Выступление Здоровый ребенок — успешный ребенок!

Муниципальное образовательное учреждение Кораблинская средняя общеобразовательная школа №2 муниципального образования -
Кораблинский муниципальный район Рязанской области







Выступление на РМО

классных руководителей

«Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»


Подготовила: Ратушная Л. А.







декабрь 2014 г.

Здоровый ребёнок – успешный ребёнок

У кого есть здоровье, есть и надежда,
а у кого есть надежда – есть все.
Арабская пословица

Слайд
Своё выступление я хотела бы начать с притчи: «Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее - богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Ведь здоровый нищий счастливее больного короля».
Здоровье-это кладезь,
Его нельзя купить.
Однажды потерявши,
Его не возвратить.

Не одолжить у друга,
Не выиграть в лото,
Ведь без здоровья счастье,
Поверьте уж не то!
Все мы родом их детства, тем не менее, то самое детство, которое мы «прошли», остаётся для нас загадкой, и мы, взрослые, неустанно о нем размышляем с тем, чтобы сделать детство современных детей по-настоящему детским, т.е. уберечь детей от горестей и ошибок. Взрослые должны делать все возможное, чтобы сфера детства была валеологической, т.е. здоровой.


Слайд
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Статистические показатели подтверждают: физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей; 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания; только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми. Здоровье детей зависит и от неблагополучной экологической ситуации, снижения уровня жизни, нервно – психических перегрузок. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует распространению в детской среде различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма, наркомании.


Слайд
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Надо, чтобы уже с раннего возраста ребёнок учился любви к себе, к людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.


Слайд
Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:
в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;
в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане - честен, самокритичен, эмпатичен, проявляет отрицательное отношение к вредным привычкам;
в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.



Слайд
Вот почему в своей педагогической работе я использую здоровьесберегающие технологии.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения и воспитания – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для реализации целей здоровьесберегающих технологий, использую в своей работе следующие принципы:
Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.
Принцип активности – предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.
Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» – одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов (No nocere!).
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, стараюсь всесторонне развивать ребенка, планирую и прогнозирую его развитие.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.
Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
Принцип активного обучения и воспитания, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии, КТД).
Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.


Слайд
По выражению академика Амосова, «чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».
Поэтому огромную работу в классе провожу по направлению «Я и Здоровье». Это и проведение уроков физкультуры, динамических игр, прогулок, подвижных игр, физкультурных минуток. В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
упражнения по формированию осанки,
укреплению зрения,
укрепления мышц рук,
отдых позвоночника,
упражнения для ног,
упражнения на ковре,
релаксационные упражнения для мимики лица,
потягивание,
массаж области груди, лица, рук, ног,
психогимнастика,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Всё это способствует развитию восприятия отдельных вещей, наблюдательности, совершенствованию движений, быстроты, силы, ловкости.

Слайд
Наша школа – это Школа здоровья. У нас работают школьный врач, 2 медицинские сестры, массажист. Я работаю в тесном контакте с медслужбой: веду факультатив по валеологии «Уроки здоровья», ориентированный на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. В целях оздоровления детей мы проводим:
стопотерапию;
интерактивные игры, экспресс – игры, например, «Будь здоров», «Зелёная аптека»;
классные часы о вредных привычках «Курить – здоровью вредить».
беседы: «Осторожно: грипп», «На прививку», «Витаминная кладовая», «Красивая осанка», «Компьютер: за и против»;
театрализованные представления, например, «Зарядка – путь к успеху».

Слайд
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому у нас в школе проводятся специальные занятия – уроки БОСС, мы их назвали Уроки дыхания. Эти занятия с детьми проводит Доктор Дыхания Шемякина Надежда Юрьевна. Сначала проводятся подготовительные занятия в классе (беседы «Что такое воздух», «Поговорим о дыхании», «Правильно дышим», «Умей расслабляться»), а затем уже дети на практике учатся правильно дышать.

Слайд
Вот уже на протяжении 4 лет для детей организую занятия в Школе безопасности, на занятиях которой дети на практике учатся приёмам оказания первой медицинской помощи при укусах насекомых и змей, при получении ран, ссадинах, переломах, а также о том, что следует делать при кровотечениях, обмороках, тепловом и солнечном ударах (тренинг «Если солнечно и жарко»).

В Школе безопасности для детей был проведён экологический тренинг с использованием ИКТ «Правила поведения в лесу», затем учащиеся составляли свои плакаты – памятки «Береги лес!», знакомились с ядовитыми грибами и ягодами, правилами оказания первой помощи при отравлениях.

