Творческий отчет Развитие логического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности в рамках ФГОС(1-4классы)


ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
Развитие логического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельностив рамках ФГОС Автор работы:
Ким Мен Ок,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №26 г. Южно-Сахалинска
Квалификационная категория: высшая
Южно-Сахалинск, 2014
Введение
В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребёнка приобретает особую остроту по нескольким причинам:
во-первых, появились новые учебники, требующие от учителя активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания,
во-вторых, изменения в российском образовании, связанные с достижением нового образовательного стандарта: “Всестороннее развитие личности обеспечивается единством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. Умственное воспитание выступает как формирование у детей интеллектуальных умений, в состав которых входят логические приёмы мышления».
Начальное общее образование призвано помочь учителю реализовать способности каждого ученика и создать условия для индивидуального развития младших школьников.
Чем разнообразнее образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальность личности ученика, а затем направить и скорректировать развитие младшего школьника с учётом выявленных интересов, опираясь на его природную активность.
Умение решать различные задачи является основным средством усвоения курса математики в начальной школе. Это отмечает и Г. Н. Дорофеев. Он писал: « Ответственность преподавателей математики особенно велика, так как отдельного предмета «логика» в школе нет, и умение логически мыслить и строить правильные умозаключения необходимо развивать с первых «прикосновений» детей к математике. И то, как этот процесс мы сможем внедрить в различные школьные программы, будет зависеть какое поколение придёт нам на смену»
Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем? Основоположником логики как науки является древнегреческий философ и ученый Аристотель. Он впервые разработал теорию логического вывода.
Термин «логика» происходит от греческого слова «лотос», что означает «мыслить», «разум».
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старшеклассников, не овладевает начальными приемами логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному.
Значительное место вопросу развития у младших школьников логического мышления уделял в своих работах известнейший отечественный педагог В. Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путем выявлял особенности мышления детей. О работе в этом направлении он так пишет в своей книге “Сердце отдаю детям”: “В окружающем мире – тысячи задач. Их придумал народ, они живут в народном творчестве как рассказы-загадки”.
Сухомлинский наблюдал за ходом мышления детей, и наблюдения подтвердили, “что прежде всего надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними… Изучая мышление тугодумов, я все больше убеждался, что неумение осмыслить, например, задачу – следствие неумения абстрагироваться, отвлекаться от конкретного. Надо научить ребят мыслить абстрактнымипонятиями».
Развитие логического мышления в условиях введения ФГОС НОО
2.1 Актуальность .Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь придётся на знакомом ему материале решать ещё и новые нестандартные задачи. Следует, уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать.
Развивая своё логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне.
На сегодняшний день общеобразовательная школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории. Неудивительно, что в обществах, ориентированных на прогрессивный сценарий развития, государственные вложения в сферу образования весьма значительны. Ибо уже и сейчас ясно, что выигрывают, и будут выигрывать в экономическом и культурном плане те страны, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую экстенсивное и интенсивное развитие интеллектуальных способностей подрастающего поколения.
Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Раньше первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня задачи общеобразовательной школы иные. Обучение в школе не столько вооружает знаниями, умениями, навыками. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Появились новые Федеральные образовательные стандарты общего образования второго поколения, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Основные задачи логического развития детей состоят в следующем:
воспитать умение самостоятельно применять доступные способы познания (сравнение,измерение, классификацию и др.) с целью освоения зависимостей между предметами, числами;
строить простые высказывания о сущности выполненного действия;
находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путем;
активно включаться в коллективную игру, предлагать нестандартные способы решения игровых задач;
свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, творческих задач и способов их решения.
2.2. Понятие «логическое мышление».
Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка младшего школьного возраста самостоятельно производить простые логические действия ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация), а также составные логические операции (построение отрицания ,утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной.
Сравнение– это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.
Анализ– логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый объект мысленно (или практически ) расчленяется на составные элементы (признаки, свойства,отношения), каждый из которых исследуется в отдельности как часть расчлененного целого.
Синтез– логический прием, с помощью которого отдельные элементы соединяются в целое.Сравнение подготавливает почву для применения аналогии. С помощью аналогии сходство предметов, выявленное в результате их сравнения, распространяется на новое свойство (или новые свойства).
Абстракция– это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.
Обобщение– мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.
Конкретизация– мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать– значит привести пример.
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приёмов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребёнка.
Целесообразнее развивать логическое мышление в русле математических знаний. Математика, как ни одна другая наука даёт возможность глубокого и осмысленного перехода от наглядно-действенного к образному, а потом и к логическому мышлению. Объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию у индивида умения формулировать чёткие определения обосновывать суждения, развивать логическую интуицию.
Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
2. 3 Развитие логического мышления младших школьников
Традиционная программа по математикедо введения ФГОС в основном включала стандартные задания: задачи, решаемые по определённому алгоритму, и примеры, для решения которых необходимо знание определённых приёмов вычислений. Совсем мало в учебниках было упражнений и заданий на развитие логического мышления. При этом задания не были выстроены в систему, давались, как правило, со“звёздочкой” специальная методическая работа с ними отсутствовала. В результате при обучении математике по традиционным учебникам запас заученных знаний быстро кончался, и несформированность умения продуктивно мыслить неизбежно вёл к появлению проблем.
На сегодняшний день программа « Школа России» реализует более эффективный подход. Обучение на основе интегративной технологии деятельностного подхода способствует формированию познавательных интересов, глубоких и прочных знаний, личностных качеств.
В ОС “Школа России ” предусмотрена системная работа по формированию логического мышления у младших школьников, которая реализуется как с точки зрения организации учебного процесса, так и в плане содержания материала, включённого в учебники.
В учебниках появилась « Страничка для любознательных» . Учитель планирует работу по этим страницам , ориентируясь на уровень класса.Данный материал является основой развития у учащихся, в первую очередь,логических действий:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
доказательство;
выдвижение гипотез и др.
Таким образом, курс математики в свете федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения призван создать условия для формирования познавательных умений, сформировать логическое и абстрактное мышление у младших школьников, характерные для математической деятельности и необходимые на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения.
Начиная с 1 класса, я вводила специальные задания и задачи направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Использую дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера, требующие применения знаний в новых условиях.
Дополнительно, в рамках внеурочной деятельности , был введён курс « Логика». ( Приложение 1)
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.
Задачи курса:
Развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развивать психические познавательные процессы: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формировать навыки творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи;
развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;
формировавать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Материал каждого занятия рассчитан: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 классы – 45 минут.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
3. Приемы развития логического мышления
Моя методическая тема :«Развитие логического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности по ФГОС в начальных классах».
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определенным правилам необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования у учащихся познавательных интересов. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Моя задача – полнее использовать эти возможности при обучении детей математике. Однако конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, нет. В результате работа над развитием логического мышления идет без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания и последовательности формирования.
3.1. Развитие логического мышления в 1-2 классах.
В первом классе предлагаются задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтез и обобщение. Например. ( Приложение 2)
1. Приём сравнения предметов.
В ходе обучения приему дети должны овладеть следующими умениями:
а) выделение признаков;б) установление общих признаков;в) выделение основания для сравнения;г) сопоставление по данному основанию.
Сравнение может идти
по качественным характеристикам (цвет, форма)
по количественным характеристикам: больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже и т.д.Этот приём можно использовать на любом этапе урока. ( Приложение 2)
2. Приём анализа и синтеза
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез –это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Используется в основном при решении задач.(HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/611611/pril2.docx"Приложение №3)
3. Приём классификации.
Это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал,сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основа обобщение,распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков. Таким образом,осуществление классификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения.( Приложение 4)
4. Приём обобщения.
Умения необходимые для овладения этого приёма:
1.Относить конкретный объект к заданному взрослым классу и, наоборот, конкретизировать общее понятие через единичные (действие отнесения),
2. Группировать объекта на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (действия обобщения и обозначения) группировку в уме.
Учащиеся мысленно объединяют предметы и явления в группы по тем общим и суще-ственным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. (Приложение 5)5. Закономерность.
Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать признаки одного ряда и сопоставлять эти признаки с обобщенными признаками объектов второго ряда.В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи. Важно обратить внимание на развитие у ребенка умения обосновывать свое решение, доказывать правильность или ошибочность этого решения, выдвигать и проверять собственные предположения(гипотезы). ( Приложение 6)
3.2 Организация различных форм работы с логическими задачами
Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Так, при решении задачи ученик выполняет анализ: отделяет вопрос от условия, выделяет искомые и данные числа; намечая план решения, он выполняет синтез, пользуясь при этом конкретизацией (мысленно рисует условие задачи), а затем абстрагированием (отвлекаясь от конкретной ситуации, выбирает арифметические действия); в результате решения задач ученик обобщает знание связей между данными в условии задачи. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития.
Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей:
1. Объяснение готового решения задачи
(повторный анализ - это путь к выработке твердых знаний по математике).2.Представление ситуации, описанной в задаче и ее моделирование:
а) с помощью отрезков. Например:

