоровье сберегающего пространства. Предоставляю опыт работы по формированию здоровье сберегающих компетенций учащихся через реализацию социально-образовательных проектов.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
В настоящее время проблема популяризации здорового образа жизни является чрезвычайно актуальной. По данным Управления Роспотребнадзора по Иркутской области к наиболее неблагополучным территориям по заболеваемости детского населения относится и г. Братск. Значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников является недостаточная эффективность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью. Многие из выявленных патологий, как заявляют врачи, можно предупредить путем повышения эффективности физического воспитания и популяризации ЗОЖ в образовательных учреждениях.
С 2011 года в НОУ «Православная гимназия» видит свою миссию в создании для каждого ученика возможности реализовать свой лидерский потенциал, подготовить личность ребенка к достижению успеха и самореализации в обществе через создание комплекса социальных проектов.
Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
Цель нашей работы:
Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе;
Исследовать результативность применения метода проектов, через внеклассную деятельность;
Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.
Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Этапы работы:
Теоретический
Практический:
- коллективный проект во внеклассной работе;
- урок в режиме проектного обучения;
- опытно-экспериментальная работа.
Разработка проекта
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
Мотивационный
Планирующий
II этап: Сбор и обработка информации.
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы;
анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы.
IV этап: Реализация плана действий (проекта)
V этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы)
представляют проект на конференции
оформляют портфолио
готовят стендовую защиту
разрабатывают электронную презентацию и т.д.
VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
VII этап: Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Банк проектов
Социальный паспорт проекта «Почему болеют дети»
Актуальность: Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства. Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной проблемой общества.
Цель проекта: формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убеждённости и потребности в нем – через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности.
Задачи проекта:
пропагандировать здоровый образ жизни;
использовать возможности для привлечения школьников к социально-активной жизни;
способствовать формированию у детей сознательного отношения к своему здоровью.
Адресная направленность:
Проект рассчитан для учащихся 1-4 классов
В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве которых выступают учитель, родители, школьная медсестра
Проект предполагает:
1.Информационно-методическую работу со школьниками, выразившими желание принять участие в работе по данному проекту. 2. Создание учащимися театрального представления по проблеме формирования здорового образа жизни школьников, профилактике негативных привычек. 3.Проведение просветительской и агитационной деятельности, направленной на пропаганду среди учеников класса и начальной школы понимания ценности здорового образа жизни. 4. Развитие творческой деятельности школьников.
Этапы реализации проекта
Аналитический, диагностический этап
Организация деятельности творческой группы.
Планирование работы по проекту.
Изучение мотивационной сферы воспитанников в области здоровье сбережения.
Организационно-деятельностный этап
Организация проектной деятельности учащихся.
Написание сценария мини-спектакля.
Подготовка представления.
Этапы работы над проектом:
Анкетирование одноклассников и их родителей;
Беседы со специалистами (школьной медсестрой) и массажистом;
Поиск информации в Интернете и других источниках;
Подготовка к презентации проекта;
Предполагаемый результат: выбрать комплекс рекомендаций «Неболейка»
Итоговый этап
Презентация итогов проекта в виде театрального представления.
Рефлексия деятельности.
Социальный паспорт проекта «Влияние пыли на здоровье школьников»
Вид проекта: исследовательский, информационный, индуктивный.
Возраст: 1-4 класс
Цель: определить, от чего зависит уровень запыленности помещений гимназии.
Задачи:
узнать, что такое пыль;
какая бывает пыль;
какую опасность представляет пыль для здоровья человека;
как с ней бороться;
определить уровень и причины запылённости помещений школы;
создать информационную презентацию «Влияние пыли на здоровье школьников»
Объект исследования: пространство помещений гимназии.
Проблема: Все воспринимают пыль, как присутствующие и не вредящие здоровью мельчайшие тела. Вместе с обувью мы ежедневно приносим в гимназию, грязь с улицы. Нужно подумать, как частицы грязи и пыли влияют на здоровье школьников и учителей?
Этапы работы над проектом:
1 этап. Определение уровня загрязнения воздуха помещения гимназии.
Инструкция для исследования:
Намажьте вазелином полоски белой картонной бумаги. Прикрепите полоски бумаги в кабинете, директора, трапезной, коридоре, молебном зале, 1, 2, 3, 4 классах.
2 этап. Анкетирование педагогов гимназии. Беседы со специалистами (школьная медсестра);
3 этап. Поиск информации в Интернете и других источниках;
4 этап. Подведение итогов проекта. Выводы.
5 этап. Подготовка к презентации проекта.
Предполагаемый результат:
Выбрать комплекс рекомендаций, как можно обеспечить чистоту в помещении гимназии;
Выступить с презентацией проекта перед детьми и родителями на мероприятии « День открытых дверей».
Социальный проект «Сколько весит здоровье ученика»
Актуальность темы
Болезни опорно-двигательного аппарата – одни из самых распространенных. Очень часто дети и подростки обращаются к врачам с жалобами на боли в спине, пояснице, шее, головные боли, быструю утомляемость при длительной ходьбе. Все эти неполадки в организме связаны с проблемами позвоночника и формированием неправильной осанки. Одной из причин этого является ношение тяжелых ранцев.
Цель исследования: Обратить внимание на состояние своего здоровья
(осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.
Задачи:
Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
Предложить свои способы решения проблемы.
Объект исследования: ученики 2 класса
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Гипотеза: мы предполагаем о том, что тяжелый ранец вредит здоровью.
Методы исследования: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из книг, журналов, газет, эксперимент.
Предполагаемый результат:
Разработать рекомендации для родителей и учителей и работников нашей гимназии (памятка)
Рекомендации ученикам
Не носите лишнего в ранцах.
Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
Выступить перед обущающимися начальной школы.
Проект «Влияние компьютера на здоровье младшего школьника»
Проблема: при работе за компьютером ухудшается зрение.
Гипотеза исследования: при неправильной работе за компьютером ухудшается зрение.
Цель: изучить влияние компьютера на зрение.
Задачи:
Отобрать литературу по теме.
Изучить материал по теме.
Провести анкетирование среди учащихся 1-4 классов.
Исследовать данные медицинских карт учащихся по состоянию здоровья за 3 последних года.
Обобщить материал по теме.
Дать рекомендации по гигиене зрения.
Объект исследования: долговременная работа школьников за компьютером
Предмет исследования: Негативное влияние компьютера на зрение школьника и правила защиты зрения.
Ожидаемый результат исследования: на школьной научно-практической конференции «Познание продолжается» выступить перед учителями и учащимися школы, чтобы все задумались, стоит ли рисковать здоровьем при неправильной работе за компьютером.
Актуальность. Мы считаем, что здоровье самое главное богатство человека. Но долгие часы работы за компьютером могут привести к проблеме зрения. Глаза нужно беречь ведь познание окружающего мира происходит через орган зрения.
Пропаганда значимости здоровья человека
Встреча с врачом терапевтом.
Выпуск информационной презентации «Влияние пыли на здоровье школьников».
Выпуск газеты
Выступление перед учениками 1-4 классов.
Подборка физминуток в сборник « Гимнастика для глаз»
Проект « Зачем нужна сменная обувь»
Тип проекта: социальный, творческий.
Заказчик проекта: администрация школы.
Цель проекта: создание условий для осознания необходимости соблюдения
санитарно – гигиенических правил и норм учащимися школы.
Задачи:
- узнать из разных источников информации состав пыли, какую опасность она представляет;
- провести опрос учащихся школы, медицинских работников о важности сменной обуви для здоровья;
- исследовать степень запылённости школьного пространства, взять пробы со сменной обуви учащихся разных классов;
- оформить рекомендации для учащихся школы в виде рекламных плакатов, презентации сказки.
Основные проблемы, которые решает проект:
- Какую опасность представляет пыль, где в школе больше всего пыли?
- Все ли учащиеся школы ходят в сменной обуви?
- Как убедить школьников соблюдать санитарно – гигиенические правила?
Маршрутный лист проекта.
I. Мотивационный этап: идея создания, значимость проекта.
II. Этап планирования: обсуждение названия проекта, направлений работы, деление на группы.
1.Провести социологический опрос «Зачем нужна сменная обувь?».
2.Снять пробы с подошвы сменной обуви.
3. Решить-как же убедить школьников не только носить в школу сменную обувь, но и следить за её чистотой?
Придумать рекламные плакаты о сменной обуви и разместили их в раздевалке, спортивном зале.
Выпустить школьную газету «Будем здоровы: я, мои друзья, моя семья»
Сочинить «Оду чистым ботинкам».
III.Информационно-оперативный: изучение различных источников информации, проведение экспериментов, встреча с врачом, интервью работников школы, социологический опрос родителей, школьников, обмен информацией в группах, подготовка рекламных плакатов, сочинение рассказов, стихов, проведение фотосъёмки, презентация проекта школьникам.
IV.Этап оценивания и рефлексии.
Проект « Почему болят зубы?
Проблема: Почему болят зубы? Как возникает кариес?
Цель исследования: Ответить на вопрос, почему болят зубы и как этого избежать. Что же такое зубы и почему они болят?
Задачи исследования:
выяснить почему болят зубы;
выяснить надо ли чистить зубы и как часто или можно просто пожевать жевательную резинку;
выяснить, как часто надо посещать стоматолога, чтобы зубы не болели
Этап планирования:
Найти информацию. Как правильно чистить зубы.
Беседа со школьной медсестрой практическая работа
Провести анкетирование среди учащихся начальной школы:
Сколько раз в день чистишь зубы? Когда надо чистить зубы? Как часто ты посещаешь стоматолога? Зачем нужен стоматолог?
Этап оценивания и рефлексии. Выступление с презентацией перед аудиторией. Выпуск газеты.
Опытно-экспериментальная работа
Участие в 3городской научно – практической конференции « Я познаю мир» «Почему болеют дети» - диплом 1 степени, 2012
Участие в 4 научно - практической конференции « Я познаю мир»- « Влияние пыли на здоровье школьников»- диплом 3 степени,2013
Участие во всероссийском конкурсе «Зимняя олимпиада по здоровью – конкурс зимних проектов «Закалка, тренировка и здоровое питание в стране Неболейке»- 1 место,2013г.
Участие в 5 городской научно практической конференции « Я познаю мир»- грамота 4 место,2014
Защита учебного проекта «Были о пыли», на Иннокентьевской научно – практической конференции -1 место, 2012г.
Обобщение и представление опыта работы МО учителя начальных классов на семинаре «Использование проектной технологии» в рамках недели «Уроки педагогического мастерства»
Вывод:
Таким образом, нам удалось повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта социальных проектов. Младшие школьники наглядно видят практическое применение своих теоретических знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и не умеют, как много им ещё предстоит постичь. Реализация проектов на базе информационных технологий многогранна, эффективна, неисчерпаема и нацелена на долговременную перспективу. Основная школа будущего - это школа проектов.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Федеральный государственный образовательный  стандарт НОО, М 2011г
Громова Л.А. «Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как условие реализации ООП ОУ
Поливанова К.Н. «Проектная деятельность школьников» Просвещение,20084.  Тарасова Т.И.. Журнал «Начальная школа»№ 10, 2012г,
Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.