Но особенно сильное впечатление на детей произвело занятие в Школе безопасности по теме «Как вести себя на воде». Детям не только рассказали о правилах отдыха у воды, но и с помощью экспоната – модели мужчины (мы его назвали «Сёма») показали, как оказать первую помощь при утоплении, как делать правильно искусственное дыхание. Дети самостоятельно попробовали сделать массаж сердца на этой модели.

Увлекательно прошло занятие в Школе безопасности по теме «Опасные и безопасные ситуации». Сначала я провела тест «Личная безопасность», который помог определить, умеют ли дети правильно поступать в опасных ситуациях (например, был задан вопрос: Если кто – то на улице преследует тебя, как ты поступишь?
Остановишься и запоёшь: «Нам не страшен серый волк»;
Побежишь в людное место и обратишься за помощью к милиционеру или взрослому;
Побежишь к нему навстречу с криком: «Забодаю!»)
Затем разработали «Шаги принятия решений в опасной ситуации»: остановись, подумай, выбери, похвали себя. На занятии дети работали с пословицами, отгадывали кроссворд «Как подружиться с электричеством», разбирали опасные ситуации на дорогах, пожарах.

Также на занятиях в Школе безопасности шла речь о правилах поведения на дорогах. Была проведена викторина «Светофорик», а затем дети в игровой форме познакомились с некоторыми дорожными знаками, разбирали опасные ситуации при переходе проезжей части, о том, к чему могут привести игры на дорогах.
Интересно и увлекательно прошло занятие в Школе безопасности по теме «Пожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности ты знать обязан». Сначала дети поговорили о значении огня, вспомнили, как огонь попал к людям, затем речь пошла о причинах пожаров (использовали красочные плакаты – памятки «Осторожно = огонь!»), работали с пословицами, коллективно составили памятку «Правила поведения при пожаре», далее была проведена викторина, разгадывали кроссворд.


Слайд
В классе провожу большую физкультурно – оздоровительную работу: спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», соревнования «Зов джунглей», «Сказочные эстафеты», «Весёлые старты», «Зоологические забеги». Мы обязательно принимаем участие в школьных мероприятиях «Малая школьная олимпиада», акциях «Спорт вместо наркотиков», День здоровья, в конкурсах рисунков «Я здоровье берегу – сам себе я помогу», военно – спортивных играх «Зарничка», «Маленький разведчик» и др.


Слайд
В этом году я набрала первоклашек, их у меня 25 человек – неугомонных, подвижных, любознательных. Помогают мне их воспитывать мои бывшие дети – пятиклассники во главе с классным руководителем Коршиковой Натальей Михайловной. Они - наши любимые шефы. Мы совместно проводим классные часы («Витамины», «Правильное питание»), готовим презентации «Режим дня», «Советы Доктора Айболита», подготовили и провели агитбригаду по правилам дорожного движения «Красный, жёлтый, зелёный», разучиваем физминутки для уроков, проводим подвижные игры на переменах. А вот сегодня подготовили утренник «Царевна Гигиена и её друзья».


Слайд

Немаловажное значение по формированию здорового образа жизни детей имеет работа классного руководителя с родителями. Одной из важных задач семьи является активное участие в занятиях массовой физкультурой. Очень важно, чтобы родители в семье занимались спортом или физкультурой, тем самым предоставляя наглядный пример своим детям. Совместно с учителем физической культуры мы организуем и проводим один раз в четверть спортивные семейные праздники, дни Здоровья: «Мама, папа, я – дружная семья», «В здоровом теле – здоровый дух», «Богатырская силушка» и другие.
Одной из форм просветительской работы с родителями являются, конечно, родительские собрания. С 1-го класса мы проводим один раз в четверть родительские лектории по формированию здорового образа жизни учащихся. В первом классе цель таких лекториев: познакомить родителей с некоторыми аспектами успешной адаптации детей к школе, с необходимостью соблюдения режима дня. К проведению лекториев приобщаем педагога-психолога, который на основе проведенного анкетирования предоставляет информацию для родителей об особенностях психофизического развития каждого ребенка. Тематика дальнейших родительских лекториев различна, например «Преодоление детских страхов, связанных с семьей и школой», «Гиперактивный ребенок в школе», «Профилактика ОРЗ и гриппа».


Слайд
Итак, важнейшим направлением в работе каждого педагога должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.
Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!» Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели – сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
15