Бом выше Бима, Бим выше Бама. Кто из гномов выше всех?
б) с помощью рисунка. Например:
На грядке сидели 6 мышек. К ним подбежали ещё 3.Кот подкрался и схватил одну. Сколько мышек осталось на грядке?

в) с помощью чертежа. Например,

3.
Решение задач с помощью таблицы.4.Построение дерева возможностей.
От Бабы –Яги До Кощея ведут 3 дороги, а от Кощея до Кикиморы – 4 дороги. Сколькими способами можно дойти от Бабы- Яги до Кикиморы, если надо зайти к Кощею.
Кощей

Кикимора
6.Объяснение хода выполнения решения задачи, используя слова “если не…,то”.7. Самостоятельное составление задач учащимися.8. Решение задач с недостающими или лишними данными.
Работа над задачей с недостающими и лишними данными воспитывает у детей привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными.
В первом букете ромашки. Это на 12 ромашек больше, чем во втором букете. Сколько ромашек в двух букетах.
Что ещё можно спросить?
9. Постановка или изменение вопроса задачи.
Такие упражнения помогают обобщению знаний о связях между искомым и данными, при этом дети устанавливают, что можно узнать по определенным данным.
10. Использование приема сравнения задач и их решений.11. Закончить решение задачи.12. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
Существует несколько приемов поиска решения задач, способствующих формированию и развитию логического мышления младших школьников.
Прием 1.
- О чем спрашивается в задаче? - Берем любые два данных. Задаем вопрос: “ Зная это… и это…, что можно найти?” - Что достаточно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? - Отвечаем на вопрос, выбираем ответ,приближающийся на ответ задачи. - Получаем ответ и грамотно оформляем его.
Прием 2.
- Подумай, что обозначает в задаче каждое число.- Выбери форму краткой записи (таблица, схема,чертеж, знаковая, и т.д.) - Найди в задаче пары чисел связанных между собой.- Что можно узнать по этим данным.- Составь из данных пар чисел выражения. - Запиши пояснения к этим выражениям.- Отбери выражения, которые нужны для решения задачи. - Определи порядок их записи и действия.- Выбери способ записи решения задачи (выражением, уравнением, по действиям, с пояснением, с вопросами)- Реши задачу другим способом или составь обратную, с целью проверки. - Правильно и подробно запиши ответ.
Также на уроках математики, для развития логического мышления, я использую различные задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.( Приложение 7)
Таким образом, формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся логического мышления.
3. Заключение
Проблема развития логического мышления очень актуально на данном этапе с переходом на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Стандарт второго поколения в математической подготовке младших школьников не предполагает революции. Он поддерживает традиции начального обучения математике, но расставляет иные акценты и определяет иные приоритеты. Определяющим в целеполагании, отборе и структурировании содержания, условиях его реализации является значимость начального курса математики для продолжения образования вообще и математического в частности, а также возможность использования знаний и умений при решении любых практических и познавательных задач. В стандарте обозначено, что в ходе освоения школьник должен получить возможность овладеть «основами логического и алгоритмического мышления, записи и выполнения алгоритмов». Очевидно, что одной лишь работы с готовыми алгоритмами арифметических действий, эпизодического решения логических задач, что обычно предлагается в учебниках математики, недостаточно для создания реальной основы для развития логического мышления. К сожалению, как правило, учитель не создает ситуаций для успешного формирования логического мышления. Поэтому очень важно, чтобы современные формы и методы обучения математике способствовали формированию умения следовать инструкции, правилу, алгоритму; учили рассуждать, правильно использовать математическую терминологию, строить высказывание, проверять его истинность, формулировать вывод.
Считаю, что выбранные мной формы и методы развития логического мышления учащихся младших классов на уроках математики способны развивать самостоятельность логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также активнее использовать эти знания в повседневной жизни. Поэтому использование учителем начальной школы этих форм и методов развития логического мышления на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике.
4. Список использованной литературы.
Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Ось – 89, 2001
Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. М.: «Дрофа», 2008
Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 2 класс. М.: «Дрофа», 2008
Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 3 класс. М.: «Дрофа», 2008
Закон РФ «Об образовании».
Лавриненко Т. А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. – Саратов: Лицей, 2000
Орлова Е.В., Гладин Н.В., Воровщиков С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников.М.: «5 за знания», 2008
Павлова Т.Л. Диагностика мышления младших школьников. ТЦ «Сфера». 2009
Подласый И.П. Педагогика. Процесс обучения. М.: «Владос», 2003
Примерные программы начального общего образования. М.: «Просвещение»., 2009
Сиденко, Е. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе, 2010 № 3
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль: «Академия развития», 2001
Шамарина Е.В., Тарасова О.В. Считаю и размышляю. М.: «Гном и Д», 2005
http://nsc.1september.ru/ 
http://suhin.narod.ru/zag1.htm Загадки и кроссворды для детей.
http://www.ed.gov.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
5. Приложение
Приложение 1( программа по логике )
Приложение 2
Сравнение
1.


?

2. “Что изменилось?


3. “Найди лишний ряд”
2 5 8 11 14
1 4 7 10 13
3 4 5 6 7
3 6 9 12 15
4. “Какая фигура лишняя?”
Приложение 3
Анализ и синтез
1.Малыш и Карлсон играли в игру: поочерёдно записывали цифры в ряды. Карлсон записывал любые цифры, а Малыш – по одному и тому же принципу.
- Подумай, по какому принципу записывал Малыш цифры, и допиши те, которые он не дописал.
Карлсон
Малыш
30 45
2. Из различных цифр я сделал бусы. 15 35 20 25 40
Но бусы были порваны
Кто сможет их помочь собрать,10 45
Тому поставлю пять!
( 10, 15,20, 25, 30, 35,40, 45.)
3. “Магический квадрат”.
Расположи цифры так, чтобы сумма чисел по каждой вертикали, горизонтали и диагонали была одинакова.
58 30 65 16
9 37

23 44
51
4. “Какая фигура лишняя?”


Приложение 4
Классификация.
1.Разбей на группы
по цветупо формепо размеру




2. “Найди числа кратные 8”15, 18, 24, 36, 42,16, 54, 40, 48, 74, 28, 8, 12, 56, 64, 38,54, 32, 81, 72.
3. “Вставь пропущенные знаки”.    
Ма К; а М; К; М
.а.9К; М

.дК4. “Разбей на группы числа”
а) чётныев)однозначныед)круглые
б) нечётныег)двузначныее)трёхзначные
Приложение 5
Обобщение
“Назови, одним словом”.
2, 4, 6, 8 _____________________
1, 3, 5, 7, 9 _____________________
18, 25, 33 ____________________
131, 139, 216 ___________________
“Зачеркни лишнее выражение”.

1 + 63 + 42+38-3

7 - 27 - 65+27-3

“Чем похожи числа?”
6 и 61;41 и 48;84 и 14.
“Чем различаются?”
5 и 15,88 и 18;12 и 31;
“Общие признаки?”
1 и 11; 20 и 10; 126 и 345
Приложение 6
Закономерность.
“Вставь число”.
36 450 80

12? 190 ? ? 23

2.“Продолжи ряд”. Рассмотри , как получается каждое следующее число в ряду , продолжи его и прочитай числа :
а.) 67, 70, 73,…
Б.)10, 12, 16,20, 22…
В.) 0, 15, 30, 45,…
Г.) 100, 90, 80, 70, …,
Д.) 12, 23, 34, 45, …
Е.) 98, 88, 78, 68, …
4.“Установи правило и впиши знаки + или - ”7000 1 400 7 = 1 2006000 1 8006 = 1300
8000 1 500 5 = 1900 80001600 4 = 2400
Приложение 7
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ЗАГАДКИ, СМЕКАЛКИ, СТАРИННЫЕ ЗАДАЧИ
Два числа 1 и 3 быстро их сложи и ответ скажи.
На дереве сидят 4 птицы:2 – воробья остальные вороны. Сколько ворон?
Купил на 5 рублей, уплатил 6 рублей. Сколько сдачи получил?
На столе было 4 яблока. Одно разрезали на 4 части. Сколько яблок на столе ?Как можно одним мешком пшеницы наполнить два таких мешка? (Один вложить в другой )У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, да собака Дружок. Сколько внуков?
Задумай число до 5. Прибавь 2 и скажи ответ. Я назову задуманное число.
Кто в твоей семье самый старший, низкий, выше отца, мамы, старше тебя, выше тебя, ниже тебя, ниже мамы?
У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если было б 7 кадушек сколько было бы лягушек?
Первый Назар шёл на базар, второй Назар – шел с базара. Какой Назар нес товар, а какой шел без товара?
Двое детей подошли к реке. У берега стоит одна лодка, которая берет только человека. Как им переплыть на другой берег? ( дети были на разных берегах)
Мальчик пришел на мельницу и увидел в каждом углу по три мешка, на каждом мешке по 3 кошки, у каждой кошки по три котенка. Сколько ног было на мельнице ? (две, потому что у кошек лапы )
Над рекой летали птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять гусей. Сколько птиц ответь скорей?
Горело 7 свечей. 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось?
Как перечислить пять дней недели, не называя их? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Когда человек может мчаться со скоростью гоночного автомобиля? ( Когда сидит в нем )Кто может прыгнуть выше дома? (Любой, т.к. дома не прыгают)
Скажешь: « Не приходи» - идет. Скажешь: « Не уходи» - уходит (время)
Ты да я да мы с тобой. Сколько нас? ( двое )
Как с помощью только одной палочки образовать треугольник на столе? (положи на угол)
Тройка лошадей пробежала 5 км. Сколько км пробежала каждая лошадь ? Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг, А если встанет на две ноги?
У трех братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (4)
Надо разделить 5 яблок на 5 девочек так, чтобы одно яблоко осталось в корзине и
каждой досталось по одному яблоку (последней дать яблоко вместе с корзиной)
Может ли дождь идти 2 дня подряд? (нет, их разделяет ночь).
Росло 4 березы на каждой по 4 больших ветки, на каждой большой ветке по 4 меленькой веточки, на каждой маленькой веточке по 4 яблока. Сколько всего яблок?
В огороде пугало рукавами машет
В огороде пугало разгоняет пташек.
3 паслись на грядке лука, в небеса взвилися 3.
2 последние не трусят – очень храбрые они.
28. Скоро10 Сереже, Диме нет ещё 6. Дима все никак не может до Сережи подрасти. А
на сколько же моложе мальчик Дима, чем Сережа?
29. Три сестрички заплели по две косички. Угадайте, вот вопрос, сколько будет всего
кос?
5 грибов в руке несут, 5 грибов в лесу растут, если все грибы собрать, сколько будет как считать?
Сколько будет, посчитай-ка, если к 2 прибавить 5 и из суммы 3 отнять.
У одной автомашины есть 4 автошины, сколько может автошин быть у 3 автомашин?
4 крыла, а не бабочка, крыльями машет, а не летит (мельница)
Имеет 4 зуба, каждый день бывает за столом, но ничего не ест.
Кто становится выше, когда садится? (собака)
Что становится легче, когда его надувают? (шар)
Чем больше берем, тем больше становится (яма)
Три брата по дороге бегут, один впереди, два позади, двое задних не могут догнать первого (трехколесный велосипед)
На 4 ногах стою, ходить же вовсе не могу (Стол.Стул.)
Пять братьев годами равные именами разные (пальцы)
Шел человек в город, по дороге встретил трех товарищей. Сколько человек идет в город? (4 человека)
Шел человек в город, навстречу три товарища. Сколько человек идет в город ? (1человек т.к. трое шли навстречу)
Сидят белки на ветке. Против каждой белки по 2 белки, Сколько всего белок Объясните как сидят белки? (три белки и сидят они треугольником)
Девочка искала дом № 5. Найдя дом № 1, она не глядя на номера отсчитала 5 домов и вдруг увидела дом № 9. Почему? (дома на улице располагаются по четной стороне и нечетной стороне)
В школу шел пятачок нашел, а с товарищем пойду сколько найду?
Наташа сказала: «Я получила за контрольную такую оценку, которая получится при сложении и умножении двух одинаковых числа» Что получила Наташа? (4)
Предлог стоит в моем начале, в конце же загородный дом, а целое мы все решаем и у доски и за столом (за-да-ча)
Лиса поймала 15 окуней и разложила их на 5 кучек так, что в кучках было разное число рыбок. Как она это сделала? (1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15)
Выглянув на повороте в окно, Ира увидела впереди 9 вагонов, а следом ещё 7 вагонов. Сколько вагонов в составе? (17)
В кучке лежали конфеты. 2 мамы, 2 дочки и бабушка с внучкой взяли по одной штучке. Сколько было конфет в кучке? (3)
Ч то за птицы пролетают по 7 в каждый ряд, вереницею летят не воротятся назад (дни недели)
Стоят два мальчика. Один смотрит на юг, другой на север. Могут ли они увидеть друг друга, если не употреблять зеркало или другие приспособления? ( могут, если стоят лицом друг к другу.)
Один человек купил 3 козы и заплатил за них 9 рублей. По чём пошла каждая коза? (по дороге) Что это может быть:2 – головы, 6 – ног, а ходят только 4? (всадник)
Бочка с капустой на 48 кг тяжелее ящика с консервами. Два ящика с консервами весят 70 кг. Сколько весят 5 бочек с капустой?
Определи глубину водоема, если шест длиной 7 метров вбили во дно на 1 метр и выступает он из воды на 2 метра.
Три кубика и одна раковина весят столько, сколько 12 бусинок, а одна раковина весит столько же, сколько один кубик и 8 бусин. Сколько бусин надо положить на чашку весов, чтобы уравновесить раковину?
Определяя количество воды, даваемое родником, туристы заметили, что двухлитровая банка наполняется за 4 секунды. Сколько воды дает родник за минуту, час, сутки?
На складе находились 7 бочонков мёду, 7 наполовину заполненных медом и 7 пустых бочонков. Как распределить все бочонки между тремя покупателями так, чтобы каждый получил одинаковое количество мёда. Причём, мёд не перекладывать.
В один кувшин, 3 кружки и 3 стакана вмещается столько же воды, сколько в 2 кувшина и 6 стаканов или в 1 кувшин и 4 кружки.
Сколько стаканов воды вмещается в кружку и сколько в кувшин?
Женщина продавала яйца. Первая покупательница купила у неё половину всех яиц, и еще пол-яйца, вторая купила половину оставшихся яиц и еще пол-яйца, а третья – купила последнее яйцо. Сколько яиц принесла женщина на базар?